Бизнес-планирование

Автор: v**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы. Другими целями разработки бизнес-плана являются:
планирование деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;
выявление степени реальности достижения намеченных результатов;
доказательство целесообразности реорганизации действующей фирмы или создания новой;
убеждение персонала фирмы в возможности достижения новых рубежей деятельности, намеченных в плане и др.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность бизнес-плана………………………………….4
Глава II. Практика бизнес-планирования…………………17
Приложение……………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

   7) Сведения о бизнесе: офис, помещение, оборудование и транспорт, поставщики, форма собственности;

   8) Финансовые аспекты: размер кредитов, сроки возврата и гарантия погашения, роль совладельцев имущества, планы затрат (поэтапно), аудит, кратковременные и долговременные цели.

     Структура бизнес-плана может изменяться в  зависимости от конкретных   задач объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана будет зависеть от специфики проекта с учетом: а) размера предприятия; б) характера проекта (расширение существующего или создание нового); в) отраслевая направленность проекта; г) условия финансирования (наличие потребности во внешних источниках и доли этих источников). Крупные проекты требуют большего объема предварительных разработок и сам бизнес-план для них будет выглядеть более объемным, а небольшие организации обычно ограничиваются компактным по форме и содержанию документом.

     Структура бизнес-плана, предназначенного для  финансового оздоровления фирмы, отличается от структуры бизнес-плана, предназначенного для привлечения новых инвесторов. Так называемые малые - предприятия предпочитают традиционно использовать для составления бизнес-плана упрощенную его структуру. Крупные компании предпочитают составлять бизнес-план по более сложной схеме.

     Следует подробнее рассмотреть методологические основы разработки разделов бизнес-плана фирмы по ключевым вопросам его составления (Приложение 1).

   I. Титульный лист. Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:

  • полное название фирмы;
  • сведения о владельцах или учредителях;
  • краткую характеристику сути предлагаемого проекта (считается достаточным ограниченный объем раздела, состоящий из нескольких фраз о товаре или услуге, которые должны производиться или оказываться, о круге обслуживаемых потребителей и способах реализации продукции);
  • общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его способы (паевые взносы, эмиссия акций, кредиты);
  • указания на конфиденциальный характер данного документа, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторским правом разработчиков.

   II. Вводная часть (резюме). Цель раздела — дать сжатый (1- 4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.

     Здесь указываются важнейшие характеристики проекта, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на 2-3 года, необходимый объем инвестиций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта. Обычно на основе резюме кредитор принимает решение о целесообразности чтения всего документа.

     Особое  внимание в разделе уделяется  описанию: возможностей для бизнеса, их привлекательности, важности для фирмы и региона, необходимых финансовых ресурсов, возможного срока возврата заемных средств, ожидаемой прибыли и ее распределения.

     III. Анализ положения дел в отрасли. В разделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

  • динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
  • тенденция ценообразования (уровень цен и их динамика, основные ценообразующие факторы, реакция, потребителей на изменение цен);
  • всесторонняя характеристика конкурентов (выделение наиболее крупных из них, определение их сильных и слабых сторон, оценка возможных стратегий их развития и связанного с этим изменения роли на рынке);
  • характеристика потребителей (их описание, выделение основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношения к различным торговым маркам);
  • определение перспективных рыночных возможностей (выявление свободных "ниш" на рынке, определение стратегии действий по их завоеванию) и т.д.

   IV. Сущность проекта. В этом разделе излагается основная идея предполагаемого бизнеса. После знакомства с ней у инвестора должно сформироваться четкое представление о направлениях деятельности по достижению определенной цели, о готовности фирмы к реализации проекта, а также о необходимом для этого объеме средств. В разделе обычно отражаются:

  • основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, выпуск на рынок нового товара, выход на новые рынки, расширение доли на рынке);
  • определение и характеристика потенциальных потребностей, описание возможных ключевых факторов успеха;
  • подробное описание изделия, соответствия его параметров требованиям выбранного сегмента рынка;
  • стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
  • характеристика фирмы (ее описание, степень готовности к осуществлению проекта, преимущества и недостатки по отношению к основным конкурентам, местонахождение и его выгодность);
  • общая стоимость проекта, включающая размеры и график инвестиций, первоначальные расходы по ведению маркетинговых исследований и организации управления.
  • Для потенциальных инвесторов этот раздел бизнес-плана необходим, чтобы окончательно убедиться во всесторонней подготовленности проекта.

     V. План маркетинга. Данный раздел предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

     - изучение и оценка конечных  потребителей, их разделение по  возрастным, социальным и национальным  группам;

     - определение спроса на продукцию;

     - анализ сегмента рынка планируемой  к производству продукции, прогноз  его развития;

     - основные свойства продукции,  благодаря которым она становится  предпочтительнее продукции конкурентов;

     - организация сбыта продукции,  характеристика компаний, привлекаемых к ее реализации;

     - расчет и прогноз оптовых и  розничных цен на производимую  продукцию;

     - организация рекламной компании  и ориентировочный объем затрат  на ее проведение;

     - программа реализации продукции; прогноз объема производства, цен и выручки от продажи в целом и по отдельным товарам, распределенной по месяцам (кварталам).

     VI. Производственный план. Раздел содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного предпринимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют производство. При разработке освещаются следующие составляющие:

  • производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации мощностей, сроки введения, объем инвестиций);
  • весь технологический процесс с выделением охватываемой проектом части, а также операций, поручаемых субподрядчику (наименование фирмы, место расположения, адрес, обоснование их выбора, условия сотрудничества);
  • объемы производства и реализации продукции, которые основаны на сопоставлении результатов маркетинговых исследований, в частности по сбыту, с производственными возможностями предприятия. Объем производства в номенклатурном разрезе прогнозируется по периодам: первый год — по кварталам (месяцам); второй год — по полугодиям (кварталам); последующие годы — в целом за год;
  • оборудование (потребности в конкретных видах нового или модернизация существующего, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора, расходы на приобретение и монтаж);
  • сырье, материалы (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора);
  • расчет средств на оплату труда (исходя из потребности в персонале и рабочей силе);
  • производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);
  • расчет издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляции выпускаемой продукции и расчет затрат по всем статьям сметы затрат на производство).

     VII. Организационный план. Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте (не более 3 страниц). В разделе указываются:

  • правовое положение фирмы;
  • основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде АО);
  • имена, адреса, послужные списки и опыт работы членов совета директоров;
  • резюме о менеджерах фирмы, включая низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, участвующего в проекте, его заработная плата и премии;
  • организационная структура фирмы, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы и формы контроля их деятельности (при создании нового отделения, филиала, дочерней или ассоциированной компании);
  • кадровая политика фирмы (в случае создания новой структуры).

     VIII. Оценка рисков. В рыночных условиях этот раздел особенно важен, и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.

     Раздел  содержит анализ рисков и альтернативные пути снижения степени риска при  достижении поставленной цели. Обычно в качестве основных рисков по проекту выделяют риски, связанные с неожиданной реакцией конкурентов, изменениями во внешней среде, резким изменением рыночной конъюнктуры, отсутствием согласия и профессионализма в управленческой команде.

     Для российского предпринимательства  особенностью являются нетипичные для западной инвестиционной деятельности риски: нецелевое расходование кредита, несоблюдение запланированного проектного бюджета, отсутствие гарантированных источников финансирования программы в целом, срыв графика разработки продукции (услуг), нестабильное положение основных поставщиков и (или) субпроизводителей. Анализ этих рисков и заблаговременная разработка альтернативных вариантов реализации проекта оптимизируют конечный результат и прибавляют значимость бизнес-плану.

   IX. Финансовый план (и финансовая стратегия). Цель финансового плана — определить эффективность предлагаемого бизнеса. Поэтому задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора этот раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами вложения денежных средств. В данном разделе рассматриваются следующие показатели:

   - объем финансирования проекта: инвестиции, направляемые на поставку основных фондов и нематериальных активов, кредиты для пополнения оборотных средств предприятия и т.д.;

   - финансовые результаты реализации  проекта: выручка, издержки производства;

   - движение денежных средств;

   - эффективность инвестиционного  проекта по показателям срока  окупаемости, индекса рентабельности, бюджетной эффективности. Срок  окупаемости – время с начала  реализации проекта до момента,  когда разность между дисконтируемой  накопленной суммой чистой прибыли и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение;

   - прогноз баланса и отчета о  прибылях и убытках;

   - расчет реализации инвестиционного  проекта без финансирования и  с финансированием;

   - определение точки безубыточности, которая соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с постоянными и переменными издержками. Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных издержек к разности цены продукции и величины переменных издержек, деленной на объем реализации продукции. Определяя точку безубыточности, оценивается рискованность проекта;

   - бюджетный эффект инвестиционного  проекта, который определяется как разница между поступлениями в бюджет и выплатами из него в связи с реализацией данного проекта;

   - прогноз движения денежных средств  на основе пессимистических и  оптимистических значений основных  показателей проекта: стоимости  сырья, цены реализации, ставки дисконтирования, курса иностранной валюты и т.д.

   Прежде  чем составить бизнес-план, намечают ряд потенциальных инвесторов, выясняют, каким методикам они доверяют или к каким привыкли, какие разделы в бизнес-плане являются для них принципиально важными.

   Таким образом, структура бизнес-плана  фирмы зависит от конкретных целей его составления. Разделы плана включают коммерческие, производственные, организационные и финансовые аспекты будущей деятельности. Их обоснование должно убедить будущих партнеров по бизнесу в реалистичности, компетентности и продуманности шагов в развитии фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бизнес-планирование