Ведомственные правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование природы подзаконных актов, их классификация, порядок принятия, определение места, которое они занимают в государственной и общественной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки подзаконных актов.
2. Выявить основания их классификации.
3. Определить понятие юридической силы нормативно-правовых актов и соотношение законов и подзаконных актов.
4. Рассмотреть порядок принятия подзаконных нормативно-правовых актов, их назначение.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие подзаконных актов и их виды………………………..6
1.1. Правовые акты Президента и Правительственные Акты - подзаконные акты, обладающие наибольшей юридической силой………..7
Глава 2. Ведомственные правовые акты………………………………20
2.1. Акты местного самоуправления…………………………………...25
2.2. Локальные акты……………………………………………………..30
Заключение ……………………………………………………………...38
Библиография……………………………………

Работа содержит 1 файл

подзаконные акты 3.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение  ……………………………………………………………………3

    Глава 1.Понятие подзаконных актов и их виды………………………..6

    1.1. Правовые акты Президента и Правительственные Акты - подзаконные акты, обладающие наибольшей юридической силой………..7

    Глава 2. Ведомственные правовые акты………………………………20

    2.1. Акты местного самоуправления…………………………………...25

    2.2. Локальные акты……………………………………………………..30

    Заключение  ……………………………………………………………...38

    Библиография…………………………………………………………....40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Тема  данной курсовой работы – подзаконные акты – как одна разновидностей нормативно-правовых актов. Выбор указанной темы представляет для меня, как будущего юриста, безусловный интерес.

    Исследованию  природы нормативно-правовых актов  уделяли внимание многие ученые-правоведы. Так, в частности, С.Л. Зивс в своем фундаментальном исследовании « Источники права» рассматривал нормативно-правовой акт, как важнейший источник права, при этом указывая, что «ни «судебная практика, ни «административная практика» не являются источниками права».1

    Проблемы нормативно-правовых актов, как источника права, рассматривал и М.Н.Марченко. При этом он выделял следующие преимущества нормативно-правовых актов перед другими источниками права: 1) «издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов»; 2) «в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм»; 3) нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права»

    Помимо  этого, такие известные правоведы  как Алексеев С.С., Шевцов В.С., Нерсесянц В.С., Лазарев В.В. и многие другие также занимались исследованием природы нормативно-правовых актов.

    Являясь страной, принадлежащей к романо-германской правовой семье, Россия, помимо Конституции, имеет кодифицированные акты, такие  как Уголовный Кодекс, Гражданский Кодекс, Уголовно-процессуальный Кодекс, Гражданско-процессуальный Кодекс, Административный, Налоговый, Бюджетный, Жилищный и ряд других. Все они относятся к тем нормативно-правовым актам, которые  имеют самую широкую сферу действия, т.е. применяются на всей территории РФ.

    Помимо  этого, конституционные федеральные  законы, федеральные законы, акты палат  Федерального собрания  также являются общеобязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, и после Конституции, имеют наивысшую юридическую силу.

    Кроме законов, в РФ принято выделять подзаконные  акты. Это общее название дано большой  группе правовых актов, которые не являются законами.

    Содержание  работы по исследованию природы подзаконных  актов мне представляется необходимым построить следующим образом:

    В первой части работы будет раскрыто понятие подзаконных актов, их классификация  по различным основаниям,  рассмотрены  виды подзаконных актов.

    Помимо  этого, необходимо, на мой взгляд, сделать  краткую ссылку на исторический опыт в нормотворчестве.

    Вторая  часть посвящена подробному анализу  таких подзаконных актов, как  Указы Президента и Постановления  Правительства, имеющих наибольшую юридическую силу, среди подзаконных  актов.

    Третья  часть работы будет посвящена  другим видам подзаконных актов, таким как нормативные акты отдельных ведомств, министерств, местным подзаконным актам, издаваемым территориальными органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, локальным подзаконным актам.

    Цель данной работы - исследование природы подзаконных актов, их классификация, порядок принятия, определение места, которое они занимают в государственной и общественной жизни.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие и признаки подзаконных актов.

    2. Выявить основания их классификации.

    3. Определить понятие юридической  силы нормативно-правовых актов  и соотношение законов и подзаконных  актов.

    4. Рассмотреть порядок принятия  подзаконных нормативно-правовых  актов, их назначение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие подзаконных актов и их виды. 

    Характеристика  законов как правовых документов высший юридической силы означает, что все другие нормативные акты,  кроме законов, – акты иного юридического качества: все они находятся «под» законом то есть  является подзаконным.

    Вместе  с тем выделяются следующие подзаконные  акты, расположенные по иерархии:

  1. Указы президента РФ
  2. Постановления Правительства РФ
  3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, государственных комитетов
  4. Решение и постановления местных органов государственной власти
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления
  6. Нормативные акты муниципальных органов
  7. Локальные нормативные акты.
 

    

 

    1.1. Правовые акты Президента и Правительственные Акты - подзаконные акты, обладающие наибольшей юридической силой. 

        В последние годы в России, как и в ряде других государств, стал действовать институт президента. Причем правовой статус Президента РФ, объем и характер его функций и полномочий, взаимоотношений с другими государственными органами не остается неизменным. Так, согласно ст. 121 Конституции РФ, действовавшей до 12 декабря 1993 г., Президент РФ является высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти в государстве. Действующая Конституция РФ гласит: "Президент Российской Федерации является главой государства" (ст. 80). Итак, Президент РФ - глава государства. Отсюда широта его функций. И все же ученые-юристы не без оснований считают, что многие его конституционные полномочия либо непосредственно имеют исполнительный характер, либо в значительной степени приближены к исполнительной власти. Отсюда и адекватная мера распространения на институт президента принципа разделения властей2

     В Конституции России дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ. В ст. 90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения. В п. 1 ст. 115 речь идет о нормативных указах как основании для издания актов Правительства РФ, а в п. "а" ст. 125 - о разрешении Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ. Приведенные конституционные характеристики раскрывают разные грани правовых актов Президента РФ.

     Выделим наиболее важные признаки президентских  актов. К их числу можно отнести:

    а) высокое место этих актов в правовой системе, после 
Конституции и законов;

    б) широта регулируемых актами Президента РФ общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий;

    в) общеобязательность  исполнения указов  и распоряжений  Президента РФ на всей территории РФ

    г) единоличный  порядок издания актов главы государства, сочетаемый с использованием консультативно- совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения;

    д) соответствие президентских актов Конституции РФ 
и федеральным законам;

    е) многообразие содержания актов  ввиду сочетания, в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.

    Как отмечалось выше, масштабность функций  главы Российского государства непосредственным образом влияет на содержание издаваемых им актов. Причем зависимость актов от функций и полномочий имеет три аспекта:

    а) в Конституции РФ и законодательстве закрепляется то или иное полномочие Президента РФ, которое осуществляется с помощью  указов   как   основной разновидности его актов. Например, в п. «б»  ст.  89 предусмотрено полномочие Президента РФ награждать государственными  наградами.  Проводится  подготовительная работа, и в конечном счете данное полномочие реализуется путем издания соответствующего  указа Президента РФ;

    б) за главой  государства закрепляется та или  иная функция, осуществляемая разными способами, в том числе путем издания актов. Например, осуществление Президентом РФ руководства внешней  политикой Российской Федерации;

    в) имеется общая компетенционная зависимость актов 
Президента РФ от его функций и полномочий. Его усмотрение  определяет выбор формы  акта   и  момента для    его издания. Таковы акты, издаваемые  в  соответствии  с  законами об обороне, о безопасности, о государственной  границе и др.

    Последние годы характеризуются ростом числа  актов, издаваемых Президентом РФ. Это объясняется прежде всего сложностью и противоречивостью ситуации в стране. Акты главы государства позволяют ее стабилизировать. К тому же отсутствие или слабое функционирование других органов побуждает к принятию других указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании разных сторон государственной и общественной жизни.

    После принятия новой Конституции РФ нормотворчество главы государства по своему объему не уменьшилось. Оно характеризуется охватом по сути дела всех сфер государственной и общественной жизни и весьма подвижной границей с другими актами. Имеются в виду как федеральные законы, так и правительственные акты, в сферы которых нередко "входят" президентские указы. Поэтому еще предстоит решить задачу упорядочения нормотворчества с помощью указов.

    Попытка сгруппировать указы Президента РФ по предметному признаку позволяет выделить большой комплекс указов общенормативного характера в сфере экономики. Это указы о приватизации, акционировании, инвестициях, о регулировании рынка ценных бумаг, о государственной поддержке экономического развития отдельных регионов, об управлении отраслями федерального значения (транспорт, связь и др.). А указы такого рода нередко сопровождаются утверждением положений о порядке деятельности в той или иной сфере, положений об органах, выполняющих специальные функции в этих сферах.

    Целый ряд указов посвящается механизмам гарантии конституционных прав граждан - избирательных прав, права на получения государственных пенсий, права пользования земельными участками и др. Их содержание предопределено содержанием конституционного полномочия Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод граждан. В качестве главы государства Президент РФ издает много указов в сфере государственного строительства. Эти указы можно разделить, в свою очередь, на несколько групп. Во-первых, указы о создании, реорганизации и ликвидации государственных органов, комиссий, советов. Таковы, например, указы о структуре федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, указы по вопросам государственной службы, назначениях министров, судей федеральных судов и т.п. В-третьих, указы о режимах государственных состояний, о введении чрезвычайного положения, о внутрифедеральных отношениях. В-четвертых, указы об укреплении правопорядка, законности и борьбе с преступностью.3

    Существуют разные трактовки объема и пределов нормативности указов Президента РФ. Одни считают возможным с их помощью восполнять пробелы в законодательстве, мотивируя это остротой ситуации, медлительностью законодательной работы или даже неудачными (по их мнению) законодательными решениями. И такого рода "указное право" продолжает развиваться. Причем восполнение пробелов как бы дополняется указами, вступившими б противоречие с федеральными законами.

<

Информация о работе Ведомственные правовые акты