Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;
2. Изучить структуру потребительского рынка региона;
3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;
4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона 4
1.1. Понятие и сущность потребительского рынка региона 4
1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона 6
1.3. Методы статистического изучения потребительского рынка 9
ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов 19
2.2.Анализ структуры потребительского рынка России 19
2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области 25
2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО 37
Заключение 43
Библиографический список 46

Работа содержит 1 файл

курсовая111.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

     Благодаря росту доходов населения (по оценке Росстата реальные располагаемые денежные доходы в январе-мае 2010 года увеличились на 13,4%) и активизации потребительского кредитования возрос спрос на товары, не относящиеся к товарам первой необходимости: компьютерную технику, мобильные телефоны, холодильники, мебель, строительные материалы и т.д.

     Кроме того, наметилась тенденция роста  покупательского спроса на легковые автомобили, что обусловлено реализацией  эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, в рамках которого по состоянию на 01.07.2010 года на территории области было продано 1507 легковых автомобилей.

     Повышение потребительской активности в непродовольственном  сегменте  отразилось на соотношении продовольственной и непродовольственной составляющей в структуре оборота розничной торговли.

     Так, по отношению к уровню января-июня 2009 года удельный вес непродовольственных  товаров увеличился на 1,5 процентного  пункта и составил 52% в общем объеме розничного товарооборота, соответственно удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий сократился до 48%26.

     Объем продаж на рынках в 1 полугодии 2010 года сформировался в объеме 26,6 млрд. руб., доля в общем объеме продаж составила 12%.

     По  состоянию на 01.07.2010 года на территории Ростовской области осуществляли деятельность 113 розничных рынков, из них 90 – универсальных, 23 - специализированных, в том числе 9 сельскохозяйственных.

     В связи с проведением реконструкции  и строительства капитальных  объектов на розничных рынках продолжается сокращение торговых мест. По состоянию на 01.07.2010 на их территориях организовано более 54,6 тыс. торговых мест, из них  48,1 тыс. - на рынках универсального типа и 6,5 тыс. - на рынках специализированного типа, в том числе на сельскохозяйственных рынках – 810 торговых мест.

     Для реализации сельскохозяйственной продукции  и продукции предприятий пищевой  и перерабатывающей промышленности на розничных рынках области отведено более 21,7 тысяч торговых мест, что составляет 39,7% от их общего количества, в том числе закреплено за местными товаропроизводителям –10,1 тысяч27.

     По  данным Росстата индекс потребительских цен в Ростовской области в июне 2010 года составил 100,4% к маю 2010 года и 105% - к декабрю 2009 года. Цены на продовольственные товары в июне 2010 г. по отношению к предыдущему месяцу увеличились на 0,5%, а в сравнении с декабрем 2009 года их рост составил 6,1%. Непродовольственные товары подорожали на 0,3% к уровню мая 2010 г. и на 2,6% к декабрю 2009 года. Общее повышение цен на платные услуги составило 0,3% к предыдущему месяцу и 6,8% к декабрю 2009 года28.

     В 1 полугодии 2010 года емкость официально декларируемого рынка алкогольной  продукции области составила 3319,3 тыс. декалитров, в т.ч. областного производства – 416,8 тыс. декалитров (105,5% и 110,6% к уровню аналогичного периода 2009 года соответственно).

     Доля  областной алкогольной продукции  в общем объеме поставок для розничной  торговли и общественного питания  на территории области (без учета  слабоалкогольной продукции, которая не производится в Ростовской области) в январе-июне 2010 г. составила 16,6% (в соответствующем периоде 2009 года – 15,9%).

     Объём поставок алкогольной продукции  на душу населения области в 1 полугодии 2010 года составил 7,8 л, что на 0,4 л выше уровня соответствующего периода прошлого года, в том числе: по городам области – 10,1 л (на 0,6 л больше); по районам – 4,8 л (на 0,3 л больше).

     Оборот  общественного питания в области  по итогам 1 полугодия 2010 г. сформировался  в сумме 9,3 млрд. рублей,  что составило 100,1% к уровню января-июня 2009 года.

     Среди муниципальных образований наибольшее снижение оборота общественного  питания произошло в Советском  районе (на 48,1%), а также в городах Гуково, Новошахтинске и Донецке (соответственно, на 35,4%, 13,6% и 11,4%), максимальный рост – в Зимовниковском (на 43,1%), Аксайском (на 9,7%) районах и городе Батайске (на 5,4%).  
 
 
 

      Таблица 2.2.2.

      Оборот  общественного питания по городам  Ростовской области по результатам  января-июня 2010 года29

Города Оборот общественного питания            (тыс. руб) Индекс физического объема оборота общественного питания (в % к январю-июню 2009г.) Оборот общественного питания на душу населения (руб.) Место по обороту общественного питания на душу населения среди всех муниципальных образований области по итогам января - июня 2010г. Место по обороту общественного питания на душу населения среди всех муниципальных образований области по итогам января - июня 2009г. Изменение оценок в янв.- июне 2010 г. по сравнению с  янв.- июнем 2009   (+)-повышение;                    (-)-снижение
Азов 126454,3 97,1 1523,5 9 11 2
Батайск 117523,2 105,4 1128,9 16 17 1
Волгодонск 541616,5 97,5 3202,9 2 2 0
Гуково 76799,5 64,6 1144,6 15 9 -6
Донецк 45532,4 88,6 907,0 20 18 -2
Зверево 21197,1 96,7 847,9 23 23 0
Каменск-Шахтинский 228148,5 101 2447,9 7 7 0
Новочеркасск 480217,1 101,5 2725,4 4 5 1
Новошахтинск 42281,3 86,4 372,9 43 39 -4
Ростов-на-Дону 4956682,8 101,6 4729,2 1 1 0
Таганрог 670000,5 97,2 2626,4 6 6 0
Шахты 286034,2 101,5 1166,5 14 16 2
Итого по городам 7592487,4   3124,2      

     Оборот  общественного питания в расчете  на душу населения составил 2,2 тыс. руб. Среди муниципальных образований минимальная величина данного показателя в Ремонтненском и Советском районах (соответственно, 56 руб. и 103 руб.), максимальная – в городе Ростове-на-Дону (4,7 тыс. рублей).

     Продолжает  сохраняться положительная динамика в развитии сети предприятий общепита на территории Ростовской области: в  течение 1 полугодия 2010 г. произошло увеличение на 64 единицы.

     По  состоянию на 1 июля 2010 года в области  услуги общественного питания предоставлялись  в 5,8 тыс. объектах  на 250,8 тыс. посадочных мест, в том числе в 4 тыс. объектах открытой сети на 124,8 тыс. посадочных мест. В сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года количество посадочных мест в области выросло на 8%.

     При этом на долю г. Ростова-на-Дону приходится 1,8 тыс. предприятий общественного питания на 73 тыс. посадочных мест, что составляет 29% от общего количества объектов питания области.

     Показателем обеспеченности населения услугами общественного питания в открытой сети является количество посадочных мест на 1000 жителей. Этот показатель ежегодного увеличивается и в настоящее время составляет в среднем по области 29,5 посадочных мест в кафе и ресторанах (аналогичный показатель по состоянию на 1.07. 2009 года составлял 25,3 посадочных мест на 1000 жителей), в том числе: в городах – 32 посадочных места и в районах – 22,730.

     Наиболее  активно в 2010 году развивается сеть предприятий общественного питания в городах: Ростове-на-Дону,  Новочеркасске,  Волгодонске, а также  Сальском, Орловском и Миллеровском районах.

     За 1 полугодие 2010 года крупными, средними, малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями введены в действие объекты общественного питания на 1091 посадочное место, что в 2,9 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

     Более половины (52,6%) оборота общественного  питания приходится на индивидуальных предпринимателей, 28,3% формируется малыми предприятиями, 0,7% - субъектами среднего предпринимательства, остальные 18,4% - коммерческими предприятиями, не относящимися к субъектам малого и среднего бизнеса.

     Оборот  общественного питания крупных  организаций и субъектов среднего предпринимательства за этот период снизился на 0,7%, субъектов малого предпринимательства – возрос, соответственно на 0,3%.

     Таким образом, в Ростовской области потребительский  рынок достаточно развит, он насыщен продовольственными и непродовольственными товарами.  Однако наличие ряда проблем требует разработки мер по государственному регулированию потребительского рынка. Так, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка препятствует полному и всестороннему удовлетворению потребительского спроса. Присутствуют диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы. Именно на решение этих проблем должны быть направлены усилия государственных органов Ростовской области.

    2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО

      До  2008 гг. наблюдалась положительная динамика основных показателей развития сферы торговли и общественного питания регионов Южного федерального округа, что свидетельствовало о относительно стабильной ситуации на потребительском рынке. Это было обусловлено в определенной степени замедлением темпов инфляции и ростом денежных доходов населения.  Наиболее сходные условия развития с Ростовской областью в ЮФО имеют Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Астраханская области. В таблице 3.3 представлен оборот розничной торговли в ЮФО за период 2007 - 2009 гг.

     Как видно из данных таблицы 2.3.1, в течение последних лет Ростовская область и Краснодарский край входят в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему розничного товарооборота (Краснодарский край занимает 6-е место, Ростовская область - 7-е). 
 

     Таблица 2.3.1.

     Оборот  розничной торговли в ЮФО за период 2007 - 2009 гг. (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.)31

 
Название  региона
 
2007 г.
 
2008 г.
 
2009 г.
2009 г. 
в процентах 
к 2007 г. (в сопоставимых ценах)
Российская  Федерация, млрд.руб. 7041,5 8711,9 10866,2 116,1
Южный федеральный округ 810902 1006735 1332598 122,3
Республика  Адыгея 11111 13089 16371 115,9
Республика  Дагестан 82148 108645 146648 124,6
Республика  Ингушетия 3358 4271 5093 110,1
Кабардино-Балкарская Республика 23435 28401 35549 116,4
Республика  Калмыкия 3878 5175 6125 109,2
Карачаево-Черкесская Республика 12510 15712 18045 105,0
Республика  Северная Осетия -  
Алания
17105 23094 28836 115,2
Чеченская Республика 11704 10398 15715 138,6
Краснодарский край 214121 274693 378338 127,6
Ставропольский  край 101378 123896 158713 118,2
Астраханская  область 32864 42088 55956 120,4
Волгоградская область 101536 117868 147708 116,8
Ростовская  область 195754 239407 319501 123,0
 

     В таблице 2.3.1 представлен оборот розничной торговли на душу населения в ЮФО за период 2007 - 2009 гг.

     Как видно из данных таблицы 3.4, по показателю совокупного товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения Ростовская область в 2008 году опережала все регионы Южного федерального округа, в том числе  Краснодарский край - на 11,6% и Ставропольский –  на 16,6 %, Волгоградскую и Астраханскую области – соответственно, на 14,6%  и 27,6%.

     Удельный  вес Ростовской области в общем объеме продаж по России составляет 2,67%, Краснодарского края – 2,75%. Доля Ставропольского края, Волгоградской и Астраханской областей значительно меньше (соответственно, 1,41%, 1,43% и 0,44%).

     Таблица 2.3.2.

     Оборот  розничной торговли на душу населения в ЮФО за период 2007 - 2009 гг. (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)32

 
Название  региона
 
2007 г.
 
2008 г.
 
2009 г.
Место, занимаемое в Российской Федерации 2009 г.
Российская  Федерация, млрд.руб. 49202 61142 76460 -
Южный  
федеральный округ
35557 44187 58431 7
Республика  Адыгея 25047 29616 37106 76
Республика  Дагестан 31218 41001 54858 47
Республика  Ингушетия 6934 8720 10266 85
Кабардино-Балкарская Республика 26170 31816 39884 72
Республика  Калмыкия 13405 17972 21389 82
Карачаево-Черкесская Республика 28892 36531 42154 68
Республика  Северная Осетия - Алания 24317 32902 41080 70
Чеченская Республика 10159 8862 13135 84
Краснодарский край 41998 53874 74018 19
Ставропольский  край 37352 45790 58714 37
Астраханская  область 32989 42334 56096 44
Волгоградская область 38382 44854 56499 42
Ростовская  область 45325 55809 74909 18

Информация о работе Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов