Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;
2. Изучить структуру потребительского рынка региона;
3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;
4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона 4
1.1. Понятие и сущность потребительского рынка региона 4
1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона 6
1.3. Методы статистического изучения потребительского рынка 9
ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов 19
2.2.Анализ структуры потребительского рынка России 19
2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области 25
2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО 37
Заключение 43
Библиографический список 46

Работа содержит 1 файл

курсовая111.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что  потребительский рынок региона функционирует как одна из составляющих частей территориального рыночного хозяйства. Вместе с тем он оказывает активное воздействие на производственный процесс всего комплекса отраслей региона. Показатели его развития являются значимыми индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом. В формировании и функционировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения региона. В связи с этим проблема статистического исследования процессов его функционирования является весьма значимой и актуальной задачей в обеспечении устойчивого развития экономики региона и современного общества.

      Актуальность  статистического изучения функционирования потребительского рынка региона повышается на данном этапе развития экономики России испытывающей последствия мирового финансового кризиса. Последствия мирового финансового кризиса сказались на развитии потребительского рынка страны в 2008-2009 годах. Сочетание кризисных процессов с высоким уровнем инфляции и торможением реальных располагаемых денежных доходов населения привело к снижению покупательского спроса населения и как следствие к замедлению темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населению. В этих условиях органы государственной власти, осуществляющие регулирование потребительского рынка должны быть обеспечены качественной и максимально полной информацией о процессах, происходящих на потребительском рынке.

      Кроме того, сфера потребительского рынка  по своей сути очень близко соприкасается  с таким экономическим понятием, как уровень жизни населения, необходимость исследования которого в нашей стране в настоящее время не требует дополнительного подтверждения.

      В связи с этим анализ ситуации и процессов, происходящих в сфере потребительского рынка региона, является одним из наиболее важных и необходимых направлений статистического изучения развития экономики региона, что и обусловливает актуальность и своевременность темы настоящей курсовой работы.

    Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.

     Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

     1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;

     2. Изучить структуру потребительского рынка региона;

     3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;

     4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.

 

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона

    1.1. Понятие и сущность  потребительского рынка региона

     Важнейшим атрибутом современной системы  хозяйствования является  потребительский рынок, эффективное развитие которого в современных условиях есть одной из наиболее важных проблем развития рыночной экономики каждой страны. Потребительский сектор функционирует как одна из составляющих частей территориального рыночного хозяйства. Вместе с тем он оказывает активное воздействие на производственный процесс всего комплекса отраслей региона. Показатели его развития являются значимыми индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом. В формировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения региона.

     Механизм  формирования и функционирования потребительского рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории. Функционирование потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.

     Проведенный анализ экономической литературы, посвященной  проблемам функционирования рынка как экономической категории, показал, что в современных работах как отечественных, так и зарубежных авторов понятие «потребительский рынок» трактуется по-разному. Одни из них исходят из предположения, что это территориальная сфера товарного обращения, призванная обеспечить население товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

     Другие  рассматривают потребительский рынок как основную составляющую рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями для личного потребления1. По мнению Ф. Котлера, исследуемый сектор представлен отдельными лицами и домохозяйствами, приобретающими товары и услуги для личного потребления, особое внимание при этом уделяя покупателю2. Такое определение рынка является не полным и односторонним. Б. А. Райзберг рассматривает потребительский сектор, как взаимодействие продавцов и покупателей на основе актов купли-продажи3, что не позволяет достаточно точно охарактеризовать его сущность и главное назначение. Наиболее приемлемо определение М. А. Николаевой, которая под потребительским рынком понимает совокупность хозяйствующих субъектов, изготовителей, исполнителей, производящих и/или реализующих потребительские товары, а также индивидуальных потребителей, приобретающих эти товары для личного использования.

     Приведенные определения отражают различные аспекты этой экономической категории, взаимодополняя друг друга и конкретизируя в зависимости от поставленных задач исследования.

     Таким образом, оценивая мнения авторов, потребительский  рынок региона можно рассматривать, как систему товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, для развития которых на данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных нужд и потребностей населения.

     Исследование  существующих подходов к определению  сущности понятия «потребительский рынок региона», а также сущности   процессов, происходящих на данном рынке, позволяет сделать вывод о  том, что данное понятие определяется преимущественно как совокупность отношений между производителями, посредниками (как оптовыми, так и розничными), инфраструктурой обеспечения деятельности производителей и посредников, организациями, оказывающими потребительские услуги, и населением  как потребителем товаров и услуг.

     Сущность  потребительского рынка проявляется  в основных его экономических функциях. Потребительский рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, посредническую, контролирующую, ценообразующую, информационную функцию, функции экономичности, социальную и другие4.

     Региональный  потребительский рынок можно  рассматривать, с одной стороны, как часть общего регионального рынка (или рынка благ), с другой стороны, как элемент совокупного потребительского рынка страны. Важной характерной особенностью регионального потребительского рынка является то, что он представляют собой открытую систему, реагирующую на внутреннюю и внешнюю политическую и социально-экономическую ситуацию, находясь в зависимости от межрегионального движения капиталов, товаров и миграции рабочей силы.

    1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона

     Одной из задач изучения теоретических  аспектов формирования и развития потребительского рынка является оценка его структуры, роли и значения отдельных элементов. А. С. Новоселов исходит из предположения, что потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынки продовольственного и непродовольственного характера, рынок услуг, которые взаимодействуют между собой на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи и обеспечивают потребности населения, способствуя эффективному функционированию экономики региона5.

     И. К. Беляевский включает рынок продуктов  питания, рынок непродовольственного назначения и рынок массового питания6. Исходя из теоретических обоснований, можно сделать вывод, что в целом он рассматривается, как целостный механизм, обеспечивающий непрерывный процесс по удовлетворению потребностей населения на определенной территории в товарах и услугах. Однако, учитывая масштабность и интенсивность развития региональной экономики, считаем необходимым рассматривать потребительский рынок, как составляющую из продовольственного и непродовольственного сектора. Обоснованием отделения потребительского рынка может служить выделение таких отличительных особенностей7:

     1. Сделки на рынке услуг заключаются  на товар, который фактически не произведен, процесс производства, доставки и потребления происходит одновременно, а не последовательно, как в случае с физическими товарами.

     2. Услуга не может быть накоплена, в резерве могут находиться лишь ресурсы для ее производства, в то время как потребительские товары могут.

     3. Услуга  не  может  быть  отделена как  от  системы  продавца,  так и  от  системы покупателя и функционировать на рынке автономно, как другие товары. В результате этого на рынке услуг не существует торговых посредников и канала товародвижения, без чего не может функционировать и развиваться рынок продовольственной и непродовольственной продукции.

     Приведенные особенности позволяют достаточно обоснованно рассматривать сферу услуг как самостоятельную систему, наделенную определенными функциями и назначением в региональной рыночной экономике региона.

     Потребительский рынок состоит из трёх основных элементов - рынка продовольственных товаров, рынка непродовольственных товаров и рынка платных услуг, которые, взаимодействуя друг с другом, удовлетворяют потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики региона.

     При классификации потребительского рынка можно выделить следующие признаки: по типу, товарной номенклатуре, форме организации, субъектному составу, географической границе, экономико-правовой характеристики.

     По  уровню организации различают организованный, охватывающий реализацию товаров через специализированную зарегистрированную торговую сеть всех форм собственности (магазины, стационарные мини-базары, торговые комплексы), и неорганизованный - на основе реализации товаров частными лицами в порядке свободной торговли на улицах и площадях.

     По  товарному признаку потребительский  рынок региона подразделяется на продовольственный и непродовольственный сектор. Классификация по субъектному составу включает рынок продавца и покупателя.

     Для целей статистического исследования потребительский рынок региона  можно подразделить по демографическому признаку: по полу, национальному и возрастному составу, уровню достатка, по продуктовым границам: мучные изделия, кондитерские изделия, мясная продукция и т. д. Большинство ученых выделяют признак масштабности, в соответствии с которым разделяют оптовый и розничный сектора. Однако, учитывая главную функцию потребительского рынка - доведение товара до конечного потребителя, обоснованно рассматривать его на основе процессов, происходящих посредством предприятий розничной торговли. В научной литературе под данным экономическим термином понимается деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления, что является по содержанию основным назначением потребительского рынка. Оптовая торговля представляет форму организации товарного обращения, при которой ранее приобретенные на стороне товары перепродаются в целях переработки, дальнейшей продажи или для иного профессионального использования, что несопоставимо с определениями, приведенными различными авторами применительно к сущности и назначению потребительского сектора.

Информация о работе Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов