Тоталитарные и демократические государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
1.Понятие государства ……………………………………………………. 4
2.Форма правления и политический режим ……………………………... 6
3. Понятия и признаки тоталитарного государства ……………………... 8
3.1 Признаки тоталитарного государства ……………………………... 9
3.2Основные формы тоталитаризма ………………………………….. 14
4. Понятие и признаки демократии ……………………………………… 18
4.1 Принципы демократического правления ………………………..... 20
4.2 Понятие демократического политического режима ……………... 23
4.3 Основные теории демократии ……………………………………....24
4.4 Сущность демократии ……………………………………………….27
4.5 Охлократия …………………………………………………………...29 Заключение …………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ(3).docx

— 81.11 Кб (Скачать)

Теория  представительной демократии отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа, по мнению сторонников этой теории, невозможно уже потому, что люди в своих  действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. В  связи с этим общество рассматривается  как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих  интересов. Эти группы избирают своих  представителей в органы власти. Принцип  соучастия всех граждан в формировании органов власти и реализации ее решений  в данной концепции отходит на второй план, а на первый выдвигается  принцип ответственного и компетентного  правления. Источником власти признается народ, который выражает свою волю не прямо, а опосредованно через  своих представителей, делегируя  им на определенный срок свои полномочия. В этом случае, с одной стороны  управлением занимаются специально подготовленные люди, а с другой стороны, их деятельность может быть эффективной, поскольку опирается  на поддержку большинства населения.

Основные  принципы демократического режима

Исходя  из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических  государств, можно выделить следующие  основные принципы демократического режима:

Признание народа источником власти, сувереном  в государстве. Народный суверенитет  выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная  власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может  периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно  участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив  и референдумов.

Участие граждан при формировании органов  власти, принятии политических решений и осуществлении контроля над органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

Носителями  представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные  органы, как в центре, так и  на местах, а также выборные представители  исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных  классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют  невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые  индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права  и политические свободы, в том  числе право на жизнь, свободу  и безопасность личности, на равенство  перед законом, на гражданство и  участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство  в личную и семейную жизнь и  т. д.

Граждане  обладают большим объемом прав и  свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено - разрешено».

Политическое  равенство всех граждан. Этот принцип  означает, что каждый гражданин имеет  право быть избранным в органы власти и принимать участие в  выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной  власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие  демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных  выборов, исключающих всякое принуждение  и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны  на основе установленных законом  процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и  возможность для отзыва своих  представителей.

Верховенство  закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство - это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом13.

Четкое  разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые  институционально рассредоточены. Судебная власть имеет полномочия отменить как  решения законодательной, так и  исполнительной власти.

Сформировались  и свободно, без вмешательства  государства действуют институты, и организации гражданского обществ  развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов  удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

Политический  плюрализм, многопартийность. Представительство  и защита большого спектра социальных интересов при демократическом  режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом  режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей  и за свое представительство в  органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с  результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов  избирателей, получают право формировать  органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные  партии должны пользоваться теми же политическими  правами и свободами, как и  находящаяся у власти правящая партия.

Политический  плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует  какая-то одна официальная бидеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют  в борьбе за влияние и умы людей.

Свобода слова, обеспечивающая возможность  выражать свое мнение, включая и  критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие  между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

Полиция, спецслужбы и армия - важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

Власть  в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений  преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается  применение средств массового насилия  и террора по отношению к населению  со стороны властей. 

4.2 Понятие демократического политического режима

Понятие демократического политического режима включает в себя не только государственный  режим, но и такие политические субъекты общества, как деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение  в сознании граждан самого содержания демократии.

Идеологическую  основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые  теории демократии, в развитие которых  внесли свой вклад не только современные  политические демократы, но и их предшественники. В итоге сформирован и нашел  выражение в конституциях демократический  тип общественного строя. Он отличается от тоталитарного политического режима следующими формально-юридическими принципами:

-принадлежность власти народу, народ - источник власти, его воля в конечном счете является решающей;

-равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством;

-признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

-право на многообразие политических объединений и политических программ и др. Демократический режим допускает разномыслие и многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.

Изложенная  выше характеристика демократического режима и его принципы выглядят весьма привлекательно. Однако не следует  забывать то, что она носит собирательный  обобщающий характер и включает в  себя наиболее значительные черты этого  режима, которые совсем не обязательно  все вместе присущи конкретным режимам  тех или других государств14.

Пока  же политологи не располагают достаточными основаниями, чтобы считать бывшие и настоящие политические режимы в том или другом государстве  реально демократическими, а не привлекательной  утопией. Конституция 1936 г. в Советском  Союзе в избытке декларировала  всевозможные права и свободы граждан, что ни сколько не смягчило политический режим сталинизма.

Мировая политическая наука еще не дала исчерпывающего определения сущности демократического политического режима как многогранного  феномена общественного бытия. Понятие  демократического режима со времен Древней  Греции чаще всего трактуется как  форма государства, противоположная  авторитаризму в любых его  проявлениях. Между тем государственный режим власти - понятие более узкое, включающее в себя лишь методы осуществления политической власти государственным аппаратом. 

4.3 Основные теории демократии

Поиском лучшего государственного строя  занимались мыслители разных народов  мира, которые за два с половиной  тысячелетия создали немало теорий демократии. Каждая эпоха, каждое государство  вносили новизну и своеобразие  в трактовку демократии. И сегодня  наблюдается новое видение содержания демократии.

Рассмотрим  самые основные и современные  теории демократии: пролетарскую (социалистическую), плюралистическую, партисипаторную, корпоративную, элитарную.

Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую  свободу, т.е. полную независимость  личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного  лишь гарантировать, обеспечивать свободу  личности.

Согласно  пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) демократия и свобода предусматриваются  только для «трудящихся масс», прежде всего для пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской свободе нет  и речи. Провозглашалась диктатура  одного класса - пролетариата в отношении  другого - буржуазии, союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов. Акцентировалось внимание на руководящей  роли рабочего класса. Пролетарская теория игнорировала общегражданский консенсус  и развивала классовую конфронтацию.

Полное  отрицание частной собственности, и, следовательно, всякой автономии  личности, подмена народа рабочим  классом в пролетарской теории была развита в программных документах КПСС. В них акцентировалось внимание на ведущей роли коммунистической партии как авангарда рабочего класса, руководящего процессом перехода к полной демократии - коммунистическому самоуправлению. Отрицался фундаментальный принцип  разделения властей, без которого невозможно народовластие. Был отброшен принцип  экономического, идеологического и  политического плюрализма. «Марксистско-ленинская» партия рассматривалась как государственная  структура, а не как общественная организация. В действительности рекламируемое «социалистическое народовластие» допускало демократию только в узких рамках, которые определялись высшим партийно-государственным руководством, концентрирующим в своих руках всю реальную власть.

Информация о работе Тоталитарные и демократические государства