Тоталитарное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 03:13, курсовая работа

Описание работы

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением, которых занимается юридическая наука.

Содержание

Введение 3
Понятие и признаки тоталитарного государства 4
Функции тоталитарного государства, задачи и способы осуществления власти.
8
Виды тоталитарного государства 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Московская  финансово-юридическая академия

Калининградский филиал  

Кафедра государственно-правовых дисциплин 

Курсовая  работа

по теории права и государства  

Студентки группы ЮЗ-10-6-2, 1 курса

Демяненко Юлии Валерьевны

г. Зеленоградск, ул. Зелёная 24-4

89527957354 

номер зачетной книжки 29110296 

Тема

«ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО» 

Рецензент

Смирнов Александр  Сергеевич 

            оценка

             дата

                подпись рецензента 

Калининград, 2011 г. 

Содержание: 

Введение  3
Понятие и признаки тоталитарного государства 4
Функции тоталитарного государства, задачи и способы осуществления власти.  
8
Виды  тоталитарного государства 13
Заключение 15
Список  литературы 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением, которых занимается юридическая наука. Однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

     Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.

     В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов  неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.                                                              

     Но  по мере становления буржуазных отношений  традиционные общественные институты  оказались под двойным давлением  — со стороны абсолютистской власти и со стороны растущего капитализма, поддерживаемого, поощряемого, а иногда даже насаждаемого государством. В результате социальные связи, основанные на нормах солидарности и взаимопомощи, подверглись размыванию и разрушению. В двадцатом веке государство во многих странах приобрело новое качество – полностью подчинять граждан своей воле и регулировать их поведение в соответствие со своими интересами. Такой режим взаимодействия государства с обществом получил название-тоталитаризм.

     3

Понятие и признаки тоталитарного государства.

     Термин «тоталитаризм» впервые появился у Джованни Амендолы в 1923 году для критической характеристики режима Муссолини. Впоследствии, он был впоследствии популяризован самими итальянскими фашистами. Термин «тоталитарный» происходит от слова totalis — всеобъемлющий, всеохватывающий. Тоталитаризм предполагал всеобъемлющее подчинение личности государству во имя осуществления неких высших, вечных национальных идей.

     Тоталитарные  государства в истории существовали и ранее (Египет, Спарта, Ассиро-Вавилония, Пруссия времен Фридриха II). В наше время это были фашистская Германия, СССР (в особенности в период культа личности Сталина), Италия.

     Тоталитарное  государство — государство всеохватывающее, проникающее во все поры общественной жизни и подчиняющее себе общество. Общество как самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система поглощается государством. Происходит полное огосударствление общества, существует только одна всеобъемлющая  идеология.

Для каждого государства характерны свои признаки. К. Фридрих и

З. Бжезинский в  своей работе  предлагают для определения «общей модели» тоталитаризма пять признаков. 1

  1. Полная монополизация власти тем или иным лидером
  2. Стремление к ликвидации многопартийности, установлении господства одной политической партии в обществе.
  3. Государственно направляемый террор, посредством которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан.
  4. Стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства
  5. Создание широких общественно-политических движений, обеспечивающих ей массовую социальную поддержку

   Для того, чтобы полностью раскрыть смысл признаков и понять их, сравним их с признаками правового государства, так как оно является антиподом тоталитарного государства.

К. Фридрих, З. Бжезинский «Тоталитарная диктатура и автократия», 1965 г.

     4

     Первый признак - полная монополизация власти тем или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в своем лице законодательную и исполнительную власти, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость. Оказавшийся на вершине тоталитарной системы политик мнит себя вождем и спасителем народа. На пути к абсолютному господству он непременно кого-нибудь свергает, подавляет или что-нибудь разрушает. Так, Гитлер, идя к тотальной власти, организовал поджог рейхстага (парламента), а в 1933 г. упразднил его совсем. В правовом же государстве наоборот происходит разделение властей. В нем существуют относительно независимые друг от друга власти - законодательная, исполнительная и судебная. Каждая власть осуществляет свою функцию. Законодательная власть принимает законы, исполнительная - обеспечивает их выполнение, судебная - выносит на их основе решения. Примером может послужить США, в которых за более чем 200-летнюю историю ни разу не возникало серьезной угрозы для подрыва демократической системы управления.

     Второй  признак тоталитарного режима –  стремление к ликвидации многопартийности, установлении господства одной политической партии в обществе. Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеологию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима. В такой системе нет места критическим выступлениям и оппозиционным движениям. Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер. Для политической риторики тоталитаризма характерно использование терминов-ярлыков, слов, оторванных от действительного происхождения и содержания понятий, которые ими первоначально обозначались, и используемых для создания образа “врага нации”, “отщепенца”, “врага народа”. В правовом же государстве наоборот существует политический и идеологический плюрализм. Они являются олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

     Третий  признак тоталитаризма - государственно направляемый террор, посредством которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан. Вместе с тотальной пропагандой террор порождает всеобщее насилие, вызывающее у граждан постоянный страх и неуверенность в собственных силах. Репрессивные действия государственных карательных органов начинаются с "охоты на ведьм", с расправы над оппозицией. Но со временем террор достигает общенационального размаха. Чувство

     5

незащищенности  отдельного человека перед государственной машиной становится настолько явным, личная безопасность оказывается столь минимальной, что наступает паралич индивидуальной воли, появляется трусость, предательство и подозрительность людей друг к другу. Правовое государство предполагает существование гражданского общества. 
Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: "Не человек существует для государства, а государство для человека".

     Четвертый признак тоталитарной системы - это  ее стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства. Строго централизованный порядок экономической жизни требуется правящей верхушке для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для реализации тех или иных волевых решений, проектов, а также для того, чтобы максимально повысить экономическую зависимость людей от тоталитарного государства. Добиваясь государственного монополизма в хозяйственной сфере, тоталитарный режим изгоняет из экономики ту часть промышленного и финансового бизнеса, которая не идет на сотрудничество с ним. Отнятые средства производства, капиталы присваиваются тоталитарным государством или переходят в руки лояльных ему предпринимателей. Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Опыт всех без исключения социалистических стран свидетельствует, что экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, одной идеологии, одной системы ценностей. Современное гражданское общество - это общество с развитой системой рыночных отношений и надежными социальными гарантиями. Задача демократического государства заключается в создании необходимых условий для саморазвития, для разумного и прогрессивного существования личности и устранения препятствий, неизбежно возникающих на этом пути. Государство должно установить цивилизованные основы конкурентной борьбы между индивидами и социальными общностями.

     6 

     И пятый признак - создание широких общественно-политических движений, обеспечивающих ей массовую социальную поддержку. Эти движения внедряют в массовое сознание тоталитарную идею, помогают тоталитарному режиму поддерживать всеобъемлющий контроль над различными проявлениями общественной жизни, формируют положительное отношение к существующей власти со стороны народа. С помощью аппарата устрашения и активистов этих движений в обществе нагнетается атмосфера подозрительности и шпиономании. Повсюду начинают искать врагов, распространяется доносительство и круговая порука. В таких условиях лучшим способом продемонстрировать лояльность режиму становится личная преданность и угодничество. Массовый характер общественно-политических движений придает тоталитарному режиму видимость народовластия, демократичности, обеспечивает ему известную устойчивость. Правовое же государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами.

     Таким образом, тоталитарное государство – государство, с антидемократическим политическим режимом, характеризующееся наличием одного лидера, господством одной партии,  полным  контролем над всеми сферами жизни общества, репрессиями и террором, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод. 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Под ред. Малько А.В. Большой юридический словарь, 2009 г.

7

Функции тоталитарного государства, задачи

и способы осуществления  власти.

     В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически  единообразное определение, которое  звучит следующим образом: "функции  государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" (проф. В.М. Корельский).3 
 Любое проявление даже слабого политического несогласия безжалостно уничтожается и искореняется. Это главное правило функционирования в тоталитарном государстве.  Тоталитарная система управления не выносит любой критики. Сделать невозможной, нецелесообразной и невыгодной любую критику по отношению к власти — основа тоталитарного управления.

Информация о работе Тоталитарное государство