Тоталитарные и демократические государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
1.Понятие государства ……………………………………………………. 4
2.Форма правления и политический режим ……………………………... 6
3. Понятия и признаки тоталитарного государства ……………………... 8
3.1 Признаки тоталитарного государства ……………………………... 9
3.2Основные формы тоталитаризма ………………………………….. 14
4. Понятие и признаки демократии ……………………………………… 18
4.1 Принципы демократического правления ………………………..... 20
4.2 Понятие демократического политического режима ……………... 23
4.3 Основные теории демократии ……………………………………....24
4.4 Сущность демократии ……………………………………………….27
4.5 Охлократия …………………………………………………………...29 Заключение …………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ(3).docx

— 81.11 Кб (Скачать)

2. Однопартийная политическая система — средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

Второй  признак — однопартийная политическая система, не допускающая никаких  иных политических организаций. Такая  политическая система тесно связана  с двумя моментами.

Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая - единая, господствующая идеология, исходящая исключительно  от правящей партии и не терпящая никакой  оппозиции или критики. В самой  партии также поддерживается идейное  единство.

Основным  методом монистической идеологии  является массовая оболванивающая пропаганда, базирующаяся на социально – классовой (СССР), расово-националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы  Хомейни) демагогии. Весь механизм власти был сведен к следующему: политические структуры - это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах  и учреждениях партийцы либо непосредственно  хозяйничали, либо держали управление под своим надзором.

Достаточно  было центру провести заседание или  опубликовать статью, как мгновенно  приводился в действие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки  устраняли "неисправность" - отклонение от общего мнения.

Лишь  в коммунистической партии идеологическое единство, тождественность мировоззрений  и взглядов были обязательны для  всех без исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально  было вменено в обязанность соблюдать  единство, "блюсти идейную чистоту  своих рядов"; их прямой задачей  было выполнять решения. Однако и  низы должны были усваивать взгляды  вождей.

Во-вторых, однопартийная политическая система  сопровождалась фактическим отсутствием  демократических институтов, таких  как парламент, Советы депутатов  и др., в результате чего достигалось  тотальное отчуждение индивида от политической власти.

Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не меняло, так  как они контролировались партийными и государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами  профсоюзы, основной задачей которых  было внедрение идеологических мифов  в массовое сознание и контроль над  ним.

Тоталитарный  режим - детище ХХ века, так как в  предыдущие годы техника не была столь  развита, чтобы человек быстро получал  и усваивал пропаганду идейного единства-поддержки  режима. До ХХ века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих  через прессу и телеграф, почту  обращаться к себе подобным. Научно-технический  прогресс значительно расширил возможности  общения.

3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима

Третий  признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматривалась  роль самого народа в создании и  функционировании тоталитарного режима.

Народные  массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые исследователи советского тоталитаризма производят искусственное  разделение общества на отдельные части.

С одной  стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовой политической партии, террористический полицейский контроль, сверхцентрализованная  система управления, а с другой — страдающий, несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшные черты тоталитаризма, то вторая часть общества находится  как бы в стороне, вызывая симпатии и даже любовь.

Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор общественно-политического  движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимы возникают  на его базе.

В характере  тоталитарного режима фактор общественно-политического  движения занимает определяющее место  по следующим причинам.

Во-первых, именно через общественно-политическое движение как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи".

Во-вторых, через общественно-политическое движение достигается всеохватывающий контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление  тоталитарного господства власти.

В-третьих, через общественно-политическое движение тоталитарный режим внедряет мифы в  общественное сознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарному  режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся  уничтожают.

С общественно-политическим движением связана также и  атомизация общества. Еще до прихода  к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается  верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении. После  установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие  слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет  развитая система доносительства и  круговой поруки, закрепляющая таким  образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.

Итак, через  общественно-политическое движение атомизированного общества достигается эффект "слияния  с властью" (власть доноса), несмотря на абсолютную отстраненность людей  от нее, и как результат — "народ  не безмолвствует, как в феодальных государствах прошлого, — нет, народ поет, кричит "ура" и рукоплещет казням". И сам им способствует, добавим.

Признаки  тоталитарного общественно-политического  движения следующие:

- цель  Движения - установление диктатуры  в какой-либо форме;

- обращение  к силе в качестве главного  инструмента для достижения цели, а отсюда - террористические потенции  Движения;

- неприятие  оппозиционных мнений, непримиримость  к другим партиям, движениям;

- идея  своего особого предназначения

4. Террор — логическое продолжение тоталитарной пропаганды

Четвертый признак - государственно организованный террор, основанный на постоянном и  тотальном насилии. Основой тоталитарного  режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении  которой террор играет не последнюю  роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

Обращенная  не к разуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда, являясь по сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнет разлагает  личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха.

Такое давление со стороны государства  ликвидирует не только любую оппозицию, но и любую попытку к инакомыслию.

5.Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве.9

Пятый признак — экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики  и существенной доле внеэкономических форм принуждения.

Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии было обусловлено выходом  ряда стран из патриархального, феодального  состояния и включением их в новую  систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства  вступали в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии как залога независимости.

С точки  зрения внутреннего развития тоталитарному  режиму также требовалась жестко регламентированная, замкнутая на государство  экономическая структура. Более  того, стоящей у руководства группировке  была необходима такая экономическая  структура, которая не просто замыкалась на государство, но в значительной степени  зависела от воли лидеров.

Коммунистические  вожди, искренне убежденные в своем  знании экономических законов, считали, что могут с научной точностью  управлять производством.

В Германии автократическая форма власти, наводящая "железной рукой" "новый порядок" в стране, была для монополий предпочтительнее сложного механизма демократического государства.

И в  Германии, и в СССР не терпящая никакой  оппозиционной организации тоталитарная политическая структура, которая практически  свела на нет роль профсоюзов (или они служили орудием пропаганды), позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами.

Жесткая централизация и террор позволяли  в Германии тесно связанным с  режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. А монополии благодаря финансовой помощи создавали для руководства  фашистского режима экономическую  базу.

Тоталитарным  характером собственности, как и  слишком значительной ролью, которую  в экономике играла идеология, можно  объяснить особую ситуацию с производителями  при коммунизме. Свобода труда  в Советском Союзе была ограничена сразу после революции, а полностью  с ней было покончено в 1940 году.

Постоянно использовались трудовые лагеря, где  в полной мере был использован  голод как важнейший стимул к  труду. Границ между лагерями и фабричным  трудом практически не было.

Трудовые  лагеря и разного рода "добровольные" трудовые акции, например субботники, обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формой несвободного труда. Они могли иметь временный  характер, сам же несвободный труд — явление при коммунизме постоянное, в зависимости от потребностей момента  более или менее ярко выраженное.

Работник  был поставлен в такое положение, что свой товар - рабочую силу он должен был продавать на не зависящих  от него условиях без возможности  найти другого, лучшего работодателя.

Партийная бюрократия, монопольно владея природными ресурсами, осуществляя политическую диктатуру, обрела право диктовать, на каких и в каких условиях люди будут трудиться.

При такой  системе невозможны свободные профсоюзы, а забастовки - явление исключительное.

Забастовки - проблема, скорее политическая, нежели экономическая. А в Советском  Союзе проблем нет: именно для  того чтобы скрыть их, произошел  расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске  в 1962 году. Об этом не узнали бы, если б  не А.И. Солженицын, рассказавший всему  миру об этом.

Как только все материальные богатства были сосредоточены в одних руках, возникла необходимость планирования. Центр тяжести планирования в  любой коммунистической системе  был на отраслях, имеющих решающее значение для политической стабильности режима. Ими были тяжелая и военная  промышленность; им было подчинено  все. Как следствие, возникала неизбежная несбалансированность и различные  перекосы.

Именно  эти мотивы являлись доминирующими  каждый раз, когда режим должен был  выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своими политическими интересами. 

3.2 Основные формы тоталитаризма

В зависимости  от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем  другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы  политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко  повысился уровень образования  народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая  и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий  система почти не прибегала к  массовым репрессиям.

Информация о работе Тоталитарные и демократические государства