Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:59, дипломная работа

Описание работы

Моя курсовая работа состоит из трех параграфов. В первом параграфе говорится о понятии типологии государств, о её сущности и особенности. Во втором параграфе – о цивилизационном подходе, о его недостатках и отличии от формационного подхода. Третий параграф нашей курсовой о формационном подходе. Он, в свою очередь, состоит из нескольких пунктов. Так как именно третий параграф я раскрыла полностью, тщательно рассмотрев формационный подход. Здесь мы раскрыли понятие рабовладельческого государства, феодального государства, буржуазного, и наконец, социалистического государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
§1. Понятие типологии государства………………………………….4
§2. Цивилизационный подход………………………………………...7
§3. Формационный подход…………………………………………...11
Заключение………………………………………………………….....26
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Типология государства Курсовая Работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ» 

в г.  НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

Специальность: Бакалавриат

Направление: 030900.62 – «Юриспруденция»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

На тему:

«ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА»

                                                   

 

 

                                                              Выполнила

                                                                         студентка 1 курса

                                                                             группы 11102 очной

                                                                       формы обучения

                                                                     Сабирова Алия

 

                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                         ассистент кафедры   

                                                                                        ТиИГиП

                                                                                         Кузьменко Валентина

                                                                                         Игоревна         

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Набережные  Челны

2012 

Содержание  работы

 

Введение………………………………………………………………. 3

 

§1. Понятие типологии государства………………………………….4

 

§2. Цивилизационный подход………………………………………...7

 

§3. Формационный подход…………………………………………...11

 

Заключение………………………………………………………….....26

 

Список использованной  литературы …………………………….....28 

Введение

 

      

       Типология представляет собой один из важнейших методов познания исторического развития государства и права. В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д.

       Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права, ведь абсолютно любое государство имеет свои определённые характеристики, по которым его можно определить к тому или иному типу государств.

      Моя курсовая работа состоит из трех параграфов. В первом параграфе говорится о понятии типологии государств, о её сущности и особенности. Во втором параграфе – о цивилизационном подходе, о его недостатках и отличии от формационного подхода. Третий параграф нашей курсовой о формационном подходе. Он, в свою очередь, состоит из нескольких пунктов. Так как именно третий параграф я раскрыла полностью, тщательно рассмотрев формационный подход. Здесь мы раскрыли понятие рабовладельческого государства, феодального государства, буржуазного, и наконец, социалистического государства.

     

 

 

                                   1.Понятие типологии государства

    Диаконов Владимир Викторович дает следующее понятие типологии: Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств по однородным группам и подгруппам.

      Предпосылками для определения типологии государства является целый ряд факторов. 

      Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.

     Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В  истории  цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие  сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями.

     Но в то же время у отдельных государств имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства.

      В развитии каждого государства наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существует определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой  общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства - с другой1.

      Лазарев В.М. считает, что смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

    Переход от одного исторического типа государства к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.

Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ  обуславливает возникновение государства у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства.

      В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

      В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Его содержание применительно к процессу развития государства характеризуется следующим:

• постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека;

• развитие материальной  и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний;

•  уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды;

•  демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций;

•  гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.

     В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе,  представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени2.

      Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

      Американский профессор Р.Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены  в степени отражения государственной властью воли общества3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Цивилизационный подход

        Заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. Предложил его английский историк Арнольд Тойнби4.

А. Тойнби дал следующее определение цивилизации. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло - остаются неизменными. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство5.

Цивилизация –  понятие весьма ёмкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, ступень общественного  развития, следующая за варварством и даже эпоха деградации  и упадка культуры в противовес её целостности и органичности6.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом  общечеловеческих ценностей, а цивилизация  понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития7.

Определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они  главным образом определяют особенности  развития данной общественной системы  и характерные черты ее государственной власти. На начальном этапе человеческой истории социокультурные факторы, определяющие лицо общества, формируются у разных народов автономно, независимо друг от друга. Возникают первичные, древнейшие цивилизации, обладающие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнекитайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие первичных цивилизаций, приводит к формированию особенных типов средневековых цивилизаций - европейской, арабской, восточной, американской и др. Каждая такая цивилизация объединяет страны, имеющие существенные общие черты, В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур. Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип государства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизованного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

В частности, основываясь  на различных подходах к понятию  цивилизации, можно выделить следующие  виды цивилизаций:

1) Локальные (существовали когда-либо в конкретном месте, например, шумерская, эгейская, индийская и др.)

2) Особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и.т.д.)

3) Древние, средневековые и современные

4) Крестьянские, промышленные и научно-технические

5) Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные

6) Мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципах всеобщего гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой  цивилизации. Данный принцип не отрицает национальных обычаев и традиций.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Цивилизационный подход дает возможность представить и сопоставить разнообразие государственно-правовых систем современности на основе многофакторных критериев8.

Рассматривая  цивилизационный вариант типологии, следует отметить два момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует государство-принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов государства.

 Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Информация о работе Типология государства