Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: b************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ статистических методов изучения потребления.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие вопросы:
изучение понятия статистики потребления;
рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление;
анализ состава потребительской корзины в России;
рассмотрение индексных методов изучения потребления;
изучение основных моделей потребления;
анализ динамики потребления населения и потребительских цен;
прожиточный минимум и потребительский бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…............................................................................5
1.1.Основные источники данных о потреблении населением товаров и услуг..........................................................................................................................5
1.2.Статистика потребления и ее основные показатели......................................9
1.3.Прожиточный минимум и потребительский бюджет..................................15
1.4.Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг........................................................................................................................17
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.......................................................................................21
Задание 1................................................................................................................23
Задание 2................................................................................................................27
Задание 3................................................................................................................32
Задание 4................................................................................................................33
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...........................................................................36
3.1.Постановка задачи..........................................................................................36
3.2.Методика решения задачи.............................................................................38
3.3.Технология выполнения компьютерных расчетов......................................39
3.4.Анализ результатов статистических расчетов..............................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      б) Корреляционная таблица – это  специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному.

      По  данным таблицы 1 необходимо определить, существует ли зависимость между  валовым доходом и расходами  на продукты питания.

      Построим  статистический ряд распределения  организаций по признаку «расходы на продукты питания», образовав пять групп с равными интервалами.

      Найдем  величину интервала по формуле:

    

;

      xmax и xmin находим по таблице 1.

      

(тыс. руб.)

      Сгруппируем по признаку «расходы на продукты питания».

                                                                                                                                Таблица 7

Интервальный  ряд распределения домохозяйств по расходам на продукты питания, тыс. руб. 

Число групп Группы домохозяйств по расходам на продукты, тыс. руб. Число домохозяйств в группе Накопленная частота  группы
1 10,2-30,2 4 4
2 30,2-50,2 9 13
3 50,2-70,2 10 23
4 70,2-90,2 5 28
5 90,2-110,2 2 30
Итого   30  
 

      Построим  корреляционную таблицу, образовав пять групп по факторному и результативному признаку. Распределение домохозяйств по факторному признаку возьмем, как и в случае аналитической группировки, с теми же интервалами (таблица 8).

Таблица 8

Распределение домохозяйств по валовому доходу и  расходам на продукты питания

Группы  домохозяйств по валовому доходу Расходы на продукты питания
10,2-30,2 30,2-50,2 50,2-70,2 70,2-90,2 90,2-110,2 Итого
22,1-76,1 4         4
76,1-130,1   6 1     7
130,1-184,1   3 8     11
184,1-238,1     1 4   5
238,1-292,1       1 2 3
Итого 4 9 10 5 2 30
 

      Как видно из таблицы 8, распределение  числа домохозяйств произошло вдоль  диагонали, проведенной из левого верхнего угла в нижний правый угол таблицы, т. е. увеличение признака «валовой доход» сопровождалось увеличением признака «расходы на продукты питания». Характер концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о наличии прямой тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками. Теснота связи может быть измерена эмпирическим корреляционным отношением:

    

      Построим  расчетные таблицы 9 и 10.

      Таблица 9

Расчетная таблица

№ группы Группы домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб. Число домохозяйств в группе
1 22,1-76,1 4 37,325 44838,06
2 76,1-130,1 7 88,529 20922,428
3 130,1-184,1 11 151,3 721,71
4 184,1-238,1 5 209,36 21885,728
5 238,1-292,1 3 271,967 49742,82
Итого   30   138110,746
 

        (тыс. руб.) – рассчитано в задании 1 пункт 4.

      Таблица 10

Расчетная таблица

35,8 11534,76 161,4 331,24
65,1 6099,61 203,4 3624,04
22,1 14665,21 163,5 412,09
26,3 13665,61 113,6 876,16
78,0 4251,04 145,5 5,29
80,0 3994,24 89,7 2862,25
92,4 2580,64 224,0 6528,64
84,0 3504,64 202,4 3504,64
164,2 441 192,0 2381,44
150,0 46,24 138,0 27,04
137,6 31,36 225,0 6691,24
134,0 84,64 292,1 22171,21
82,0 3745,44 243,0 9960,04
171,0 772,84 280,8 18933,76
140,1 9,61 159,0 249,64
Итого 143985,6
 

      Далее вычисляем общую дисперсию: 

    

      Вычисляем внутригрупповую дисперсию:

    

      Подставим в формулу для подсчета коэффициента детерминации:

    

.

      Коэффициент детерминации показывает, что уровень  расходов на продукты питания на 96 % зависит от валового дохода. Вычислим эмпирическое корреляционное отношение:

    

что свидетельствует  о существенном влиянии валового дохода на расходы на продукты питания, связь между признаками весьма тесная. 
 
 

Задание 3. Применение выборочного метода в финансово-экономических задачах 

      По  результатам выполнения задания 1, получено следующие значения:

 (тыс. руб.).

      Необходимо  определить ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.

      В условие сказано, что выборка 2-% механическая, бесповторная, значит, среднюю ошибку подсчитаем по следующей формуле:

    

,

       (рассчитано в задании 2, пункт б)

      n = 30;

      

      

      Предельная  ошибка выборки:

    

;

      Значение  t для различных уровней надежности и хранятся  в таблицах интегральной функции Лапласа. Доверительный интервал определяется выражением:

    

.

      Для нашего случая все данные подсчитаны и приведены в таблице 11.

    Таблица 11

Предельная  ошибка выборки среднего размера  валового дохода и границы, в которых  он будет находиться в генеральной  совокупности 

Доверительная вероятность Р Коэффициент доверия t Предельная  ошибка выборки Границы для  среднего x
0,683 1 12,52 130,68≤
≤155,72

    Задание 4. Использование индексного метода в финансово-экономических задачах 

      Данные  для задания приведены в таблице 2.

      1) По условию задачи индивидуальные  индексы цен по видам товаров  и услуг имеют следующие значения:

    

  
  

      Общий индекс цен на товары и услуги подсчитаем по формуле Пааше, преобразовав её в формулу среднего гармонического индекса цен:

      

или 115,8%.

      Он  показывает, что уровень цен на товары и услуги, реализованные в  III квартале, возрос на 15,8 % (115,8%-100%).

      2) Найдём индекс покупательной  способности рубля по формуле:

 или 86,4 %.

      Он  показывает, что покупательная способность  рубля  в III квартале снизилась на 13,6 %.

      3) По условию задачи индивидуальные  индексы объёма продажи по  видам товаров и услуг в сопоставимых ценах имеют следующие значения:

      Найдём  индекс физического объёма потребления  товаров и услуг в сопоставимых ценах по формуле среднего гармонического взвешенного индекса физического  объёма продукции:

 или 82,3 %.

      Он  показывает, что физический объём потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 17,7%.

      4) Общий индекс потребления в  фактических ценах найдем по  формуле:

    

 или 95,3%

      Он  показывает, что общий выпуск продукции (стоимость) в фактических ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 4,7%.

      5) Подсчитаем абсолютный прирост  (снижение) стоимости товаров и  услуг вследствие изменения цен и объёма продаж по каждому виду товаров и услуг.

      Для этого построим таблицу 12.

Таблица 12

Абсолютный  прирост (снижение) стоимости товаров  и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг