Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: b************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ статистических методов изучения потребления.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие вопросы:
изучение понятия статистики потребления;
рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление;
анализ состава потребительской корзины в России;
рассмотрение индексных методов изучения потребления;
изучение основных моделей потребления;
анализ динамики потребления населения и потребительских цен;
прожиточный минимум и потребительский бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…............................................................................5
1.1.Основные источники данных о потреблении населением товаров и услуг..........................................................................................................................5
1.2.Статистика потребления и ее основные показатели......................................9
1.3.Прожиточный минимум и потребительский бюджет..................................15
1.4.Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг........................................................................................................................17
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.......................................................................................21
Задание 1................................................................................................................23
Задание 2................................................................................................................27
Задание 3................................................................................................................32
Задание 4................................................................................................................33
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...........................................................................36
3.1.Постановка задачи..........................................................................................36
3.2.Методика решения задачи.............................................................................38
3.3.Технология выполнения компьютерных расчетов......................................39
3.4.Анализ результатов статистических расчетов..............................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      Существуют  следующие подходы к определению  и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

      Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины – Госкомстат РФ, а определением ПМ – Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. (См. Приложения). Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

  • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • фактического объема потребления в малоимущих семьях;
  • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
  • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

      Рациональный  потребительский  бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной. 
 
 
 
 
 

1.4. Статистические методы  изучения потребления  населением товаров  и услуг

     На  уровне домашних хозяйств потребление  изучается на основе выборочного метода. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность. Наблюдение организуется таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном масштабе представляет всю совокупность.

     Основная  задача выборочного наблюдения в  экономике состоит в том, чтобы на основе характеристик выборочной совокупности получить достоверные суждения о показателях в генеральной совокупности. При этом следует иметь в виду, что при любых статистических исследованиях возникают ошибки двух видов: регистрации и репрезентативности.

     По  виду различают индивидуальный, групповой  и комбинированный отбор. При  индивидуальном отборе в выборочную совокупность отбираются отдельные  единицы генеральной совокупности; при групповом отборе – качественно  однородные группы или серии изучаемых единиц; комбинированный отбор предполагает сочетание первого и второго видов.

     По  методу отбора различают повторную  и бесповторную выборки. При повторном  отборе общая численность единиц генеральной совокупности в процессе выборки остается неизменной. При бесповторной выборке единица совокупности, попавшая в выборку, в генеральную совокупность не возвращается и в дальнейшем в выборке не участвует.

     В практике выборочных исследований наибольшее распространение получили следующие  виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.

     При выборочном наблюдении должна быть обеспечена случайность отбора единиц. Каждая единица должна иметь равную с  другими возможность быть отобранной.

     Конечной  целью выборочного наблюдения является характеристика генеральной совокупности на основе выборочных результатов. Выборочные средние и относительные величины распространяют на генеральную совокупность с учетом предела их возможной ошибки.

     Также используется метод группировок. Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка промышленных предприятий по формам собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка коммерческих банков по сумме активов баланса и т. д.

     Особым  видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта. Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени, например, ЕГРПО. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД), классификация основных фондов в промышленности, строительстве, капитальных вложений, затрат на производство и т. д.

     Метод статистических группировок позволяет разрабатывать первичный статистический материал. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Расчет сводных показателей в целом по совокупности позволяет изучить ее структуру.

     Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа  данных. Этим определяется роль группировок  как научной основы сводки.

     Большие достижения в области применения метода группировок имеет современная отечественная статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной системы национальных счетов (СНС), превращает группировки (классификации) в эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике.

     Метод группировок применяется для  решения задач, возникающих в  ходе научного статистического исследования: выделение социально-экономических  типов явлений; изучение структуры  явления и структурных сдвигов, происходящих в нем; изучение связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

     Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).

     В аналитической части используется индексный метод. Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям статистики. Индекс – это относительный показатель сравнения двух состояний простого или сложного явления. Индексы выражаются в коэффициентах или в процентах.

     Индексы выполняют следующие основные задачи. Индексы позволяют измерять изменение сложных явлений. Например, требуется определить, насколько увеличился (или уменьшился) в данном году по сравнению с прошлым годом физический объем всей продукции предприятия. Ясно, что продукция разного вида и качества не поддается непосредственному суммированию. Для характеристики изменения таких сложных явлений во времени применяют индексы динамики. В качестве меры соизмерения (весов) разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость, трудоемкость продукции и т.д.

     При помощи индексов можно характеризовать  изменение во времени самых различных  показателей: ВВП, реальных располагаемых  денежных доходов, численности работающих, уровня безработицы, цен акций предприятий  региона, себестоимости, производительности труда и т.п.

     С помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение  динамики сложного явления (например, влияние изменения уровня цен  и изменения количества проданных  товаров на объем товарооборота). Используя взаимосвязь индексов, можно установить в какой мере выпуск продукции возрос за счет увеличения численности работников и в какой мере – за счет повышения производительности труда.

     Индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение  во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с нормативами, планами, прогнозами и т.д. Например, интересно сравнить среднедушевое потребление какого-либо продукта в России и в развитых странах, а также провести сравнение с нормативом рационального питания.

     Индексы бывают: индивидуальные и общие. Основным элементом индексного соотношения  является индивидуальная величина, т.е. признак, изменения которого характеризует  индекс. Общий индекс характеризует  обобщающие результаты совместного  изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Существует три формы общих индексов: агрегатная, средняя арифметическая, средняя гармоническая.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 

      Имеются следующие выборочные данные (выборка 2 %-ная механическая) о валовых  доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тыс. руб.:

      Таблица 1

№ домо-хозяй-ства п/п Валовой доход Число членов домохо-зяйства, чел. Расходы на про-дукты  питания № домо-хозяй-ства п/п Валовой доход Число членов домохо-зяйства, чел. Расходы на про-дукты питания
1 35,8 1 14,9 16 161,4 3 61,5
2 65,1 1 22,2 17 203,4 3 69,6
3 22,1 1 10,2 18 163,5 3 59,7
4 26,3 1 12,4 19 113,6 3 53,1
5 78,0 2 32,2 20 145,5 3 57,9
6 80,0 2 33,2 21 89,7 3 40,2
7 92,4 2 36,8 22 224,0 4 80,0
8 84,0 2 34,8 23 202,4 4 81,2
9 164,2 2 50,4 24 192,0 4 74,4
10 150,0 2 48,6 25 138,0 4 59,2
11 137,6 2 44,4 26 225,0 5 90,0
12 134,0 2 46,0 27 292,1 5 105,0
13 82,0 2 34,2 28 243,0 5 89,0
14 171,0 3 61,5 29 280,8 6 110,2
15 140,1 3 55,8 30 159,0 6 69,6
 

Задание 1

      Признак – валовой доход.

      Число групп – пять.

Задание 2

      Связь между признаками – валовой доход и расходы на продукты питания.

Задание 3

      По  результатам выполнения задания 1  с вероятностью 0,683 определите ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.

Задание 4

      Потребление товаров и услуг населением района характеризуется следующими данными:

                                                                                                                                    Таблица 2

Виды  товаров и услуг Стоимость товаров и услуг в III квартале в текущих ценах, млн. руб. Средний индекс III квартала ко II кварталу, %
Цен Объема продаж в сопоставимых ценах
Продовольственные товары 432 110 95
Непродовольственные товары 690 115 80
Платные  услуги 252 130 70
 

      Определите:

1. Общий  индекс цен на товары и услуги.

2. Индекс  покупательной способности рубля.

3. Общий  индекс физического объема потребления  товаров и услуг в сопоставимых  ценах.

4. Общий  индекс потребления товаров и  услуг в фактических ценах.

5. Абсолютный  прирост (снижения) стоимости товаров  и услуг вследствие:

      а) изменения цен;

      б) объема продажи по каждому виду товаров  и услуг.

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг