Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования провести статистическое исследование уровня жизни населения РБ.
В связи с целью были поставлены и решены задачи:
1. Охарактеризовать понятие «уровень жизни населения» и его составляющие,
2. Показать задачи статистики в изучении уровня жизни,
3. Изучить системы показателей уровня жизни населения,
4. Дать общую характеристику уровня жизни в РБ,
5. Рассчитать показатели которые дают обобщающую характеристику уровня жизни РБ,
6. Выявить связь между показателями и уровнем жизни населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уровень жизни населения: сущность, минимальные социальные стандарты и показатели
1.1.Понятие "уровень жизни населения "………………………………..5
1.2.Задачи статистики в изучении уровня жизни……………………….8
1.3.Системы показателей уровня жизни населения……………………10
Глава 2. Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ…..14
2.1.Базисные показатели уровня жизни………………..……………….15
2.1.1.Доходы населения……………………………………………….….15
2.1.2.Дифференциация доходов населения……………………………..17
2.1.3.Прожиточный минимум и уровень бедности………….…….…..19
2.2.Показатели условий жизни населения……………………………...30
2.2.1.Характеристики состояния и деятельности отраслей социальной сферы…………………………………………………………………………….30
2.2.2.Демографические параметры…………………………….………31
2.2.3.Расчет индекса человеческого потенциала……………………..32
Глава 3. Меры по повышению уровня жизни населения РБ………………..36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………43
Приложения…………………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

УРОВ ЖИЗ НАС.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

      По  данным Бурятстата в январе-феврале 2010г. рост денежных доходов населения  по сравнению с аналогичным периодом 2009г. составил всего 103,6%.

      Для выявления источников поступления  и внутренних факторов роста денежных доходов необходимо рассмотреть их структуру. Объем и структуру денежных доходов населения отражает Баланс денежных доходов и расходов населения. В настоящее время в статистике опубликован баланс денежных доходов и расходов за I, II и III кварталы 2009г. в связи с чем, приводим данные за 9 месяцев 2009г. и оценку Минэкономики за январь-февраль 2010г. (таблица 2). 
 

    * последние имеющиеся данные Бурятстата  
     

      

      По  данным балансов денежных доходов за 9 месяцев 2009г. и январь-февраль 2010г. видно некоторое изменение структуры денежных доходов (таблица 2, диаграммы). В качестве положительных изменений, следует отметить, увеличение доли социальных выплат с 16,6% в 2009г. до 22,2% в 2010г., и оплаты труда примерно на 0,5-1,6 п.п., что внесло основной вклад в увеличение денежных доходов. Так, по оценке за январь-февраль 2010г. рост  социальных выплат (в т.ч. пенсий) и рост оплаты труда обеспечил 6,6% и 2% соответственно из 3,6% прироста всех доходов. По оценке рост этих двух составляющих доходов обеспечил увеличение реальных располагаемых доходов за январь-февраль 2010г. до 102,2%.

        

      При этом сумма пенсий определена исходя из среднего размера пенсий (7079,7 на 01.04.2010г.) и числа пенсионеров (240,24 тыс.чел.), сумма оплаты труда определена исходя из данных Бурятстата о фонде заработной платы за январь-февраль 2010г., скорректированных на изменение просроченной задолженности по заработной плате и прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработной платы.

      Вместе  с тем, по оценке за январь-февраль 2010г. существенно уменьшилась расчетная величина «других доходов» (на 19,7%). Доля этой статьи доходов сократилась на 6 п.п. (с 26% до 20%),  т.е. практически на ту же величину, на которую возросли социальные трансферты. Сокращение «других доходов» привело к снижению реальных располагаемых денежных доходов в январе-феврале 2010г. на 8,9 п.п. Учитывая, что  основным компонентом «других доходов» выступает скрытая заработная плата,  можно было бы предполагать о легализации этой части оплаты труда, при этом каких-либо очевидных оснований для этого нет. Из имеющихся на сегодняшний день данных, получается, что основной причиной повлиявшей на замедление  роста денежных доходов стало сокращение «других доходов» снивелировавших рост социальных трансфертов. Однако утверждение о сокращении других доходов в результате повышения пенсий, абсурдно.

      Таким образом, невозможно сделать корректный вывод о росте или падении  в 2010г. «других доходов» в составе  денежных доходов, и соответственно, денежных доходов в целом.

      Выявить причины замедления роста «других доходов» достаточно сложно. Это связано с особенностями методики расчета баланса денежных доходов и расходов населения. Специфика текущих расчетов денежных доходов заключается не в прямом определении сумм различных видов дохода, а в расчете объемов потраченных на различные цели имеющихся у населения денежных средств (денежных расходов), которые затем корректируются на разницу выданной и поступившей в банки наличности. Объем «Других доходов» определяется остаточным методом путем вычитания из общей суммы доходов населения оплаты труда наемных работников, пенсий, пособий, стипендий, доходов от собственности и от продажи иностранной валюты. Только по итогам квартала определяется непосредственно структура денежных доходов.

      Несмотря  на изменение структуры доходов, основными их статьями остаются «Оплата труда» - свыше 40% от общей суммы денежных доходов, «Социальные выплаты» - 16-20%, «Доходы от предпринимательской деятельности» - 11-12% и  «Другие доходы» - до 30%.

      Оплата  труда - представляет собой совокупность заработных плат, начисляемых работникам в организациях (на предприятиях), скорректированных на изменение просроченной задолженности по заработной плате. В этой статье также показываются выплаты социального характера (льготы на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов) и прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработной платы (командировочные расходы, авторские вознаграждения, стоимость форменной одежды и т.п.). По оценке за январь-февраль 2010г. оплата труда увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009г. незначительно – на 4,8%.

      Для определения причин относительного замедления темпов роста оплаты труда  рассмотрена динамика фонда оплаты труда по видам экономической  деятельности (таблица 3). По данным Бурятстата фонд начисленной заработной платы всех работников по полному кругу предприятий и организаций в январе-феврале 2010г. увеличился на 6,8 %, что ниже темпов инфляции (7,8 % к соответствующему периоду прошлого года). В результате в реальном выражении фонд начисленной заработной платы сократился на 1 %.

Таблица 3

Вид экономической деятельности Темп  роста ФОТ, % Вклад отраслей в темп прироста общего ФОТ, %
январь-февраль январь-февраль
2008г. 2009г. 2010г. 2008г. 2009г. 2010г.
Всего 130,7 115,6 106,8 30,7 15,6 6,8
Промышленность, в т.ч.: 130,2 110,5 112,9 6,7 2,4 2,7
- обрабатывающие производства 123,3 122,6 111,0 2,8 2,6 1,2
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 143,3 99,8 116,3 2,6 0 1,0
- добыча полезных ископаемых 131,4 95,6 112,9 1,2 -0,2 0,5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 133,0 96,3 110,7 0,6 -0,1 0,2
Транспорт и связь 119,8 97,0 103,8 2,9 -0,4 0,4
Торговля 176,3 150,6 98,6 2,3 2,1 -0,1
Строительство 149,7 115,1 111,6 1,2 0,4 0,3
Финансовая  деятельность 125,7 104 112,5 1,3 0,2 0,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 135,1 110,2 122,2 1,9 0,6 1,5
Предоставление  прочих услуг 121,5 117,6 99,5 0,7 0,5 0
Бюджетная сфера, в т.ч.: 129,9 123,1 102,5 13,1 10,0 1,2
Государственное управление 147,0 123,3 102,5 8,4 4,6 0,5
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 125,9 120,6 105,4 2,7 2,1 0,6
Образование 112,9 125,3 100,5 1,7 2,9 0,1
Деятельность  по организации отдыха и развлечений, культуры и  спорта 115,2 119,6 99,1 0,3 0,4 0
 

      Наибольшую  долю (22,4%) в общем ФОТ занимает промышленность (обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых). За январь-февраль 2010г. промышленность сформировала 2,7% прироста общего фонда оплаты труда. Для сравнения, в докризисном 2008г. прирост составлял 6,7%. Аналогичная картина наблюдается и в других отраслях реального сектора экономики – транспорт, строительство, торговля, их вклад в формирование прироста общего ФОТ также снизился.

      Наиболее  существенное снижение фонда заработной платы наблюдается по следующим  видам экономической деятельности:

      - Производство целлюлозы, древесной  массы, бумаги и картона - на 23,6%;

      - Издательская и полиграфическая деятельность - на 8,9%;

      - Металлургическое производство  и производство готовых металлических  изделий - на 6,7%;

      - Розничная торговля - на 9,3%;

      - Оптовая торговля - на 1,5%;

      - Вспомогательная и дополнительная  транспортная деятельность - на 10,4%.

      В январе-феврале 2010г. существенно снизились темпы роста ФОТ в отраслях социальной сферы: в соответствующем периоде 2008г. они достигали 113% - 147%, в 2009г. – 120%-125%, а за январь-февраль 2010г. – 99,1% – 105,4%. В результате, если в 2008г. и 2009г. организации бюджетной сферы внесли в прирост общей суммы ФОТ 13,1% и 10% соответственно, то в январе-феврале 2010г. вклад госуправления, здравоохранения и образования упал до 1,2% (таблица 3).

      Сокращение  фонда оплаты труда, в свою очередь, обусловлено двумя причинами:

    • снижением численности занятых;
    • низкими темпами роста заработной платы, в т.ч. в бюджетной сфере.

      По  данным Бурятстата, среднесписочная  численность работников (без внешних  совместителей) по полному кругу  предприятий и организаций сократилась  на 2,8% (в т.ч. на 2,4% работников бюджетной сферы, на 3,2% - работников реального сектора экономики).

      За  январь-февраль 2010г. темпы роста  заработной платы в номинальном  выражении составили 109,8%, в реальном - 101,8%, за 2 месяца 2009г. -  117,2% и 103,5% соответственно.

      Снижение  реальной заработной платы наблюдается  в основных отраслях бюджетной сферы.

      В сфере образования  при росте  номинальной заработной платы на 7,4 % (в т.ч. за счет сокращения численности  на 6,6%) реальная заработная плата сократилась  на 0,4 %.

      В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг  при росте номинальной  заработной платы на 7% (в т.ч. за счет сокращения численности на 1,5 %) реальная заработная плата сократилась на 0,8%.

      В сфере культуры и искусства  при  росте номинальной заработной платы на 5,9% (в т.ч. за счет сокращения численности на 5,3%) реальная заработная плата сократилась на 1,8%.

      В сфере государственного управления снижение номинальной заработной платы  составило 2,3%, реальной заработной платы - 9,4 %.

      Наиболее низкая заработная плата сложилась в следующих видах экономической деятельности:

      - текстильное производство - 4521,5 руб.;

      - обработка древесины и производство  изделий из дерева - 5389,3 руб.;

      - производство мебели и прочей  продукции - 1684,4 руб.

      - сельское хозяйство - 5624 руб.

     В настоящее время завершено согласование проекта Регионального соглашения об установлении минимальной заработной платы с 01.07.2010 года со сторонами  социального партнерства и ГРБС республиканского бюджета. Проектом предлагается доведение минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума (5338 руб.):

     1. С 01.07.2010 г. повысить минимальный  размер заработной платы до 5338 руб. работникам внебюджетных  отраслей экономики и низкооплачиваемым  категориям работников бюджетных учреждений РБ, зарплата которых ниже 5338 руб.

     2. Повышение заработной платы остальным  категориям работников бюджетной  сферы в соответствии с решением  республиканской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений  от 17 марта 2010 г. № 11 рассмотреть во II полугодии текущего года.

      Несвоевременная выплата заработной платы, снижая уровень  денежных доходов, несомненно, выступает  резервом их роста. Однако, это небольшой  резерв: погашение всего объема просроченной задолженности, сложившейся на 01.03.2010г. в сумме 22,8 млн. руб., привело бы к увеличению темпов роста реальных располагаемых денежных доходов за январь-февраль 2010г. на 0,1%.

      Социальные  трансферты являются вторым по значимости источником дохода, формирующим 16-20% денежных доходов. Реальный размер пенсий в начале 2010 г. по оценке возрос более чем на 55%. За 9 месяцев 2009г. рост реального уровня трансфертов составлял 110,2%. Такие изменения, безусловно, оказали положительное влияние на динамику денежных доходов. В октябре 2009г. принят закон РБ «О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Бурятия на 2010 год», в соответствии с которым с 1 января 2010г. минимальный размер материального обеспечения пенсионера в республике не может быть ниже 4780 руб., кроме того, Пенсионным Фондом проведена валоризации расчетного пенсионного капитала (переоценки пенсионных прав, сформированных до реформы 2002 года в зависимости от стажа). При прочих равных условиях один только рост социальных трансфертов на уровне 140,5% позволил увеличить реальные располагаемые денежные доходы на 3,1%.

     Третьим из основных источников денежных доходов  выступают доходы от предпринимательской  деятельности. В составе этой статьи денежных доходов отражаются:

    • доходы от оказания платных услуг физическими лицами и некорпоративными предприятиями, занимающимися предприни-мательской деятельностью без образования юридического лица;
    • доходы от оказания услуг предпринимателями, осуществляющими грузовые перевозки;
    • доходы от продажи товаров физическими лицами – предпринимателями;
    • доходы населения от продажи сельхозпродуктов  и сырья предприятиям и организациям.

     В настоящее время вследствие отсутствия статистических данных невозможно оценить  вклад доходов от предпринимательской  деятельности на динамику денежных доходов  и соответственно на уровень реальных располагаемых доходов.

     В феврале-марте 2010г. в Министерстве экономики  РБ проведены совещания с заместителями  глав муниципальных образований  по экономике по вопросу увеличения доходов муниципальных бюджетов в части поступления налога на доходы физических лиц. Для проведения совещаний проведен анализ в разрезе каждого муниципального образования:

    • поступлений налога на доходы физических лиц за 2008- 2009 годы (данные Минфина РБ);
    • показателей доходов и расходов населения (баланс денежных доходов и расходов населения по МО);
    • эффективности проведенной работы по легализации теневой заработной платы с использованием данных Пенсионного фонда России, налоговых органов и др. источников;
    • мер, принимаемых в МО по ликвидации и недопущению задолженности по заработной плате.

Информация о работе Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ