Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;
2. Изучить структуру потребительского рынка региона;
3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;
4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона 4
1.1. Понятие и сущность потребительского рынка региона 4
1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона 6
1.3. Методы статистического изучения потребительского рынка 9
ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов 19
2.2.Анализ структуры потребительского рынка России 19
2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области 25
2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО 37
Заключение 43
Библиографический список 46

Работа содержит 1 файл

курсовая111.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

    2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области

     Товарооборот  относится к числу важнейших  показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление.

     Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения. 

     В таблице 3.1 представлен оборот розничной торговли (розничный товарооборот) по Ростовской области за период 2005 – 2008 гг.

Таблица 2.2.1.

Оборот  розничной торговли по Ростовской области  за период 2005-2008 гг.

Показатели  2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Оборот  розничной торговли в млн. рублей 122568,4 152255,0 195753 423059,3
Оборот  розничной торговли на душу населения, рублей 27976,6 35001,2 45323,8 55808,3
Индексы оборота розничной торговли, % к предыдущему году 108,5 112,7 115,4 109,3
Оборот  общественного питания, млн.руб. 3342,0 4773,1 6137,9 7556,7
Индексы оборота общественного питания,  % к предыдущему году 105,2 113,6 111,5 108,5
 

     Как видно из данных таблицы 3.1, оборот розничной торговли в 2007 году составил 195753 млн. рублей15.

     В 2008 году оборот розничной торговли в Ростовской области составил 423,4 млрд. рублей, что на 16,2% выше уровня 2007 года (в целом по Российской Федерации рост объемов продаж в 2008 году составил 13%)16.

     На  рисунке 3.1 представлен удельный вес отдельных отраслей экономики в ВРП Ростовской области за 2008 год. Как видно из рисунка 3.1, наибольший вклад в формирование ВРП области вносят: промышленность, доля которой 22,6 %; торговля и общепит – 21 %; сельское хозяйство – 11,3 %; транспорт и связь  – 11,7 %; строительство – 8 %17.

     В отрасли «торговля и общественное питание» среднегодовая численность в 2008 г. составляла 21% среднегодовой численности занятых в экономике области. Доля торговли и общественного питания в общих налоговых поступлениях около 15%.

Рисунок 2.2.1. Удельный вес отдельных отраслей экономики в ВРП Ростовской области (2008 год)

     Ростовская  область по-прежнему входит в первую десятку субъектов Российской Федерации  по величине формируемого розничного товарооборота   (7-е место). Удельный вес области в общем объеме продаж по России составляет 3,1%.

     Товарооборот в расчете на душу населения в 2008 году в Ростовской области сложился в сумме 99,5 тыс. рублей (в среднем по Южному Федеральному округу – 59,7 тыс. рублей).

     Оборот в сфере общественного питания сформировался в сумме 16,8 млрд. рублей, или на 24,2% больше, чем в 2007 году. Оборот общественного питания в расчете на душу населения составил 3,9 тыс. рублей (в среднем по Южному Федеральному округу – 2,7 тыс. рублей)

     Бытовых услуг населению с начала года предоставлено на 15,8 млрд. рублей, что на 0,2% меньше, чем в 2007 году. В расчете на душу населения объем бытовых услуг составил 3,7 тыс. рублей

     В структуре формирования оборота  розничной торговли сохраняется  наметившаяся тенденция снижения удельного веса продажи товаров на рынках и ярмарках. Так, доля рынков в общем объеме товарооборота сократилась с 13,7% в 2007 году до 12,1% в 2008 году. Торгующими вне рынка организациями и индивидуальными предпринимателями в 2008 году было сформировано 87,9% оборота (в 2007 году – 86,3%)18.

     В макроструктуре оборота розничной  торговли доля непродовольственных товаров снизилась по отношению к уровню прошлого года (с 54,6% в 2007 году до 54% в 2008 году).

     В 2009 году ситуация в сфере торговли и услуг Ростовской области  формировалась под влиянием инфляционных процессов, роста безработицы, снижения реально располагаемых доходов населения и объемов потребительского кредитования.

     По  данным Росстата, индекс потребительских цен в Ростовской области в декабре 2009 года составил 100,4% к ноябрю 2009 года и 109,7% - к декабрю 2008 года. Цены на продовольственные товары в декабре 2009 года выросли на 7% в сравнении с декабрем 2008 года. Общее повышение цен на непродовольственные товары по итогам декабря 2009 года составило 9,4% к декабрю 2008 года. Цены на платные услуги населению к декабрю 2008 года повысились на 14,5%.

     Реально располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в ноябре 2009 года снизились по сравнению с ноябрем 2008 года на 8,2%.

     Снижение  покупательской активности населения  отразилось на динамике розничного товарооборота, снижение которого по всем каналам реализации по итогам 2009 года составило 15,3%, его общий объем сформировался в сумме 396,7 млрд. рублей.

     Товарооборот  в расчете на душу населения составил 93,5 тыс. рублей.

     По  итогам 2009 года оборот розничной торговли  пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями и непродовольственными товарами снизился по отношению к  уровню 2008 года, соответственно, на 13,9% и 16,5 % (в сопоставимых ценах). В целом в 2009 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49%, непродовольственных – 51%19.

     Одним из последствий финансового кризиса стало сокращение доли непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли, вследствие сокращения их объемов продаж под влиянием удорожания потребительских кредитов и отложенного покупательского спроса.

     В связи с тем, что падение потребительского спроса, в первую очередь, ощущается в секторе товаров длительного пользования, значительное уменьшение объемов продаж отмечается у автодилеров, организаций, реализующих мебель, сложную бытовую технику и другие товары, не относящиеся к товарам первой необходимости.

     Так, по данным Росстата, товарооборот крупных и средних организаций по виду деятельности «Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт» по итогам 2009 года снизился на 44,7%20.

     С начала 2009 года происходило существенное снижение спроса населения и изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, при этом малообеспеченные слои населения приобретают в основном продукты питания и предметы первой необходимости.

     В сложившихся условиях наметилась тенденция  роста доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в  обороте розничной торговли: в 2009 году в сравнении с 2008 годом она  увеличилась на 1,4 процентных пункта и составила 13,5%. Торговая деятельность в формате розничных рынков и ярмарок предусматривает реализацию товаров населению с меньшей торговой наценкой. Кроме того, здесь обеспечивается первоочередное предоставление торговых мест сельхозтоваропроизводителям для реализации собственной продукции и, соответственно, частичная самозанятость населения сельских районов области.

     На  сегодняшний день на территории области  действуют 123 розничных рынка и 376 ярмарок на 17,4 тыс. торговых мест21.

     В условиях финансово-экономического кризиса  растет роль розничных сетевых операторов с дисконтной политикой. В 2009 году розничные торговые сети формировали в среднем по области 38,8% оборота розничной торговли крупных, средних организаций и малых предприятий (в 2008 году –  27,1%). Их оборот розничной торговли по итогам 2009 года вырос на 12,7% по сравнению с 2008 годом.

     Продолжали  развиваться супер- и гипермаркеты, торговые и многофункциональные центры, розничные торговые сети как регионального, так и федерального уровня.

     Наиболее  крупные торговые объекты, открывшиеся в 2009 году,  – второй гипермаркет строительных материалов «Леруа Мерлен», ТРЦ «Золотой Вавилон», гипермаркет «Реал», ТЦ «МегаМаг». Продолжалось развитие сетевой торговли не только в городах, но и небольших населенных пунктах области: «Магнит», «Росток», «Апекс», «Солнечный круг»22.

     В течение 2009 года в сфере общественного  питания также отмечалось сокращение оборота. Вместе с тем, отличительной особенностью данной отрасли явилось то, что темпы снижения оборота общественного питания были ниже, чем оборота розничной торговли.  Оборот общественного питания в области по итогам 2009 года сформировался в сумме 18 млрд. рублей. Индекс его физического объема снизился и составил 95,8% к уровню прошлого года (в 2008 году прирост составлял 24,2%).

     Оборот  общественного питания в расчете на душу населения в 2009 году составил 4,2 тыс. руб.  Объем бытовых услуг населению в 2009 году составил 15,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,5 % ниже уровня 2008 года.

     Итоги 1 полугодия 2010 года свидетельствуют  о развитии положительных тенденций на потребительском рынке области. На фоне роста реальных доходов населения, а также замедления инфляционных процессов наблюдается восстановление потребительского спроса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года23.

Рисунок 2.2.2. Оборот розничной торговли в Ростовской области за январь-май 2008-2010 гг24.

     Оборот  розничной торговли за январь-май 2010 года составил 183,1 млрд. рублей (рисунок 3.2).

     Оборот  розничной торговли за январь-июнь 2010 года составил 221,4 млрд. рублей и превысил уровень соответствующего периода 2009 года на 11,4%, при этом оборот торгующих организаций вырос на 12,6%, продажи на розничных рынках и ярмарках увеличились на 3,4% (приложение 1-2)25.

     Товарооборот  в расчете на душу населения является косвенным показателем социально-экономической ситуации как в регионе в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях. По итогам 1 полугодия 2010 г. в Ростовской области он составил 52,7 тыс. рублей.

     По  величине данного показателя лидируют: Аксайский район (128 тыс. руб. на душу населения), г. Ростов-на-Дону (103 тыс. руб.), г. Волгодонск (63,4 тыс. руб.), г. Новочеркасск (63,2 тыс. руб.) и г. Каменск-Шахтинский (54 тыс. руб.).

     Самое тревожное положение по товарообороту  на душу населения сложилось в г. Донецке (26 тыс. руб.) и г. Новошахтинске (19,2 тыс. руб.), а также в Советском, Дубовском и Куйбышевском районах, где товарооборот в расчете на душу населения ниже 11 тыс. руб.

     Более трети розничного товарооборота  обеспечивается крупными и средними организациями (35,6% по итогам 1 полугодия 2010 года). Активно функционирующие на территории области международные, федеральные и региональные торговые сети в январе-июне 2010 г. формировали 38,2% оборота розничной торговли крупных, средних организаций и малых предприятий и 17,1% общего объема оборота розничной торговли, что выше аналогичного периода прошлого года, соответственно, на 1,4 и 0,6 процентного пункта.

     За 1 полугодие 2010 года на потребительском  рынке области введено в действие 16,4 тыс. кв. м новых торговых площадей, что соответствует уровню аналогичного периода прошлого года.

     По-прежнему значительную часть оборота формируют  субъекты малого предпринимательства, при этом необходимо отметить увеличение их доли с 51,5% в январе-июне 2009 года до 52,4% в январе-июне 2010 года, что свидетельствует о начале восстановительного роста малого бизнеса, который в наибольшей степени был подвергнут негативному влиянию экономического кризиса.  

Информация о работе Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов