Статистическая оценка качества и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Для реализации цели исследования поставим следующие задачи:
- рассмотреть понятие качества продукции и его показатели;
- исследовать понятие конкурентоспособности продукции;
- провести оценку качества и конкурентоспособности продукции на примере предприятия «Мега» ИП Ефремова Г.Г. города Чебоксары;
- выявить направления совершенствования качества продукции как основного элемента конкурентоспособности.

Содержание

Введение……………………………………………………………

1. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности …
1.1. Понятие и показатели, характеризующие качество продукции …..
1.2. Понятие и показатели, дающие оценку конкурентоспособности….

2.Статистический анализ качества и конкурентоспособности продукции………
2.1.Статистическая оценка качества продукции…
2.2. Статистическая оценка конкурентоспособности продукции…

3. Направления совершенствования качества продукции как основного элемента конкурентоспособности продукции…………………….

Работа содержит 1 файл

курсов_статистика_конкурентоспособ_прод.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

- по оси абсцисс – значения показателя Рi, по оси ординат – оценки  показателя;

- Кi; определяют тенденцию изменения зависимости в  интервале  между  главными точками и строят  график.  При  использовании  вычислительных  машин  кривые необходимо аппроксимировать подходящими аналитическими функциями.

              Комплексный метод оценки уровня качества  продукции  осуществляется  с использованием комплексных (обобщенных) показателей качества[7].

Следует  обратить  внимание,   что   комплексная  оценка   не   дает представления  об  отдельных  свойствах  продукции;  комплексные  показатели можно  получать  при  разном  сочетании   единичных   показателей.   Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные  показатели качества.

Комплексный  показатель  характеризует  совокупность  взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств,  образующих  качество продукции и выражается одним числом, что позволяет  на  практике  сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством  базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств  продукции,  по  которой принято  решение  оценивать  качество  продукции.   Комплексные   показатели определяют для усеченного и иерархического «деревьев» свойств качества.

С точки зрения  оценивания  качества,  качество  представляют  в  виде иерархической  структуры  «деревьев  свойств».  На  самом  низком  (нулевом) уровне «иерархического дерева свойств»  находится  качество  как  обобщенное комплексное  свойство  продукции,  на  самом  верхнем  –  простые  единичные свойства.

Построение «иерархического дерева  качества»  начинают  с  составления перечня единичных показателей качества (единичных  свойств),  которые  могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества.

В «дерево свойств»  не  следует  включать  показатели,  находящиеся  в функциональной зависимости с другими показателями «дерева». Выбор  единичных показателей качества обосновывают.

После составления  списка  показателей,  их  объединяют  в  группы  по характеризуемым  свойствам:  назначения,  технологичности,  безопасности   и другие.

Коэффициенты весомости показателей качества, требующиеся для определения комплексных показателей качества в усеченном дереве свойств, определяются экспертным методом ранжирования.

Экспертные методы применяются при решении следующих задач:

- Формулирование и уточнение цели оценки качества продукции;

- Разработка классификации продукции и потребителей;

- Построение иерархической структурной схемы показателей качества;

- Определение коэффициентов весомости показателей;

- Определение базовых значений показателей и другие.

Применение  экспертного  метода  предполагает   соблюдение   следующих условий:

- экспертная оценка производится в случае невозможности использования более    объективных методов для решения вопроса;

- мнения экспертов должны быть независимыми;

- формулировка вопросов, поставленных перед  экспертами,  должна  исключать    возможность различного толкования;

- эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;

- количество экспертов должно быть оптимальным;

- ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать  возможность  их    математической обработки.

К  недостаткам  экспертного  метода  следует  отнести   присущий   ему субъективизм, а также явление конформизма – влияние преобладающего в  группе суждения на мнение эксперта.

Сущность экспертного метода  ранжирования.  Ранжирование  предполагает расстановку  объектов  измерений  или  показателей  качества  в  порядке  их предпочтения или важности. Для  этого  экспертам  предлагают  проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть  минимальный ранг аij =  1  получает  наименее  важный  показатель,  следующий,  наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так  далее.  Наиболее  важному показателю  присваивается  ранг  n.  Часто  в  процессе  экспертного  опроса возникает ситуация, когда эксперт не может  провести  четкого  разграничения между  двумя  или  несколькими  членами  ряда.  В  таком   случае   вводятся «связанные   ранги».   Степень   согласованности   экспертов    (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования.

      Коэффициент весомости qi определяют по формуле:

 

                              qi = аi / S ai ,

 

где  аi – сумма баллов, присвоенных всеми экспертами по i-му показателю   качества;

S ai – сумма балов, присвоенных всеми экспертами по всем показателям.

Степень согласованности мнений экспертов характеризуется коэффициентом конкордации W. Коэффициент конкордации W вычисляется по формуле:

 

                         W = 12*S / [n2 * (m3 – m)],   (3)

 

где S – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого  объекта  экспертизы         от среднеарифметического рангов;

       n – число экспертов;

       m – число показателей качества.

       Коэффициент конкордации может принимать значения от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии).

      Если коэффициент конкордации имеет недостаточно высокое значение, то с экспертами  проводятся  тренировки  и  обсуждают  результаты  и  анализирую ошибки.

Подводя итог, отметим, что качество для  потребителей  определяется по формуле:

                                   Qc = f(Qp;Qstg;Qs),  (4)

        где Qc- качество для потребителя;

             Qp- качество продукции;

             Qstg – качество сопутствующих товаров им услуг;

             Qs – качество сервисного обслуживания.

Таким образом, качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Основными показателями качества являются эргономические, эстетические, экономические показатели, а также показатели технологичности и надежности.

Далее  рассмотрим важнейший критерий, определяющий  возможности  функционирования  и развития   предприятия   в    условиях    рыночной    экономики - конкурентоспособность продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и показатели, дающие оценку конкурентоспособности

 

Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. [8]

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.[9]

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1.                  Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2.                  Близость предприятия к клиенту.

3.                  Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

4.                  Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

5.                  Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

6.                  Умение твердо стоять на своем.

7.                  Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

8.                  Умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.[10]

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего ее на мировом рынке. Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике.

В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке[11].

Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления[12].

Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.[13]

Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.

Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:

- ценовые показатели;

- показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

- показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;

- показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Информация о работе Статистическая оценка качества и конкурентоспособности продукции