Статистические методы в исследовании потребления населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения на столько полно, на сколько это возможно в рамках реферата, а также проиллюстрирована конкретными данными, расчетами и графиками по применяющимся на практике методам.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Изучение потребления…………………………………………………………………..4
3. Прожиточный минимум и потребительский бюджет………………………………..15
4. Динамика потребления населения и потребительских цен………………………….18
5. Прогнозирование поведения потребителя……………………………………………21
6. Модели потребления…………………………………………………………………...23
7. Заключение……………………………………………………………………………...28
8. Список используемой литературы…………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсач(2).doc

— 1.16 Мб (Скачать)

  Душевое потребление основных продуктов  питания в стране резко сократилось  (исключение составляет только картофель), и по этому показателю Россия оказалась отставшей на много лет, а  по некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам.

  Важным  показателем является уровень индивидуального потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам.

  В потреблении продовольственных  товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности:

  I — занятые преимущественно умственным  трудом;

  II — занятые легким физическим трудом;

  III — занятые средним по тяжести  трудом;

  IV — занятые тяжелым физическим  трудом;

  V — занятые особо тяжелым трудом.

  Помимо  потребления товаров и услуг  на душу населения при­меняется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала переводных коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до 1 года — 0,2; от 1 до 3 лет — 0,5; от 5 до 7 лет — 0,6; от 7 до 11 лет — 0,8; от 14 до 14 лет — 0,95; от 14 до 18 лет —0,98 потребительской единицы, а также 4 коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых: первый — 0,9; второй — 1,0; третий — 1,1; четвертый — 1,2 условной единицы. Так, семья из четырех че­ловек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) составляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы {первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий — за 0,7, каждый ребенок — за 0,5).

  Изучение  потребления непродовольственных  товаров по про­грамме выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмер­ные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары. Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели, а также структура потребления.

  Для исчисления показателей обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).

  Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство в натуральных единицах, а обеспеченность понимают, как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.

  Точнее  раскрывает обеспеченность населения  товарами длительного пользования показатель, используемый в зарубежной практике: он определяется долей домохозяйств, владеющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу.

  Годовое потребление предметов длительного  и недлительного пользования представляет собой стоимостное выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку службы предметов. Годовой износ исчисляется также путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их потребление) определяется отношением сре­днедушевой или средней на хозяйство обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку службы.

  В социальной статистике США тем не менее начинают принимать во внимание специальные поправочные коэффициенты при определении величины годового износа предметов, полученные в ходе исследования большого массива выборочных данных и за длительный срок. При этом ограничиваются только товарами длительного пользования, и лишь они учитываются в составе домашнего имущества населения.

  Подобные  предложения имеются и в России. В товары дли­тельного пользования предлагается включать только технически сложные изделия. Введенные ограничения, считают некоторые специалисты, позволяют строго очертить рамки этой группы и сделать ее более однородной. Однако товары длительного пользования удовлетворяют разные потребности человека, и поэтому они изначально разнородны, но все они должны учитываться в совокупном потреблении населения. Имеются также рекомендации о том, как учесть выбытие предметов длительного пользования в зависимости от фактиче­ских сроков их службы на базе метода, применяемого статистикой при изучении возрастной структуры основных фондов. При этом методе строится график "линии дожития" (по годам или агрегированного за период).

  Учитывая  практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, их годовое потребление нередко оценивается по стоимости годовых покупок этих предметов. Недостаток такого способа состоит в том, что объем потребления оказывается завышенным, так как стоимость ежегодно продаваемых предметов, как правило, выше стоимости их годового износа. Это превышение обусловлено тем, что в объем продаж включается не только продажа предметов, идущих на восстановление ежегодно изнашиваемой их части, но и продажа их потребителям, впервые приобретающим данный предмет. Размеры годового потребления и годовых покупок будут совпадать только в том случае, когда и обеспеченность, и годовое потребление остаются неизменными.

  Превышение  объема годовых покупок (продаж) над  размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки.

  Потребляемые  населением товары удовлетворяют различные  потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

  Возрастающую  роль в потреблении населения играют разно­образные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги — особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

       В статистике потребления объектом исследования высту­пают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека.

  Услуги  же коллективного характера, удовлетворяющие  общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стан­дартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

  В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

  Текущая статистика не располагает данными  об услугах, ока­зываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства.

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем

позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном

товаре. Коэффициент удовлетворения потребности  в i-м товаре имеет вид:

где     факт — фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

        норм — нормативный уровень потребления i-го товара в среднем

а душу населения. где       N — средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах. Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов.

По отдельным  видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы

изменения потребления:

общего  объема потребления i-го товара

где        и - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого  потребления i-го товара. Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:

  Статистика  услуг позволяет определить как  общее, так и сред­недушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

  Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением. Как я упоминала ранее, в задачу статистики не входит ни раз­работка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг.

  Очевидно, что они призваны отражать современные  научные представления о потребностях людей. Их разработка является сложным делом. Но какими бы они ни были, это единственный инструмент оценки удовлетворения потребностей населения. На основе норм потребления отдельных товаров и услуг строится нормативный потребительский бюджет (в расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

  Аналогично  индивидуальным индексам потребления  товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

в расчете  на душу населения

где iN —  индекс среднегодовой численности  населения.

  При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены. Это достигается или путем прямого использования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.

  Наряду  с показателем расходов на конечное потребление в ана­литических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

  Помимо  показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения . Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

Информация о работе Статистические методы в исследовании потребления населения