Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет1, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 Понятие типа и сущности государств………………..……………..5

§1. Понятие типа государства………………………………………………...5

§2. Формационные и цивилизационные типологии государств……………9

Глава 2 Характеристика основных типов государств………………………14

§1. Рабовладельческое государство………………………………………….14

§2. Феодальное государство…………………………………………………..17

§3. Буржуазное (капиталистическое) государство…………………………..19

§4. Социалистическое государство…………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..25

Библиография………………………………………….……………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Типология государств.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     К сожалению, марксистская теория классовой  борьбы и государства, включая и  его типологию, была превращена советским  обществоведением в догму. Буржуазный тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эпохе промышленного капитализма, и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов.

     Благодаря вмешательству государства в  экономику, начало которому положили теория Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.

     Немало  противоречий возникает в применении формационного подхода и к  социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской  революции. В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.

     Марксистскую  типологию государств можно критиковать, можно и отказаться от нее, но обязательно  надо изучать. Это необходимо делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать опыт государств, которые идут по социалистическому  пути развития. Крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает успешно строить социализм, но с китайской (читай - национальной, учитывающей тысячелетиями складывающуюся ментальность населения) спецификой.

     Другим  заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.

     Одной из наиболее распространенных и характерных  для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный  американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу5. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

     К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

     Вторая  стадия - это период трансформации  общества в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.

     Третья  стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

     Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости". В этой стадии достигается  устойчивое превышение выпуска продукции  над ростом населения.

     Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

     Представителем  другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах  государства является английский историк  А. Тойнби6. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

     При изучении вопроса о типах государства  следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным  подходами.

     Исходя  из формационных представлений и  критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и социалистическая (теоретически - первая стадия коммунистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время. Известные миру цивилизации различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская и Античная, Западноевропейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (русской) цивилизации.

     Формационные  и цивилизационные объяснения типологии  государства и права существенно  дополняют друг друга. Это имеет  большое политическое и государственно-управленческое значение.

 

  1. Характеристика основных типов государств.
 

§1. Рабовладельческое  государство. 

     Государства рабовладельческого типа возникли позднее  ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

     Экономический базис7 рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ - рабы - не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектами права и эксплуатации.

     Основные  классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них  существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений-восстаний (восстание рабов в Сицилии во 2 в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н. э. и др.).

     К внутренним функциям рабовладельческого государства относились:

    1. охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;
    2. подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия;
    3. идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

     Во  внешней сфере рабовладельческое  государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

     Формой  организации рабовладельческой  государственной власти были унитарные  монархии и республики. Монархия8, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.

     Рабовладельческая республиканская форма правления  была двух видов. Первый - демократическая  республика (Афины), где в выборах  высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

     В императорский период рабовладельческое  право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования  соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

     Пройдя  период становления и развития, рабовладельческое  государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

     Таким образом, основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб - говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

 

§2. Феодальное государство. 

     На  основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

     Экономической основой феодального государства  выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность  на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

     Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

     Феодальное  государство9 было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

    1. децентрализованной феодальной раздробленности;
    2. усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;
    3. централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

     Большинство функций феодального государства  обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

     В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

     Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная  собственность на средства производства, включая феодальную собственность  на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

 

§3. Буржуазное (капиталистическое) государство. 
 

     Первые  капиталистические государства  возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

     Экономическую основу буржуазного государства  на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов.

     Первый  этап можно назвать периодом становления  и развития. Это период конкуренции  большого числа собственников. Государство  здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Информация о работе Типология государств