Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования провести статистическое исследование уровня жизни населения РБ.
В связи с целью были поставлены и решены задачи:
1. Охарактеризовать понятие «уровень жизни населения» и его составляющие,
2. Показать задачи статистики в изучении уровня жизни,
3. Изучить системы показателей уровня жизни населения,
4. Дать общую характеристику уровня жизни в РБ,
5. Рассчитать показатели которые дают обобщающую характеристику уровня жизни РБ,
6. Выявить связь между показателями и уровнем жизни населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уровень жизни населения: сущность, минимальные социальные стандарты и показатели
1.1.Понятие "уровень жизни населения "………………………………..5
1.2.Задачи статистики в изучении уровня жизни……………………….8
1.3.Системы показателей уровня жизни населения……………………10
Глава 2. Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ…..14
2.1.Базисные показатели уровня жизни………………..……………….15
2.1.1.Доходы населения……………………………………………….….15
2.1.2.Дифференциация доходов населения……………………………..17
2.1.3.Прожиточный минимум и уровень бедности………….…….…..19
2.2.Показатели условий жизни населения……………………………...30
2.2.1.Характеристики состояния и деятельности отраслей социальной сферы…………………………………………………………………………….30
2.2.2.Демографические параметры…………………………….………31
2.2.3.Расчет индекса человеческого потенциала……………………..32
Глава 3. Меры по повышению уровня жизни населения РБ………………..36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………43
Приложения…………………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

УРОВ ЖИЗ НАС.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

      2.1. Базисные показатели уровня жизни

      2.1.1. Доходы населения

     Денежные  доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) рассчитаны путем делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

     В 2009 г. величина среднедушевых денежных доходов населения составила 12 644  руб. и увеличилась на 15,14% по сравнению с 2008 годом, на 671,4% по сравнению с 2000 годом.

     Реальные  денежные доходы  в 2009 г. по сравнению  с 2008 г., снизидись на 7,9%. Показатель реальных доходов рассчитан путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

     Средний размер назначенных месячных пенсий в 2008 г. был равен 4281 руб. и увеличился по сравнению с 2004 г. на 7,9%. Средний размер назначенных месячных пенсий определяется путем деления общей суммы назначенных месячных пенсий (1995-2008 - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

     В России к пенсионерам относятся  лица, реализовавшие право на получение  пенсии в соответствии с законодательством  РФ и межгосударственными соглашениями, и постоянно проживающие в  РФ. За период 2000-2008г. численность пенсионеров выросла на 1.7% и составила 234,6 тыс. человек.

     Таблица

     Основные  показатели, характеризующие уровень  жизни населения Республике Бурятия

Показатели 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

(1990, 1995 гг. – тыс.  руб.)

0,197 378,6 1639 2262,4 3141,2 3857,4 4671,9 6044,1 7020 8892 10999 12664
Реальные  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему

году

  82,7 111,7 111 122,7 106,9 103,8 111,6 106,7 118 110 101
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц),

руб. (1990, 1995 гг. - тыс. руб.)

0,146 288,1 1081,3 1459,7 1873,1 2378,8 3002,7 3938,5 4815,8 - - -
Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата

работников организаций, руб. (1990, 1995 гг. - тыс. руб.)

0,315 503,8 1923,7 2734,7 3941,1 5011,2 6162,7 7650,5 9109,1 11529 14417 16122
Средний размер назначенных месячных пенсий (на конец года),

руб. (1990, 1995 гг. – тыс. руб.)

0,11 234,1 802,3 1092,8 1393,1 1659,2 1908,3 2392,9 2665,7 3483 4281 -
Реальный  размер назначенных месячных пенсий, в процентах

к предыдущему году

  83,4 125,8 112,7 115,3 104,3 100,3 109 103,8 122 109 -
Численность пенсионеров (на конец года), тыс. человек 176 217 230 231 230 228 229 231 231 229 234 -

2.1.2. Дифференциация доходов населения

     Степень социального расслоения характеризуется  коэффициентом фондов (коэффициентом  дифференциации доходов). Этот показатель рассчитывается как соотношение  между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. В 2009 году этот показатель был равен 15,2. По сравнению с предыдущим годом его значение увеличилось на 1.5%. Это говорит о росте социально-экономического неравенства населения. 

       

     Неравномерность распределения доходов в обществе измеряется с помощью коэффициента Джини (индекса концентрации доходов). Значение этого показателя может  варьироваться от 0 до 1. При этом, чем ближе значение к 1, тем более  неравномерно распределены доходы в обществе. В 2009 году этот показатель был равен 0.394, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 1,1%. Таким образом, распределение доходов за указанный период стало более неравномерным.

     

     Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в Республике Бурятия

     (удельный  вес общего объема денежных  доходов, приходящихся на соответствующую  группу населения, в общем объеме  денежных доходов, процентов)

     Коэффициент фондов (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), коэффициент,

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
15,3 11 14,6 14,7 15,1 14,1 14,4 14,8 14,1 13,1 14 14,1 14,1 15 15,2

     Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения, процент,

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
54,3 48,4 33 43,2 47,5 53,5 48,6 37,2 36,7 38,3 32,6 29,7 25 20,5 19,7

     Дефицит дохода, процент,

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
18,5 13,9 6,3 10,9 13,5 17,8 14,2 8 7,8 8,5 6,2 5,2 3,8 2,6 2,5

     Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), коэффициент,

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
0,41 0,364 0,403 0,405 0,408 0,399 0,402 0,405 0,399 0,391 0,398 0,399 0,398 0,407 0,409
 
 
 
 

     2.1.3. Прожиточный минимум и уровень бедности

     Величина  прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации), а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

     Величина  прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом по России, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в субъектах РФ. В 2009 г. она составила 4 974 руб. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прожиточный минимум возрос на 8,9%.

     Важной  характеристикой уровня бедности является соотношение прожиточного минимума с величиной среднедушевых денежных доходов. В 2005 году прожиточный минимум  составил 56.7% от среднедушевых денежных доходов населения (в 2004 году - 63.7%). Таким образом, в 2005 году разница между средними доходами населения и величиной прожиточного минимума сократилась.

      В январе-феврале 2010 года среднедушевой  доход жителя республики составил 11 036 руб. и обеспечил 2,22 стоимости прожиточного минимума на душу населения.

      Реальные  располагаемые денежные доходы в  январе-феврале 2010 г сократились  на  3 % к соответствующему периоду 2009 года.

      Средний размер начисленной среднемесячной заработной платы работника за январь-февраль 2010г.  достиг 16143 руб. Темп роста заработной платы по сравнению с аналогичным периодом 2009г. в номинальном выражении составил 109,8 %, в реальном -  101,8 %.

      Уровень бедности  в республике в 2009г. сократится по сравнению с 2008г. на 0,8 п.п. и составил 19,7%.

      По  данным за январь 2010 г., среди 12 регионов Сибирского федерального округа по уровню среднедушевых денежных доходов  Республика Бурятия заняла 7 место, по размеру заработной платы - 8 место, по темпам роста номинальной и реальной заработной платы - 5 место, реальных располагаемых денежных доходов – 11 место.

      По  состоянию на 1 апреля 2010г. по сумме  задолженности по оплате труда республика заняла 3 место среди регионов СФО (меньше сумма задолженности лишь в Республиках Алтай и Хакасия).

      Основные  показатели, характеризующие уровень  жизни населения Республики Бурятия  за 2009 г. представлены в табл. 1.

      Одним из важнейших показателей, характеризующих  уровень жизни населения, является показатель реальных располагаемых денежных доходов населения. Он рассчитывается как сумма всех доходов, полученных населением за определенный период, за минусом обязательных платежей, и корректируется на индекс потребительских цен за соответствующий период. 

      На  первом этапе рассчитываются номинальные располагаемые доходы:

      NRD = SD –OР

     SD - сумма всех доходов, полученных населением;

      OP - обязательные платежи и взносы.

      Денежные  доходы населения за январь-февраль 2010г. составили 21 265,6 млн.руб., обязательные платежи и взносы - 1836,8 млн.руб. Следовательно, номинальные располагаемые доходы составили 19 428,8 млн.руб.

      На  втором этапе полученный показатель соотносится с аналогичным показателем  прошлого года (18 580,7 млн.руб.) и корректируется на уровень инфляции - 107,8% за январь-февраль 2010г. к соответствующему периоду предыдущего года. Уровень реальных располагаемых денежных доходов населения за январь-февраль 2010года:

      19 428,8 млн.руб./ 18 580,7 млн.руб. / 107,8% = 97,0%.

      Таким образом, снижение реальных располагаемых  денежных доходов в январе-феврале 2010г. вызвано следующими факторами:

    1. Опережающим ростом индекса потребительских цен;
    2. Замедлением роста денежных доходов населения.

      Высокий уровень инфляции на потребительском  рынке стал одной из основных причин снижения динамичности роста реальных денежных доходов. Так, рост инфляции за январь-февраль 2010г. до 107,8% послужил причиной сокращения реальных располагаемых денежных доходов на 7,6 п.п. В свою очередь на значение индекса потребительских цен повлияло, прежде всего, повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Информация о работе Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ