Единый сельскохозяйственный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение механизма применения на практике специального режима налогообложения.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
 рассмотрены теоретические и законодательные основы налоговой системы Российской Федерации,
 проведена оценка финансовой деятельности предприятия и исполнения налоговых обязательств,

Содержание

Введение
1. Теоретические и законодательные основы налоговой системы Российской Федерации ……………………………………………………7
1.1. Налоговая система Российской Федерации, ее структура и принципы ...………………………………………………………………7
1.2. Специальные налоговые режимы в налоговой системе Российской федерации, их цели и задачи …………………………………………….15
1.3. Сельскохозяйственные организации как участники специальных налоговых режимов ………………………………………………………42
2. Оценка финансовой деятельности ЗАО «Пинер» и исполнения налоговых обязательств ……………………………………………….…47
2.1. Экономическая характеристика ЗАО «Пинер» ……………………47
2.2. Порядок формирования налоговой базы и исчисление единого налога ……………………………………………………………………...53
2.3. Динамика налоговых платежей и расчет налогового бремени …...57
3. Практика применения специальных налоговых режимов ……….…65
3.1. Перспективы специальных налоговых режимов в виде единого сельскохозяйственного налога ………………………………..…………65
3.2. Повышение эффективности деятельности за счет оптимизации налогового бремени при применении специальных налоговых режимов ………………………………………………………67
Заключение ………………………………………………………………………78
Список литературы …………………………………………………………….. 81

Работа содержит 1 файл

диплом ЕСХН 1.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

ЗАО «Пинер» ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606 "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов.» (с изм. и доп. от 26 марта 2003 г., 24 мая 2004 г., 4 февраля 2005 г.).

 

 

 

2.3. Динамика налоговых платежей и расчет налогового бремени

 

ЗАО «Пинер» в течение исследуемого периода уплачивало следующие виды платежей:

а) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

      б) страховые взносы на обязательное социальное страхование  от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях оценки объема и динамики, уплачиваемых ЗАО «Пинер» налоговых платежей в сфере применения ЕСХН рассмотрим данные таблицы 2.3.1.

Таблица 2.3.1.

Финансовые показатели и расчет налоговых платежей ЗАО «Пинер»

за 1 полугодие 2004 - 2005 гг.

 

Показатель

1 полугодие 2004 год

1 полугодие 2005 год

Абсолютное изменение (+,-)

Темп изменения, %

Доходы, руб.

1035645

2349856

1314211

в 2,27 раз

Расходы, руб.

1004756

2289632

1284876

в 2,28 раз

Налоговая база, руб.

30889

60224

29335

194,98

Ставка, %

6

6

0

Х

Сумма налога, руб.

 

1853

 

 

3613

 

1760

194,98

 

Показатели доходов ЗАО «Пинер»  составили:

за 1 полугодие 2004 года – 1035645 рублей,

за 1 полугодие 2005 года – 2349856 рублей, что в 2,27 раз больше дохода аналогичного периода прошлого года.

Показатели расхода ЗАО «Пинер»  составили:

за 1 полугодие 2004 года – 1004756 рублей,

за 1 полугодие 2005 года – 2289632 рублей, что в 2,28 раз больше дохода аналогичного периода прошлого года.

Исходя из этого, налоговая база 1 полугодия 2005 года увеличилась на 94,98 % по сравнению с 1 полугодием 2004 года.

Ставка налога за исследуемый период не менялась, исходя из этого, сумма налога 1 полугодия 2005 года по сравнению с 1 полугодием 2004 года увеличилась также на 94,98 %.

 

В научной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определение интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов. При этом нужно определить, изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность.

Рассчитать примерный экономический эффект от применения ЕСХН может и индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Для этого в формуле нужно изменить два показателя: налог на прибыль заменить налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций — налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности.

Необходимо обратить внимание на то что, не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ соответственно). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.

Чтобы расчет был более точным, следует учитывать:

            статус налогоплательщика (организация или предприниматель);

            какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);

            хозяйство является планово-убыточным или рентабельным;

            какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т.п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;

            действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;

            насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;

            кто является потребителем производимой продукции — плательщики НДС или нет;

            какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Естественно, каждый налогоплательщик может принять во внимание и другие факторы, которые способны повлиять на принятие решения о переходе.

ЗАО «Пинер» использовал один из методик оценки налогового бремени и произвел расчет данного показателя.

Тяжесть налогового бремени по этой методике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах).

 

НБ

=

НП + ПВФ

х

100 %

В

 

(6)
 

где НБ - уровень налогового бремени, %;

НП - налоговые платежи в бюджет;

ПВФ - платежи в социальные внебюджетные фонды;

В - выручка от реализации без косвенных налогов.

 

Таблица 2.3.3.

 

Расчет налогового бремени по ЗАО «Пинер»

за 1 полугодие 2004-2005 гг.

 

Показатель

1 полугодие 2004 года

1 полугодие 2005 года

Абсолютное изменение (+,-)

Темп изменения, %

Выручка, руб.

1035645

2349856

1314211

в 2,27 раз

Платежи в бюджет и внебюджетные фонды, руб.

35391

52682

17291

148,86

Налоговое бремя, %

3,42

2,24

-1,18

65,50

 

Налоговое бремя предприятия 1 полугодия 2005 года уменьшилось на 1,18 % по отношению к 1 полугодию 2004 году, которое составляет 2,24%. Данное изменение обусловлено тем, что выручка предприятия увеличилась на 1314211 руб.

Данный показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, но он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа, нужен показатель, который  увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

По итогам проведенного исследования оценки организации, объема и динамики уплаты налоговых платежей ЗАО «Пинер» и в целях совершенствования налогообложения организаций в современных условиях можно сделать следующие выводы:

1.            данное предприятие эффективно использует свои ресурсы для увеличения прибыли,

2.            увеличило поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней,

3.            увеличило поступления взносов в социальные внебюджетные фонды.

Анализируя сравнительные показатели поступления налоговых платежей можно сказать о том, что данное предприятие:

1.            справляется со своими поставленными задачами,

2.            эффективно осуществляет финансово-экономическую деятельность, действуя в рамках законодательства Российской Федерации,

3.            тесно взаимодействует с территориальными органами исполнительной власти, органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления,

4.            в целях правильного ведения бухгалтерского и налогового учета руководствуется действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практика применения специальных налоговых режимов

 

3.1. Перспективы специальных налоговых режимов в виде единого сельскохозяйственного налога

 

Вступив в силу новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» принципиально меняет нормы этого специального режима налогообложения.

Во-первых, сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским и фермерским хозяйствам предоставляется право добровольного перехода на сельскохозяйственный налог или на возврат к общему режиму налогообложения. То есть, они могут самостоятельно выбрать наиболее приемлемую для себя систему налогообложения и тем самым минимизировать свои налоговые затраты.

Во-вторых, изменился объект налогообложения. Теперь им признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а не площадь используемых сельхозугодий. Это более справедливо, поскольку позволяет сельскохозяйственным предприятиям уплачивать в виде налога часть фактически полученной ими в результате хозяйственной деятельности прибыли.

В-третьих, ставка единого сельскохозяйственного налога устанавливается всего лишь в размере 6%. Для сравнения можно сказать, что ставка очень похожей и использующей аналогичный объект налогообложения упрощенной системы, широко применяемой малыми предприятиями, установлена на уровне 15 %. Следовательно, налоговое давление на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей Налоговым кодексом определено в 2,5 раза ниже самого минимального из применяющихся сейчас в малом бизнесе.

В-четвертых, предусмотрены механизмы ускоренного отнесения на расходы затрат по приобретению основных средств, включая лизинг.

В-пятых, изменены сроки уплаты налога. Теперь он будет платиться не ежеквартально, а один раз в полугодие.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) заменяет собой уплату НДС, единого социального налога, налога на прибыль, налога на имущество. Вместо единого социального налога (26,1% для сельхозпредприятий) плательщики ЕСХН уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (10,3 %).

Однако перед принятием решения о переходе на новую систему налогообложения сельскохозяйственным товаропроизводителям надо серьезно оценить особенности своего бизнеса, чтобы негативные стороны не перевесили преимущества.

Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ введена не только новая редакция главы Налогового кодекса о едином сельхозналоге, но также установлен порядок постепенного перевода предприятий на уплату налога на прибыль, полученную от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее первичной переработки. До 2006 года по этой прибыли сохраняется нулевая ставка, которая затем, постепенно повышаясь, выравнивается со ставкой, действующей для других видов доходов. Кроме того, с 1 января 2004 года сельскохозяйственные предприятия в соответствии с Федеральным Законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ становятся плательщиками налога на имущество. Следовательно, увеличивающееся налоговое давление постепенно будет делать переход на уплату сельскохозяйственного налога все более привлекательным.

Информация о работе Единый сельскохозяйственный налог