Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной квалификационной работы является проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН на примере ОАО «Мираж». В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. раскрыть основные характеристики единого социального налога;

2. проанализировать проблемы взимания ЕСН в ОАО «Мираж»;

3. определить перспективы развития ЕСН в ОАО «Мираж».

Содержание

Введение 3

Глава 1 Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов 5

1.1 Понятие Единого социального налога, его ставки 5

1.2 Порядок исчисления и уплаты ЕСН 20

1.3 Налоговая отчётность по ЕСН 24

Глава 2 Особенности исчисления и уплаты ЕСН на примере взаимоотношения ОАО «Мираж» с государственными внебюджетными фондами 26

2.1 Краткая учётно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Мираж» 26

2.2 Исчисление и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 27

2.3 Порядок заполнения деклараций в ОАО «Мираж» 42

Глава 3 Пути решения проблем по оптимизации налоговых платежей ЕСН 45

3.1 Проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН в России 45

3.2 Проблемы исчисления и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 51

Заключение 55

Список литературы

Работа содержит 1 файл

есн.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Из  таблицы видно, что налогооблагаемая база выросла более чем в 3 раза. Это, прежде всего, связано с увеличением  заработной платы работникам предприятия.

     В 2005 и 2007 годах ОАО «Мираж» перечисляло, в рамках единого социального  налога, взносы по страховому тарифу в размере 3,1 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (в Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования – в размере 1,1 %; в  территориальный  фонд – в размере 2,0 %).

          Отсюда можно сделать вывод, что реализация конституционных прав граждан и удовлетворение их социальных потребностей в нашей стране еще не достигли  достаточно высоких результатов. Взаимоотношения предприятий с внебюджетными фондами порой достаточно сложны. Это обусловлено и объективными, и субъективными причинами, влияющими на реализацию социальной функции государства. Эффективность введения ЕСН для уменьшения налогового бремени и простоты расчетов и  оформления документов с налоговыми и социальными органами пока тоже не оправдала надежды ни налогоплательщиков, ни государства.

             ОАО   «Мираж»  применяет  две  системы   налогообложения: ЕНВД по 

розничной     торговле   и  общий  режим    налогообложения  по прочим  видам 

деятельности и  ведет  раздельный учет начисленной  заработной платы, ЕСН и 

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

       При совмещении двух режимов налогообложения  необходимо разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, от выплат, производимых в рамках деятельности, облагаемой общеустановленными налогами.

       В данном случае расчет производится пропорционально  размеру выручки, полученной от деятельности, облагаемой общеустановленными налогами, в общей сумме выручки по организации. Причем для расчета пропорции выручка берется за каждый месяц отдельно, несмотря на то что налоговая база по ЕСН считается нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца (года).

       Рассчитанные  таким образом суммы выплат и  вознаграждений, относящиеся к общему режиму налогообложения, суммируются за каждый месяц, формируя величину налоговой базы по ЕСН, накопленную нарастающим итогом с начала года. 

Таблица 2.9 - Порядок расчета ЕСН за 9 месяцев 2008 г. на предприятии 

ОАО «Мираж» 

Период Выручка от розничной

торговли (ЕНВД) (руб.)

Выручка от оптовой  торговли

(общий  режим, без НДС) (руб.)

Общий объём  выручки

(без  учёта НДС) (руб.)

Январь 350 000 80 000 430 000
Февраль 400 000 120 000 520 000
Март  250 000 50 000 300 000
Апрель 200 000 70 000 270 000
Май 220 000 90 000 310 000
Июнь 380 000 140 000 520 000
Июль 260 000 160 000 420 0000
Август  180 000 200 000 380 000
Сентябрь 190 000 220 000 410 000

     Заработная    плата   работников   в ОАО  «Мираж»    административно-управленческого  персонала составляет 30 000 руб. в месяц (за квартал – 90 000 руб.).  Расчет приведён в таблицу 2.10.

     Таблица 2.10 - Порядок расчёта налоговой  базы по ЕСН в ОАО «Мираж»

Период Удельный вес  выручки получённый от деятельности

облагаемой  по общему режиму,

в общей  сумме выручки (%)

Налоговая база по ЕСН (руб.)
Январь 18,6

(80 000 руб. / 430 000 руб. * 100)

5580

(30 000 руб. * 18,6%)

Февраль 23,1

(120 000 руб. / 520 000 руб. * 100)

6930

(30 000 руб. * 23,1)

Март  16,7

(50 000 руб. / 300 000 руб. * 100)

5010

(30 000 руб. * 16,7)

1 кв.2008 г. _ 17 520

(5580 руб. + 6930 руб. + 5010 руб.)

Апрель 25,9

(70 000 руб. / 270 000 руб. * 100)

7770

(30 000 руб. * 25,9)

Май 29

(90 000 руб. / 310 000 руб. * 100)

8700

(30 000 руб. * 29%)

Июнь 26, 9

(140 000 руб. / 520 000 руб. * 100)

8070

(30 00 руб. * 26,9%)

1-ое  полугодие 2008 г. _ 42 060

(5580 + 6930 + 5010 + 7770 + 8700 + 8070)

Июль 38,1

(160 000 руб. / 420 000 руб. * 100)

11 430

(30 000 руб. * 38,1%)

Август 52, 6

(200 000 руб. / 380 000 руб. * 100)

15 780

(30 000 руб. * 52,6%)

Сентябрь 53,7

(220 000 руб. / 410 000 руб. * 100)

16 110

(30 000 руб. * 53,7%)

9 месяцев  2008 г. _ 85 380

(5580 + 6930 + 5010 + 7770 + 8700 + 8070 + 11 430 + 15 780 + 16 110)

     Информация  о произведенных начислениях  отражается в индивидуальных и сводных карточках учета выплат, показатели которых взаимосвязаны с формами расчетов авансовых платежей (деклараций) по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

     Величина  взносов в Пенсионный фонд рассчитывается исходя из общей суммы выплат работнику с последующим разделением по видам деятельности на основе исчисленной пропорции. При расчете ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, налоговый вычет применяется в сумме страховых взносов, начисленных за тот же период на выплаты в пользу работников, производимые в рамках деятельности, по которой применяется общий режим налогообложения. В части выплат, относящих к деятельности, облагаемой ЕНВД, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшают сумму единого налога, но не более чем на 50%.

     Что касается различных пособий административным работникам, в частности пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, то расходы на их выплату учитываются при расчете ЕСН исходя из вышеописанной пропорции. А расходы, размер которых не зависит от суммы заработной платы работника (например, единовременные пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и т. п.), учитываются при исчислении ЕСН на предприятии ОАО «Мираж» в полной сумме. 

     2.3 Порядок заполнения декларации  в ОАО «Мираж» 

     Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация подается в налоговый орган по месту регистрации организации-страхователя в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

       Налоговая декларация может быть  представлена налогоплательщиком  в налоговый орган лично или  через его представителя, направлена  в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

     При представлении декларации лично на копии налоговый орган делает пометку о ее принятии и дате. Если декларация высылается по почте, то датой представления считается дата заказного письма с описью вложения. В каждой налоговой декларации указывается ИНН, присвоенный налогоплательщику.

     Форма налоговой декларации, если она не утверждена законодательством о  налогах и сборах, разрабатывается  МНС РФ.

     При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию.

     Налоговая декларация должна состоять из следующих  частей:

      - титульный лист;

      - раздел 1 декларации, содержащий информацию о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика;

      - раздел декларации, содержащий основные показатели, участвующие в контрольных соотношениях и используемые для исчисления налога, а также необходимые для формирования статистической отчетности налоговых органов (налоговые базы, налоговые ставки, суммы налога, подлежащие уплате или возврату, иные показатели - налоговые льготы, вычеты и др.);

       - разделы (приложения), содержащие  дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

     Используемые  листы имеют сквозную нумерацию. В незаполненных графах ставятся прочерки, а в незаполненных таблицах - знак Z.

     На  титульном листе обязательно  должны стоять печать организации и подписи должностных лиц. Должностные лица ставят свои подписи и на тех листах декларации, где указана сумма налога, начисленная к уплате в бюджет. Причем подписи ставятся, даже если на используемых листах отсутствуют числовые показатели (например, сумма налога к уплате). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 3. Пути решения проблем по оптимизации  налоговых платежей ЕСН 

     3.1. Проблемы оптимизации налоговых  платежей ЕСН в России 

     Оптимизация налоговых платежей обусловлена  стремлением предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность. Это означает, что каждое предприятие в рамках существующих финансовых норм должно находить в кривой платежей такую точку, которая обеспечивает ему одновременно выполнение обязательств перед государством, а также реализацию собственных целей деятельности.

     Производительность  труда и интенсивность труда  оказывают влияние на фонд заработной платы, занимающий в составе затрат предприятия значительный удельный вес.

     Прежде  всего, формирование расходов на оплату труда зависит от категорий работников, поскольку оплата труда в наибольшей степени подвержена влиянию обработанного времени. Оплата труда служащих производится по установленным должностным окладам и напрямую с объёмом выпуска продукции не связана.

     Среди крупных оптимизаций налоговых  платежей социальной сферы России, осуществляемых на протяжении последних 15 лет, особое место занимает реформа системы социальной защиты населения12. В ходе ее проведения происходит смещение акцентов от социального обеспечения к социальному страхованию.

     В отличие от социального обеспечения, которое имеет бюджетный характер, социальное страхование формируется за счет страховых взносов, выплачиваемых работодателями за работающих, что придает ему характер страхового института, функционирующего на принципах экономической самодостаточности.

     Содержательные  важнейшие компоненты развития данных процессов включают в себя: совершенствование  механизмов индивидуальной ответственности, солидарной взаимопомощи, коллективной солидарности и придания финансовым ресурсам целевого характера государственных внебюджетных социальных фондов.

     Отечественные и зарубежные ученые, и специалисты  отмечают, что при всех существующих недостатках переходных форм социального  страхования в России на протяжении последних 15 лет данный институт социальной защиты позволил в условиях масштабных изменений общественного устройства страны предотвратить крайние формы бедности и нищеты населения, сыграл положительную роль для экономических преобразований.

     Кроме ЕСН предприятия выплачивают  страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ставки которых колеблются в пределах от 0,2 до 8,5% от размера выплачиваемой заработной платы в зависимости от класса профессионального риска. В результате для предприятий с высокими уровнями профессионального риска финансовая нагрузка достигает 44,1%.

Информация о работе Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)