Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной квалификационной работы является проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН на примере ОАО «Мираж». В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. раскрыть основные характеристики единого социального налога;

2. проанализировать проблемы взимания ЕСН в ОАО «Мираж»;

3. определить перспективы развития ЕСН в ОАО «Мираж».

Содержание

Введение 3

Глава 1 Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов 5

1.1 Понятие Единого социального налога, его ставки 5

1.2 Порядок исчисления и уплаты ЕСН 20

1.3 Налоговая отчётность по ЕСН 24

Глава 2 Особенности исчисления и уплаты ЕСН на примере взаимоотношения ОАО «Мираж» с государственными внебюджетными фондами 26

2.1 Краткая учётно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Мираж» 26

2.2 Исчисление и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 27

2.3 Порядок заполнения деклараций в ОАО «Мираж» 42

Глава 3 Пути решения проблем по оптимизации налоговых платежей ЕСН 45

3.1 Проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН в России 45

3.2 Проблемы исчисления и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 51

Заключение 55

Список литературы

Работа содержит 1 файл

есн.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                       3                                 

Глава 1 Единый социальный налог как основной источник формирования          внебюджетных фондов                                                                                                5

    1.1 Понятие Единого социального налога, его ставки                                         5

   1.2 Порядок исчисления и уплаты  ЕСН                                                              20

    1.3 Налоговая отчётность по ЕСН                                                                       24

Глава 2  Особенности исчисления и уплаты ЕСН на примере взаимоотношения  ОАО «Мираж» с государственными внебюджетными фондами                          26

    2.1 Краткая  учётно-экономическая характеристика  предприятия ОАО            «Мираж»                                                                                                                     26

    2.2  Исчисление и уплаты  ЕСН в ОАО «Мираж»                                             27

    2.3 Порядок заполнения деклараций  в ОАО «Мираж»                                     42

Глава 3  Пути решения проблем по оптимизации  налоговых платежей ЕСН     45

    3.1 Проблемы оптимизации налоговых  платежей ЕСН в России                     45

    3.2 Проблемы исчисления и уплаты  ЕСН в ОАО «Мираж»                            51

Заключение                                                                                                                 55

Список  литературы                                                                                                    58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Единый  социальный налог, введенный с 1 января 2001 г., относится к категории федеральных налогов. Он рассчитывается от фонда заработной платы и выплачивается работодателями. Данный налог зачислятся в федеральный бюджет, в Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ - федеральные и территориальные, а также в Пенсионный фонд РФ. Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Платежи по нему хоть и незначительно, но превысят поступления в бюджеты всех уровней самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны - налога на добавленную стоимость.

     Введение  ЕСН налоговые органы изначально связывали с перспективами выхода большей части заработной платы из тени, упрощением финансовых потоков, облегчением налоговой отчетности для предприятий. Предполагалось также обеспечить высокий уровень собираемости ЕСН.

     Основное  назначение этого налога осталось прежним - обеспечить мобилизацию средств  для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     Актуальность  темы  заключается  в  том,  что  одним   из   направлений   мобилизации    средств,    предназначенных    для финансирования мероприятий по  государственному  пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь,  является  ЕСН   и    от   правильности организации его учета и   налогообложения   на   предприятиях    зависит, своевременность поступлений страховых взносов в государственные  социальные внебюджетные фонды.

     Целью данной квалификационной работы является проблемы оптимизации налоговых  платежей ЕСН на примере ОАО «Мираж». В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

     1. раскрыть основные характеристики  единого социального налога;

     2. проанализировать проблемы взимания  ЕСН в ОАО «Мираж»;

     3. определить перспективы развития  ЕСН в ОАО «Мираж».

     Предметом исследования выступает непосредственно  единый социальный налог.

     Объектом  исследования служит комплексная система налогообложения ОАО «Мираж».

     Источниковой  базой при написании квалификационной работы  послужили  Налоговый  кодекс, в частности глава 24 «  Единый социальный налог», ряд законов, а так же бухгалтерская и отчетная документация ОАО «Мираж».

          Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе раскрываются основные характеристики единого социального налога, вторая глава носит эмпирический характер и на примере ОАО «Мираж» исследуется оптимизация налоговых платежей в едином социальном налоге, третья глава посвящена пути решения проблем  единого социального налога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов 

    1. Понятие Единого  социального налога, его ставки
 

     Идея  введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне Федеральная налоговая служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

     До  введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налоговую систему России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда.

     После принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

     Главой 24 части второй Налогового кодекса  РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

     Принципиальное  значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального  налога для всех налогоплательщиков — работодателей установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно облегчило исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

     Единый  социальный налог является одним  из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для  финансового положения налогоплательщиков.

     Единый социальный налог (взнос) - это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ): определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки налоговый и отчетный периоды, и т.д.

     Налогоплательщики единого социального налога подразделяются на две категории. Первая категории  – это работодатели. Они уплачивают налог за тех работников, труд которых используют в процессе своей деятельности. К ним относятся организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица, выступающие в качестве работодателей. Вторая категория – это индивидуальные предприниматели; адвокаты1, вне связи с их деятельностью   в   качестве   работодателей;    родовые,   семейные   общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;  главы   крестья6нских   фермерских   хозяйств.  Здесь   глава крестьянского (фермерского) хозяйства может выступать как индивидуальный предприниматель, а крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо. При  этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут  выступать в качестве работодателя, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам.

          На практике нередки случаи, когда  один и тот же налогоплательщик  одновременно может относиться  к нескольким категориям налогоплательщиков. В этом случае он является  отдельным налогоплательщиком по  каждому отдельно взятому основанию.

     Одновременно  с этим организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим законодательством  на уплату налога на вмененный доход  для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности.

     Если  организация или индивидуальный  предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход  для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат,  производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату  единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а индивидуальные предприниматели – от доходов, полученных от таких видов деятельности.

     В 2005 году объектами налогообложения  являлись безвозмездные выплаты2, как в денежной, так и в натуральной форме, (премии, стипендии, стоимость наград или призов и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками – работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ним трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или  лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

     В 2006 году порядок исчисления единого  социального налога изменился, в  связи с пенсионной реформой3 внесены значительные изменения в главу 24 Налогового кодекса. В частности, введен налоговый вычет, который в обязательном порядке налогоплательщик уплачивает в пенсионный фонд, а так же уточнен состав налогоплательщиков, внесены поправки в объект налогообложения, уточнены некоторые важные моменты формирования налоговой базы по единому социальному налогу4.

Информация о работе Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)