Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: b************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ статистических методов изучения потребления.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие вопросы:
изучение понятия статистики потребления;
рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление;
анализ состава потребительской корзины в России;
рассмотрение индексных методов изучения потребления;
изучение основных моделей потребления;
анализ динамики потребления населения и потребительских цен;
прожиточный минимум и потребительский бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…............................................................................5
1.1.Основные источники данных о потреблении населением товаров и услуг..........................................................................................................................5
1.2.Статистика потребления и ее основные показатели......................................9
1.3.Прожиточный минимум и потребительский бюджет..................................15
1.4.Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг........................................................................................................................17
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.......................................................................................21
Задание 1................................................................................................................23
Задание 2................................................................................................................27
Задание 3................................................................................................................32
Задание 4................................................................................................................33
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...........................................................................36
3.1.Постановка задачи..........................................................................................36
3.2.Методика решения задачи.............................................................................38
3.3.Технология выполнения компьютерных расчетов......................................39
3.4.Анализ результатов статистических расчетов..............................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.01 Мб (Скачать)
Виды  товаров

и услуг

А 1 2 3 4 5 6 7 8
Продовольственные товары 432 1,1 0,95 392,727 414,449 39,273 -21,722 17,551
Непродовольственные товары 690 1,15 0,8 600 750 90 -150 -60
Платные услуги 252 1,3 0,7 193,846 276,923 58,154 -83,077 -24,923
å 1374 1,158 0,823 1186,573 1441,372 187,427 -254,799 -67,372
 

где:

  1. - стоимость товаров и услуг в III квартале в текущих ценах, млн. руб.;
  2. - средний индекс цен III квартала ко II кварталу;
  3. - средний индекс объёма продажи III квартала ко II кварталу в сопоставимых ценах;
  4. - стоимость товаров и услуг в III квартале в сопоставимых ценах, млн. руб. ( );
  5. - стоимость товаров и услуг во II квартале в ценах II квартала (базисных), млн. руб. ( );
  6. – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен, млн. руб.;
  7.   – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объёма продажи, млн. руб.;
  8. – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие совместного действия обоих факторов (изменения цен и объёма продаж), млн. руб.
 

      Вывод: В результате роста цен стоимость товаров и услуг выросла на 187,427 млн. руб., а вследствие уменьшения физического объема продукции стоимость товаров и услуг снизилась на 254,799 млн. руб. Таким образом, произошло снижение стоимости товаров и услуг на  67,372  млн. руб. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Постановка задачи

      Контроль  за стоимостью основных продуктов питания  необходим для того, чтобы они  были доступны для населения страны.

      Цены  на основные продукты питания зависят  от многих факторов, но в первую очередь от инфляции. Инфляция – это явление, присущее экономике, использующей  бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожание иностранной валюты. Другими словами, инфляция является результатом макроэкономической нестабильности и определяется как дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, вызывающий повышение общего уровня цен.

      Итак, для оценки и измерения инфляции используют показатель потребительских  цен.3 Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

                                  

                              (1)                                  

      Индекс  потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным  показателем инфляции.

      Темп  инфляции – изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

                                          

                                      (2)                                         

      Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она  подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

      По  данным таблицы 1 необходимо рассчитать:

1) изменение стоимости набора основных продуктов питания по областям центрального федерального округа;

2) изменение  стоимости набора основных продуктов  питания в среднем по всем  областям центрального федерального  округа.

Таблица 1

Стоимость  и изменение стоимости минимального набора продуктов питания по центральному федеральному округу Российской Федерации, рубль 

  Январь

2010

Январь

2011

Белгородская  область 1863,33 2380,75
Брянская  область 1966,48 2523,13
Владимирская  область 2110,85 2746,78
Воронежская область 2100,7 2741,12
Ивановская  область 1926,33 2677,55
Калужская область 1948,34 2548,52
Костромская область 2033,42 2702,3
Курская область 1908,21 2478,17
Липецкая  область 1878,64 2464,51
Московская  область 2231,91 2765,6
Орловская область 1991,78 2586,55
Рязанская область 2029,36 2641,77
Смоленская  область 2252,32 2849,98
Тамбовская  область 1855,35 2399,67
Тверская  область 2126,71 2738,77
Тульская  область 2199,65 2728,01
Ярославская область 2048,13 2737,95
 

      Источник: http://www.gks.ru 
 
 
 

3.2. Методика решения  задачи

      В статистическом исследовании влияния  отдельных факторов на изменение  стоимости набора основных продуктов  питания используется индексный метод, на основе которого может быть определено абсолютное изменение стоимости набора основных продуктов питания в отчетном периоде по сравнению с базисным.

    Изменение стоимости по отдельному региону  будем вычислять по формуле: 

                                                           (3) 

      Изменение стоимости по всем регионам: 

                                                         (4) 

    где:

     - стоимость набора в отчетном  периоде;

     - стоимость набора в базисном  периоде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Технология выполнения  компьютерных расчетов

      Статистические  расчеты изменения стоимости  набора основных продуктов питания  за счет отдельных факторов выполнены  при помощи пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

      Расчетные формулы приведены в таблице 2.

      Таблица 2

Расчет  изменения стоимости продуктов  питания, рубль

Область Стоимость продуктов питания, руб. Изменение стоимости набора, %
Базисный  период (Январь

2010)

Отчетный  период (Январь

2011)

Белгородская область 1863,33 2380,75 =С4/В4
Брянская область 1966,48 2523,13 =С5/В5
Владимирская  область 2110,85 2746,78 =С6/В6
Воронежская область 2100,7 2741,12 =С7/В7
Ивановская  область 1926,33 2677,55 =С8/В8
Калужская область 1948,34 2548,52 =С9/В9
Костромская область 2033,42 2702,3 =С10/В10
Курская область 1908,21 2478,17 =С11/В11
Липецкая  область 1878,64 2464,51 =С12/В12
Московская  область 2231,91 2765,6 =С13/В13
Орловская область 1991,78 2586,55 =С14/В14
Рязанская область 2029,36 2641,77 =С15/В15
Смоленская  область 2252,32 2849,98 =С16/В16
Тамбовская  область 1855,35 2399,67 =С17/В17
Тверская  область 2126,71 2738,77 =С18/В18
Тульская  область 2199,65 2728,01 =С19/В19
Ярославская область 2048,13 2737,95 =С20/В20
Итого =СУММ(В4:В20) =СУММ(С4:С20) =С21/В21
 
 
 
 

Таблица 3

Расчет  изменения стоимости продуктов питания, рубль

Область Стоимость продуктов питания, руб. Изменение стоимости набора,%
Базисный  период (Январь 2010) Отчетный  период (Январь 2011)
Белгородская  область 1863,33 2380,75 127,77%
Брянская  область 1966,48 2523,13 128,31%
Владимирская  область 2110,85 2746,78 130,13%
Воронежская область 2100,7 2741,12 130,49%
Ивановская  область 1926,33 2677,55 139,00%
Калужская область 1948,34 2548,52 130,80%
Костромская область 2033,42 2702,3 132,89%
Курская область 1908,21 2478,17 129,87%
Липецкая  область 1878,64 2464,51 131,19%
Московская  область 2231,91 2765,6 123,91%
Орловская область 1991,78 2586,55 129,86%
Рязанская область 2029,36 2641,77 130,18%
Смоленская  область 2252,32 2849,98 126,54%
Тамбовская  область 1855,35 2399,67 129,34%
Тверская  область 2126,71 2738,77 128,78%
Тульская  область 2199,65 2728,01 124,02%
Ярославская область 2048,13 2737,95 133,68%
Итого 34471,51 44711,13 129,70%

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг