Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении, поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.

Содержание

Введение……………………………………………………. ………….3 I.Критерии типологии………………………………………………… ..6 II. Соотношение типологии и формы государства……………………9 III. Основные подходы к типологии государства……………………. 10 1.Типы государства по отношению к религиозным культам…… …..13 а) Светское государство………………………………………………..13 б) Теократическое государство………………………………………..14 в) Клерикальное государство………………………………………….14 г) Атеистическое государство…………………………………………15 2. Характеристика формационного подхода……………………….. ..16 а) Рабовладельческое государство…………………………………….17 б) Феодальное государство…………………………………………….18 в) Буржуазное государство…………………………………………….19 г) Социалистическое государство……………………………………..20
д) Переходное государство…………………………………………….22 3. Характеристика цивилизационного подхода………………………25 а) Локальные цивилизации…………………………………………….29 б) Особенные цивилизации…………………………………………….32 - западная цивилизация…………………………………………………32
- техногенная цивилизация……………………………………………..34
- традиционная цивилизация……………………………………………37 в) Современная цивилизация …………………………………………..38 г) Политико-правовая типология государства…………………………42
Заключение……………………………………………………………….44
Библиография………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ТГ и П.docx

— 121.17 Кб (Скачать)

     г) Социалистическое государство. (Диктатура пролетариата).

     Государства бывших социальных стран признавались государствами высшего и исторически  последнего типа. Они противопоставлялись  всем  эксплуататорским государствам.  Это были государства, отягощенные  деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу.

     Социалистическое  государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы, всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

     Идеи  о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской.

     Основы  учения о государстве диктатуры  пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны – первой попытке создания такого государства, а В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство, государство демократии для большинства – пролетариев и диктатуры в отношении меньшинства – эксплуататорских классов, возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Политическая власть в таком государстве принадлежит пролетариату.  Это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждает, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является государством, а становится отмирающим  «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

     «Далее, при переходе от капитализма к  коммунизму подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления, «государства» еще  необходимо, но это уже переходное государство, это уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько сравнительно легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих. И оно совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать. Эксплуататоры не в состоянии подавить народ без сложнейшей машины для выполнения такой задачи, но народ подавить эксплуататоров может и при очень простой «машине», почти что без нее, без особого аппарата, простой организацией вооруженных масс.

     Широкий демократизм пролетарского государства  основан на системе Советской  власти, при которой буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости в любое время. Избираемые депутаты наряду с законодательными функциями осуществляют и функции исполнительные. Разделение властей, за которое так ратуют современные буржуазные идеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений.

     Сильное качественное изменение в пролетарском государстве претерпевают основные институты политической власти. Армия, из профессиональной становиться милиционной, т.е. строится по системе всеобщего вооружения народа. Она осуществляет, совмещает в себе сразу две функции: охрану от внешней угрозы; поддержание внутреннего порядка.  Заработная плата чиновников осуществляется на уровне средней заработной платы рабочего, что ставит в прямую зависимость интересы чиновничества от общего уровня жизни всего населения.

     В экономической сфере средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц, они принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работ, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий получает от общества столько же, сколько он ему дал.

        Политический переворот октября 1917 года положил начало переходному периоду диктатуры пролетариата в нашей стране. В последующем в СССР боролись противоположные тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализма.

     д) Переходное государство.                                                       Определенное внимание уделяется проблемам государства и права переходного периода. Это государственно – правовые системы, находящиеся «на переходе» от одного государства и права к другому; от  рабовладельческого к феодальному, то феодального к капиталистическому, от капиталистическому к социальному и, наоборот, от социального к буржуазному, капиталистическому. Это явление общее для всех государств и правовых систем, объективно существующее во всех странах и регионах мира. Конкретное выражение  переходного состояния государственно – правовой системы находит в период развития государства и права  между двумя различными типами государственно – правовой материи. Типология государств может проводится не только на формационной основе, но и  на цивилизационной основе. Разница заключается  лишь в том, что в последнем случае вместо «традиционных» -  рабовладельческих, феодальных и других типов государства будут фигурировать иные их типы.18

     Государство и право, а вместе с ним общество находится в переходном состоянии  всегда, с учетом их постоянного  функционирования и развития, сопровождающегося  непрерывным их «переливанием» из одного качества в другое, постоянного перехода из одного качественного состояния в другое.  Под переходным типом имеется  в виду не процесс их развития, а лишь определенное, межтиповое состояние государства и права, возникающее при переходе от одного типа к другому. У государства и права, бывают периоды  не только взлетов, бурного роста и развития, но и затяжных кризисов, болезней, периоды их постоянного угасания и падения. Изучение причин и истории болезней государства имеет важное значение. Оно помогает не только глубже и разносторонне понять сущность и содержание переходного состояния государства, но и установить правильный диагноз их кризисных заболеваний, определить более оптимальные пути и средства выхода из создавшегося положения.

     Особо важное значение это имеет в настоящее время для России, находящейся на переходном этапе своего развития от псевдосоциализма к капитализму, а также для бывших социальных стран Восточной Европы.

     Переходное  состояние государства и права  – это сложное, внутреннее противоречие, весьма болезненное состояние государства, права и общества, связанное с критической переоценкой своего прошлого и мучительным выбором своего ближайшего и отдаленного будущего.

        Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе  и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др. Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.                                                                             Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.

       Основные достоинства формационного подхода.

     1) выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;

     2) определена зависимость государственной  власти от социально-экономических  факторов, которые играют существенную  роль в государственно-правовой жизни общества;

     3) показан эволюционно-исторический  процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.

     Основные  недостатки формационного  подхода.

     1) не учитываются иные факторы:  духовные, культурные, психологические, национальные, географические, которые наряду с социально-экономическими оказывали влияние на развитие государственности;

     2) заранее предопределена схема  закономерной смены одного типа  государства другим, хотя многоаспектность становления и развития государственности в различных регионах не позволяет ограничить данный процесс определенными рамками;

     3) игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;

     4) социалистическое государство представляется единственным «неэксплуататорским» типом в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств;

     5) в результате всеобщей социалистической революции уйдет в прошлое буржуазное государство, а затем уже и государство как таковое в процессе неизбежного строительства коммунистического общества, соответственно предопределяется временный характер социалистического «полугосударства», характеризуется процесс его «отмирания».

     Однако, несмотря на целый ряд на существенных недостатков, классификация государств на типы в рамках формационного подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор в совокупности с другими подходами.

     3.Характеристика цивилизационного подхода.

     Согласно  цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами.

     Цивилизационный подход – это исследование состояния  и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

     Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения  государства и духовно-культурной жизни общества:

     Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями  о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать  не только социальные интересы и действующие  силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

     Государственная власть как центральное явление  мира политики может рассматриваться  в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

     В настоящее время в цивилизационом подходе преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

     Одной из наиболее распространенных и характерных  для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

     К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».

Информация о работе Типология государства