Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной квалификационной работы является проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН на примере ОАО «Мираж». В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. раскрыть основные характеристики единого социального налога;

2. проанализировать проблемы взимания ЕСН в ОАО «Мираж»;

3. определить перспективы развития ЕСН в ОАО «Мираж».

Содержание

Введение 3

Глава 1 Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов 5

1.1 Понятие Единого социального налога, его ставки 5

1.2 Порядок исчисления и уплаты ЕСН 20

1.3 Налоговая отчётность по ЕСН 24

Глава 2 Особенности исчисления и уплаты ЕСН на примере взаимоотношения ОАО «Мираж» с государственными внебюджетными фондами 26

2.1 Краткая учётно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Мираж» 26

2.2 Исчисление и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 27

2.3 Порядок заполнения деклараций в ОАО «Мираж» 42

Глава 3 Пути решения проблем по оптимизации налоговых платежей ЕСН 45

3.1 Проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН в России 45

3.2 Проблемы исчисления и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 51

Заключение 55

Список литературы

Работа содержит 1 файл

есн.doc

— 359.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     - физическим лицам в связи со  стихийным бедствием или другим  чрезвычайным обстоятельством в  целях возмещения причиненного  им материального ущерба или  вреда их здоровью, а также  физическим лицам, пострадавшим  от террористических актов на  территории РФ;

     - членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

     Суммы оплаты труда и другие суммы в  иностранной валюте, выплачиваемые  своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу.

     Доходы  членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

     Доходы (за исключением оплаты труда наемных  работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

      Суммы материальной помощи, выплачиваемые  физическим лицам за счет бюджетных  источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

     Налоговая база налогоплательщиков-организаций  определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных этими налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

     При определении налоговой базы учитываются  любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты (это может быть, в частности, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенные для физического лица — работника, в том числе оплата коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных п. 1 ст. 237 НК РФ.

     Согласно  п. 4 ст. 237 НК РФ при расчете налоговой  базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных9 цен.

     При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров — и соответствующая сумма акцизов ст. 237 НК РФ.

     При включении в налоговую базу выплат работникам, в том числе и в натуральной форме, следует учитывать положения п. 3 ст. 236 НК РФ, согласно которым выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

     Выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 НКРФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения. Таким образом, к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные ст. 270 НК РФ.

     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях  налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

     Статьей 252 НК РФ предусматривается включение  в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, обоснованных и документально подтвержденных затрат (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытков), осуществленных (понесенных) налогоплательщиком.

     Если  же это условие не соблюдено, то расходы по оплате труда для целей налогообложения прибыли не учитываются.

     Перечень  расходов по оплате труда, учитываемых  для целей налогообложения прибыли, предусмотрен ст. 255 НК РФ.

     В соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ к  расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, предусмотренных в трудовых договорах (контрактах).

     Если  в дальнейшем в трудовом договоре будут конкретно указаны выплаты или начисления работнику или сделаны ссылки на выплаты или начисления, предусмотренные коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, то они включаются в состав расходов на оплату труда и подлежат обложению налогом.

     В соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

     На  выплаты, начисляемые организациями  за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, начисление налога в текущем году не производится при условии, что такие выплаты10 отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то есть к расходам, перечисленным в ст. 270 НК РФ. Что, собственно говоря, всегда должно иметь место, поскольку речь идет о выплатах за счет прибыли (естественно, при условии, что в качестве таковых не маскируются обычные расходы на оплату труда).

     В соответствии с п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

     В частности, разъездной характер работы должен подтверждаться должностной инструкцией работника.

     При отсутствии обеспечения работника  специальным транспортом на время выполнения служебных обязанностей для оплаты проезда сотрудников, работа которых носит разъездной характер, организация может применяться следующие формы оплаты: приобретение проездных билетов или выдача денежных средств под отчет работникам для приобретения проездных билетов. Пользование проездными билетами осуществляется в рабочее время для проезда к месту выполнения работ (оказания услуг).

     При наличии документально подтвержденных расходов физического лица производственного (служебного) характера оплата организацией в любой форме стоимости проезда не рассматривается как произведенная в интересах физического лица и, следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит налогообложению ЕСН.

     Условия освобождения компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов по командировкам, определены п. 1 ст. 238 НК РФ.     

     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.

     В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ в прочие расходы включаются суточные в пределах норм, установленных Правительством РФ. Согласно п. 38 ст. 270 НК РФ в случае превышения установленных норм такие расходы для целей налогообложения прибыли не принимаются.

     Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

     Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных  выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

     Формой  ведения налогоплательщиком учета  сумм начисленных по каждому физическому лицу выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов, является индивидуальная карточка11.

     Определяются  суммы налога, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и в каждый из внебюджетных фондов (ФСС, ФФОМС и ТФОМС), как процентная доля, соответствующая налоговой ставке, от налоговой базы.

     Сумма ЕСН, уплачиваемая в Фонд социального  страхования РФ, уменьшается на сумму  самостоятельно произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального  страхования, предусмотренные законодательством РФ. 

     1.2 Порядок исчисления и уплаты  ЕСН 

     Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в  федеральный бюджет, и каждый фонд и определяется как соответствующая  процентная доля налоговой базы.

     Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

     Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

     В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

     По  итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

     В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот  же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего  уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

     Данные  о суммах исчисленных, а также  уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым  воспользовался налогоплательщик, а  также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.

     Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК.

Информация о работе Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)