Статистика, как наука ее задачи и организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Статистика - самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Возникла она из практических потребностей общественной жизни. Уже в древнем мире появилась потребность подсчитывать численность жителей государства, учитывать людей, пригодных к военному делу, определять количество скота, размеры земельных угодий и другого имущества. Информация такого рода была необходима для сбора налогов, ведения войн и т.п. В дальнейшем, по мере развития общественной жизни, круг учитываемых явлений постепенно расширяется.

Содержание

Статистика как наука.
Задачи статистики.
Организация статистики
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат статистика.docx

— 26.94 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Статистика   как   наука.
  2. Задачи статистики.
  3. Организация статистики
  4. Заключение.

 

Реферат   Статистика, как наука ее задачи и организация.

 

 

  1. Статистика   как   наука .

 

 

Статистика  - самостоятельная общественная  наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Возникла  она из практических потребностей общественной жизни. Уже в древнем мире появилась потребность подсчитывать численность жителей государства, учитывать людей, пригодных к военному делу, определять количество скота, размеры земельных угодий и другого имущества. Информация такого рода была необходима для сбора налогов, ведения войн и т.п. В дальнейшем, по мере развития общественной жизни, круг учитываемых явлений постепенно расширяется.

 

Особенно возрастает объем  собираемой информации с развитием  капитализма и мирохозяйственных  связей. Потребности этого периода  вынуждали органы государственного управления и капиталистические  предприятия собирать для практических нужд обширную и разнообразную информацию о рынках труда, и сбыта товаров, сырьевых ресурсах.

 

В середине 17-го века в Англии возникло научное направление, получившее название "политической арифметики". Начало этому направлению положили Вильям Петти (1623-1687)  и Джон Граунт (1620-1674 г.г.). "Политические арифметики" на основе изучения информации о массовых общественных явлениях стремились открыть закономерности общественной жизни и таким образом ответить на вопросы, возникавшие в связи с развитием капитализма.

 

Наряду со школой "политических арифметиков" в Англии, в Германии развивалась школа описательной  статистики  или "государствоведения". Возникновение этой  науки  относится  к 1660 г.

 

Развитие политической арифметики  и  государствоведения привело к  появлению  науки   статистики .

 

Понятие " статистика " происходит от латинского слова "status", которое в переводе означает - положение, состояние, порядок явлений.

 

В научный оборот термин " статистика " ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719-1772).

Таким образом, статистика сложилась  из элементов политической арифметики и государствоведения. От политической арифметики статистика получила комплексный  анализ количественных характеристик  массовых явлений с целью познания их закономерностей, а от государствоведения – систему количественного описания социально-экономических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи статистики

Особое место в механизме  управления экономикой принадлежит  статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых  управленческих решений. Наличие систематической  и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных  управленческих решений на государственном  и региональном уровнях. В этой связи  обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений  тесно связано реформирование российской статистики.

 

В настоящее время выделяют два этапа проведения реформ в  статистике. Начало глубокого реформирования статистики связано с Государственной  программой перехода Российской Федерации  на принятую в международной практике систему учета и статистики в  соответствии с требованиями рыночной экономики и характеризует первый этап, который охватывает период с 1993 по 1996 г. включительно. Главной задачей первого этапа явилось содействие рыночным преобразованиям в стране, создание общеметодологических и организационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода. На первом этапе был определен состав показателей, адекватно отражающих процесс и результативность реформирования, а также внедрена система национальных счетов, наиболее полно отвечающая запросам рынка и соответствующая международной практике учета и статистики. В действующую систему показателей и учета были внесены изменения, касающиеся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения. Начались внедрение цензового принципа организации учета и переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий. Формы государственной статистической отчетности были существенно пересмотрены и обновлен технический потенциал статистической системы. Главным итогом первого этапа реформ явились укрепление статистической системы, обеспечение объективности данных, активное осуществление перехода на принятую в мировой практике методологию статистики и учета. Второй этап реформирования статистики начался в 1997г. разработкой Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах», основной целью которой является завершение реформирования статистики. Новый этап дальнейшего развития реформ связан с переходом на системный принцип реформирования статистики и адаптации ее к ры­ночным условиям. На современном этапе предусматривается комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации различных потребителей. При достаточно полном удовлетворении информационных потребностей органов государственной власти остальные разрезы информации, ориентированные на спрос со стороны предпринимательского, научного и индивидуального секторов требуют серьезной проработки. В этой связи в качестве актуальных задач выступает совершенствование статистической информационной базы для максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности.

 

Крайне актуальными для  второго этапа являются разработка методологии и организации получения  информации о теневой экономике, осуществление взаимосвязи показателей  макро- и микроуровней, разработка системы показателей, комплексно характеризующих экономику переходного периода, рыночные отношения, дальнейшее совершенствование организации статистического наблюдения, в том числе регистрового метода, классификаций, расширение сети мониторингов. Достаточно остро стоит проблема повышения оперативности сбора и обработки информации.

 

В соответствии с требованиями развития рыночной экономики встала задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы  информатизации России, предусматривающей  решение ряда задач по программной  и технической совместимости  различных автоматизированных систем на федеральном и региональном уровнях.

Определяя в общем виде задачи социальной статистики, следует  выделить те, которые решаются любой  отраслевой статистикой применительно  к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются: систематический анализ ситуации в социальной сфере; анализ важнейших  тенденций и закономерностей  развития отраслей социальной инфраструктуры: изучение уровня и условий жизни  населения:

 

оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики: прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более  отдаленную перспективу; исследование факторов, под влиянием которых сложилась  данная ситуация:

 

оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным  значениям; выяснение соотношения  и роли объективных и субъективных факторов; исследование взаимодействия социальных процессов с другими  составляющими общественного развития.

 

Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных процессов. К ним относятся следующие.

 

1. Преодоление автономности  отдельных направлений социальной  статистики и обусловленной этим  несопоставимости многих статистических  показателей; действительное формирование  единой взаимосвязанной системы  социальной статистики. Недоработки  в этой области объясняются  не только объективной причиной  — резкими различиями в сущности и формах проявления разных социальных процессов, но и некоторыми организационными предпосылками. Сбор социальной информации осуществляется разными подразделениями (секторами, отделами) органов государственной статистики: статистики цен, бюджетов, статистики труда и т. д. Социальные показатели оказываются изначально включенными в разные подсистемы показателей социально-экономической статистики, что накладывает отпечаток на решение ряда методологических вопросов

2. Достижение соответствия  ряда статистических показателей  оценке сущности социальных явлений  и процессов, так как показатели  не дают их качественных характеристик.  Учитываются лишь отдельные формальные  количественные параметры. Например, состояние системы здравоохранения  трудно реально оценить, опираясь  лишь на данные о числе приходящихся  на 1000 человек населения врачей  и больничных коек. По мере  расширения различных форм медицинской  помощи, основанных на коммерческих  началах, возрастает дифференциация  качества работы, доступности, разнообразия  видов специализированных медицинских  учреждений. Все должно найти  отражение в статистических показателях.

 

3. Интегрирование исследований  на макро- и микроуровнях, что позволит более глубоко и полно вскрыть первопричины и механизмы изучаемых процессов. Пока еще социальная статистика ориентирована преимущественно на исследование явлений и процессов на макроуровне, где обнаруживаются конечные результаты процесса. Децентрализация всей системы управления в стране усиливает актуальность информационного обеспечения на региональном уровне.

 

4. Разработка показателей,  построение моделей, оценка гипотез,  дифференцирование для наиболее  характерных социально-культурных, социально-этнических, социально-демографических  групп населения. Используемые  при этом схемы группировок  населения следует корректировать  по мере того, как происходят  сдвиги в составе населения.  Действующая система показателей  социальной статистики практически  нивелирует реально существующую  дифференциацию условий жизнедеятельности  различных групп населения, системы  их ценностных ориентации и  т. д. Тенденция возрастания  социального расслоения общества  усиливает актуальность этого  вопроса.

 

5. Преодоление существующей  несопоставимости показателей социальной  статистики и показателей, представленных  в других отраслевых статистиках.

 

6. Моделирование социально-экономических  связей с целью обнаружения  механизмов взаимодействия в  общественной системе. На макроуровне представлен ряд объективно существующих ограничительных факторов, предопределяющих пределы возможных колебаний социальных показателей в конкретных условиях (без разрушения системы). Это важно учитывать при выработке социальных программ.

 

7. Расширение круга показателей  статистики мнений. Актуальность  этой задачи заключается в  том, что важнейшей составляющей  социальных процессов выступает  психологический фактор. Субъективные  личностные оценки факторов и  событий предопределяют реакцию  населения на них, поведение  населения в различных сферах  жизнедеятельности.

 

8. Проведение специальных  мер, компенсирующих по возможности  такие слабые стороны многих  показателей, как: элементы субъективизма;  неточности данных анамнеза (информация  о событиях и фактах прошлых  лет, получаемая при опросах  населения); неполнота учета фактов, о которых люди неохотно дают  информацию; отсутствие объективных  однозначных критериев и шкал  для различного рода оценочных  суждений и т. д. Это одно  из важных условий построения  полноценной системы показателей  социальной статистики, повышающее  ее достоверность и информационную  емкость. Смягчить негативные  проявления можно с помощью  ряда специальных приемов. Среди них: совместный анализ информации о фактах и мнениях по одному и тому же вопросу; повторное обращение в анкетах к тому же вопросу с некоторым изменением оттенков смысла и редакции; детализация вопроса, т. е. расчленение его на несколько отдельных вопросов с последующим построением интегрального показателя; контрольные вопросы, позволяющие выявить недостоверные ответы, и т. д.

 

Приведенными примерами  далеко не исчерпывается перечень актуальных задач совершенствования социальной статистики.

Систематическое предоставление информации по названным вопросам региональным и центральным органам власти для своевременного принятия мер  по стабилизации обстановки, предупреждению возможных кризисов и обострении — актуальная задача статистики.

 

 

 

Организация государственной  статистики в России.

 

В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:

1)  централизованное руководство статистикой;

2)  единое организационное строение и методология;

3)  неразрывная связь  статистических органов с органами  государственного управления.

 

В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

 

В соответствии с государственным  устройством и административно-территориальными образованиями Российской федерации  создана единая система государственной  статистики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология  статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими  стандартами Российской Федерации.

Информация о работе Статистика, как наука ее задачи и организация