Автор: b************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ статистических методов изучения потребления.
      Для достижения поставленной цели будут  рассмотрены следующие вопросы:
изучение понятия статистики потребления;
рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление;
анализ состава потребительской корзины в России;
рассмотрение индексных методов изучения потребления;
изучение основных моделей потребления;
анализ динамики потребления населения и потребительских цен;
прожиточный минимум и потребительский бюджет.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ…............................................................................5
1.1.Основные источники данных о потреблении населением товаров и услуг..........................................................................................................................5
1.2.Статистика  потребления и ее основные  показатели......................................9
1.3.Прожиточный  минимум и потребительский бюджет..................................15
1.4.Статистические  методы изучения потребления  населением товаров и услуг........................................................................................................................17
2. РАСЧЕТНАЯ  ЧАСТЬ.......................................................................................21
Задание 1................................................................................................................23
Задание 2................................................................................................................27
Задание 3................................................................................................................32
Задание 4................................................................................................................33
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ...........................................................................36
3.1.Постановка  задачи..........................................................................................36
3.2.Методика решения  задачи.............................................................................38
3.3.Технология  выполнения компьютерных расчетов......................................39
3.4.Анализ результатов  статистических расчетов..............................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
б) Корреляционная таблица – это специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному.
По данным таблицы 1 необходимо определить, существует ли зависимость между валовым доходом и расходами на продукты питания.
Построим статистический ряд распределения организаций по признаку «расходы на продукты питания», образовав пять групп с равными интервалами.
Найдем величину интервала по формуле:
    
xmax и xmin находим по таблице 1.
      
Сгруппируем по признаку «расходы на продукты питания».
                              
Интервальный 
ряд распределения домохозяйств 
по расходам на продукты питания, тыс. 
руб. 
| Число групп | Группы домохозяйств по расходам на продукты, тыс. руб. | Число домохозяйств в группе | Накопленная частота группы | 
| 1 | 10,2-30,2 | 4 | 4 | 
| 2 | 30,2-50,2 | 9 | 13 | 
| 3 | 50,2-70,2 | 10 | 23 | 
| 4 | 70,2-90,2 | 5 | 28 | 
| 5 | 90,2-110,2 | 2 | 30 | 
| Итого | 30 | 
Построим корреляционную таблицу, образовав пять групп по факторному и результативному признаку. Распределение домохозяйств по факторному признаку возьмем, как и в случае аналитической группировки, с теми же интервалами (таблица 8).
Таблица 8
Распределение домохозяйств по валовому доходу и расходам на продукты питания
| Группы домохозяйств по валовому доходу | Расходы на продукты питания | |||||
| 10,2-30,2 | 30,2-50,2 | 50,2-70,2 | 70,2-90,2 | 90,2-110,2 | Итого | |
| 22,1-76,1 | 4 | 4 | ||||
| 76,1-130,1 | 6 | 1 | 7 | |||
| 130,1-184,1 | 3 | 8 | 11 | |||
| 184,1-238,1 | 1 | 4 | 5 | |||
| 238,1-292,1 | 1 | 2 | 3 | |||
| Итого | 4 | 9 | 10 | 5 | 2 | 30 | 
Как видно из таблицы 8, распределение числа домохозяйств произошло вдоль диагонали, проведенной из левого верхнего угла в нижний правый угол таблицы, т. е. увеличение признака «валовой доход» сопровождалось увеличением признака «расходы на продукты питания». Характер концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о наличии прямой тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками. Теснота связи может быть измерена эмпирическим корреляционным отношением:
    
Построим расчетные таблицы 9 и 10.
Таблица 9
Расчетная таблица
| № группы | Группы домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб. | Число домохозяйств 
  в группе | ||
| 1 | 22,1-76,1 | 4 | 37,325 | 44838,06 | 
| 2 | 76,1-130,1 | 7 | 88,529 | 20922,428 | 
| 3 | 130,1-184,1 | 11 | 151,3 | 721,71 | 
| 4 | 184,1-238,1 | 5 | 209,36 | 21885,728 | 
| 5 | 238,1-292,1 | 3 | 271,967 | 49742,82 | 
| Итого | 30 | 138110,746 | 
(тыс. руб.) – рассчитано в задании 1 пункт 4.
Таблица 10
Расчетная таблица
| 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
      Далее 
вычисляем общую дисперсию: 
    
Вычисляем внутригрупповую дисперсию:
    
Подставим в формулу для подсчета коэффициента детерминации:
    
Коэффициент детерминации показывает, что уровень расходов на продукты питания на 96 % зависит от валового дохода. Вычислим эмпирическое корреляционное отношение:
    
что свидетельствует 
о существенном влиянии валового 
дохода на расходы на продукты питания, 
связь между признаками весьма тесная. 
 
 
Задание 
3. Применение выборочного 
метода в финансово-экономических 
задачах 
По результатам выполнения задания 1, получено следующие значения:
(тыс. руб.).
Необходимо определить ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
В условие сказано, что выборка 2-% механическая, бесповторная, значит, среднюю ошибку подсчитаем по следующей формуле:
    
(рассчитано в задании 2, пункт б)
n = 30;
Предельная ошибка выборки:
    
Значение t для различных уровней надежности и хранятся в таблицах интегральной функции Лапласа. Доверительный интервал определяется выражением:
    
Для нашего случая все данные подсчитаны и приведены в таблице 11.
Таблица 11
Предельная 
ошибка выборки среднего размера 
валового дохода и границы, в которых 
он будет находиться в генеральной 
совокупности 
| Доверительная вероятность Р | Коэффициент доверия t | Предельная ошибка выборки | Границы для среднего x | 
| 0,683 | 1 | 12,52 | 130,68≤ | 
    Задание 
4. Использование индексного 
метода в финансово-экономических 
задачах 
      Данные 
для задания приведены в 
      1) 
По условию задачи 
    
Общий индекс цен на товары и услуги подсчитаем по формуле Пааше, преобразовав её в формулу среднего гармонического индекса цен:
      
или 115,8%.
Он показывает, что уровень цен на товары и услуги, реализованные в III квартале, возрос на 15,8 % (115,8%-100%).
2) Найдём индекс покупательной способности рубля по формуле:
Он показывает, что покупательная способность рубля в III квартале снизилась на 13,6 %.
      3) 
По условию задачи 
      Найдём 
индекс физического объёма потребления 
товаров и услуг в сопоставимых 
ценах по формуле среднего гармонического 
взвешенного индекса 
Он показывает, что физический объём потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 17,7%.
4) Общий индекс потребления в фактических ценах найдем по формуле:
    
Он показывает, что общий выпуск продукции (стоимость) в фактических ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 4,7%.
5) Подсчитаем абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж по каждому виду товаров и услуг.
Для этого построим таблицу 12.
Таблица 12
Абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг