Тоталитарные и демократические государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
1.Понятие государства ……………………………………………………. 4
2.Форма правления и политический режим ……………………………... 6
3. Понятия и признаки тоталитарного государства ……………………... 8
3.1 Признаки тоталитарного государства ……………………………... 9
3.2Основные формы тоталитаризма ………………………………….. 14
4. Понятие и признаки демократии ……………………………………… 18
4.1 Принципы демократического правления ………………………..... 20
4.2 Понятие демократического политического режима ……………... 23
4.3 Основные теории демократии ……………………………………....24
4.4 Сущность демократии ……………………………………………….27
4.5 Охлократия …………………………………………………………...29 Заключение …………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ(3).docx

— 81.11 Кб (Скачать)

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных  процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны  и победы революции в России. Впервые  он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к  возрождению величия Римской  империи, установлению порядка, твердой  государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран  Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал  интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших  фашистским движениям финансовую и  политическую поддержку, стремящихся  использовать их для подавления революционных  выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления  своих имперских амбиций на международной  арене.

Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме  сыграли роль, аналогичную той, которую  сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство  рассматривалось как юридическое  воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов  и организаций, из которых национальная община состоит.

Таким образом, и интернационализм и национализм  были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического  обслуживания тоталитарных режимов  фашистского и коммунистического  толка.

Третья  разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего  вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

И все  же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное  к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и  существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное  к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Политическая  система тоталитаризма имеет  несколько характерных черт, которые  нуждаются в краткой характеристике. Прежде всего, специфической является легитимация тоталитарного режима. Тоталитаризм опирается на массовое признание легитимности существующего  строя. Формально, при тоталитарном режиме существуют и парламент, и  выборы в него, но эти "выборы" являются безальтернативными, и поэтому, носят характер фарса. Кандидатов заранее  подбирает аппарат правящей тоталитарной партии, и в избирательный бюллетень  вносится только одна фамилия. Исход  подобных "выборов" предписан  заранее и лишен малейшего  элемента непредсказуемости. В таких  выборах принимает участие 99 % избирателей, и правящая партия всегда получает около 99 % голосов. Результаты выборов  должны показывать "нерушимое единство" партии и масс. Отказ участвовать  в них или голосовать за единственного  кандидата рассматривается как  враждебный по отношению к режиму акт. Такие выборы, сведенные к  чистой формальности, нужны тоталитаристам для того, чтобы показать, что  при тоталитаризме, как и при  подлинной демократии, государственная  власть исходит от народа, массы  поддерживают правящую партию, оппозиции  не существует - значит нет необходимости  в оппозиционных партиях. Это  нужно как для воздействия  на общественное мнение демократических  стран, так и для пропаганды внутри страны10.

Кроме того, участие в массовой легитимации  в одобрении режима и проводимых им акций делает каждого человека в определенном смысле соучастником совершаемых режимом преступлений, и вина как бы перекладывается  на всех. Тоталитарный режим, естественно, заинтересован в том, чтобы переложить ответственность за проводимую политику с партийной верхушки на всех граждан  государства, а навязываемое таким  образом всеобщее соучастие в  преступлениях является психологической  основой тотальной лояльности властям.

Другой  характерной чертой политической системы  тоталитаризма является слияние  всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - в руках  диктатора и партийной элиты.

Партийная олигархия сама подбирает состав псевдопарламента (законодательной  власти), единогласно одобряющего  все ее действия и принимающего необходимые  политократии законы.

Политическая  бюрократия претворяет свою волю в  административные и исполнительные акты через правительство, состоящее  из высокопоставленных партийных функционеров. Она же контролирует работу судов, нередко  прямо предписывая судьям желательные  для партийной плиты приговоры, если судебный процесс имеет для нее какое-либо значение.

"Следовательно,  все три власти становятся  своего рода звеньями... партии, подобно  партийным органам".

Характерными  для политической системы тоталитаризма  являются отсутствие равенства всех граждан перед законом и судом, социальная, национальная и политическая дискриминация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Понятие и  признаки демократии

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

- как  форма государства;

- как  политический режим;

- как  принцип организации и деятельности  государственных органов и общественных  организаций.

 Когда  говорят о государстве, что  оно - демократическое, то имеют  в виду наличие всех этих  значений. Демократия как форма  государства возможна в странах  с демократическим режимом, а  следовательно, с демократическим  принципом организации и деятельности  всех субъектов политической  системы общества (органы государства,  государственные организации, общественные  объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются  и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются  прежде всего гражданин и народ.

Демократия  нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание  народа высшим источником власти;

2) выборностью  основных органов государства;

3) равноправием  граждан и, прежде всего, равенством  их избирательных прав;

4) подчинением  меньшинства большинству при  принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень  развития демократии может быть различной. Демократизация общества - это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и  в международных гарантиях.

Современные демократические государства дополняются  рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение  прав человека, их приоритет над  правами государства;

2) конституционное  ограничение власти большинства  над меньшинством;

3) уважение  прав меньшинства на собственное  мнение и его свободное выражение;

4) верховенство  закона;

5) разделение  властей и др.

Исходя  из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся  цивилизованные государства.

Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами11.

Признаки  демократии:

1. Демократия  имеет государственный характер:

- выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

- обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

- проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

2. Демократия  имеет политический характер:

- предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства  развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться  политический плюрализм: 1) общее право  голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п.

- основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия  предусматривает провозглашение, гарантирование  и фактическое воплощение прав  граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей  в соответствии с международными  стандартами, закрепленными в  Хартии прав человека (Всеобщая  декларация прав человека 1948 г., Международный  пакт о гражданских и политических  правах 1966 г. и Международный пакт  об экономических, социальных  и культурных правах 1966 г., др.).

4. Демократия  предусматривает законность в  качестве режима общественно-политической  жизни. Режим общественно-политической  жизни выражается в требованиях  ко всему обществу - ко всем  субъектам политической системы  (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным  органам - учреждаться и функционировать  на основе строгого и неуклонного  исполнения правовых норм. Каждый  орган государства, каждое должностное  лицо должны иметь столько  полномочий, сколько необходимо, чтобы  создать условия для реализации  прав человека, их охраны и  защиты.

5. Демократия  предполагает взаимную ответственность  государства и гражданина, которая  выражается в требовании воздерживаться  от совершения действий, нарушающих  их обоюдные права и обязанности.  

4.1 Принципы демократического правления

Основополагающий  принцип демократического правления - участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж. Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов12.

Информация о работе Тоталитарные и демократические государства