Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной квалификационной работы является проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН на примере ОАО «Мираж». В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. раскрыть основные характеристики единого социального налога;

2. проанализировать проблемы взимания ЕСН в ОАО «Мираж»;

3. определить перспективы развития ЕСН в ОАО «Мираж».

Содержание

Введение 3

Глава 1 Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов 5

1.1 Понятие Единого социального налога, его ставки 5

1.2 Порядок исчисления и уплаты ЕСН 20

1.3 Налоговая отчётность по ЕСН 24

Глава 2 Особенности исчисления и уплаты ЕСН на примере взаимоотношения ОАО «Мираж» с государственными внебюджетными фондами 26

2.1 Краткая учётно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Мираж» 26

2.2 Исчисление и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 27

2.3 Порядок заполнения деклараций в ОАО «Мираж» 42

Глава 3 Пути решения проблем по оптимизации налоговых платежей ЕСН 45

3.1 Проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН в России 45

3.2 Проблемы исчисления и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 51

Заключение 55

Список литературы

Работа содержит 1 файл

есн.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Следует отметить и тот момент, что, в соответствии с намечаемым Правительством Российской Федерации введением системы  профессиональных пенсий, финансовая нагрузка возрастет еще на 3 - 7% за каждого застрахованного, а ее совокупная величина может составить почти 50% от выплачиваемой заработной платы.

     Общая налоговая нагрузка на предпринимательскую  деятельность снизилась, она всё  же по-прежнему остаётся неоправданно  велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Оптимизация платежей должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей13, быть  необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению конкурентно способности и росту деловой активности.

     Глубина перехода зависит от способности  справиться с задачей легализации  экономической деятельности и доходов  от неё с тем, чтобы перейти  к прямому налогообложению доходов  юридических лиц –налогоплательщиков.

     В этой связи представители работодателей, выступающих плательщиками ЕСН, высказывают озабоченность сложившейся  ситуацией и предлагают существенно  понизить размер ЕСН. Обобщая суть критических  высказываний и предложений1 можно выделить ряд системных недостатков финансовых механизмов социального страхования. Важнейшими из них являются:

     - нестраховой характер зарабатывания  прав на пособия и пенсии, а также значительные масштабы перераспределения ресурсов;

     - высокое финансовое бремя взносов,  уплачиваемых работодателями в  государственные внебюджетные социальные  фонды, которое составляет около  40% от выплачиваемой работникам  заработной платы;

     - отсутствие должной зависимости  уровня выплачиваемых пособий  от размеров вносимых взносов  за конкретных работников.

     Существующие  нестраховые правоотношения приводят к двум крупным неблагоприятным  последствиям14: ослаблению заинтересованности работодателей вносить в полном объеме страховые взносы на пенсионное, медицинское страхование и страхование временной утраты трудоспособности и тем самым порождает своеобразный механизм по воспроизводству проблем финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования.

     Поэтому выглядит логичной законодательная  инициатива Правительства Российской Федерации по снижение Единого социального  налога (ЕСН). Считается, что данная мера позволит уменьшить финансовую нагрузку на работодателей, вывести  тем самым из “тени” значительную долю заработной платы и создаст условия для стимулирования работодателей (страхователей) к уплате взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования).

     Кроме того, на протяжении последних нескольких лет обсуждаются предложения объединений работодателей и Правительства России, суть которых состоит в том, чтобы "очистить" социальное страхование от нестраховых выплат и тем самым также способствовать уменьшению размера ЕСН, а весь массив существующих льгот и компенсаций реструктурировать и передать в сферу ведения института социальной помощи, финансируемого из бюджетных источников.

     Поэтому предлагаемая мера по кардинальному  снижению общего размера ЕСН позволит, по мнению Правительства РФ, повысить заинтересованность работодателей в официальной регистрации реальной заработной платы, вывода ее из “тени” и уплаты ЕСН со всего фактического объема выплачиваемой заработной платы, а также увеличить объемы средств на социальное страхование.

     По  итогам рассмотрения различных предложений  признано наиболее целесообразным снижение как совокупной ставки ЕСН с 35,6% до 26%, так и его уменьшение по отдельным  видам: на пенсионное обеспечение с 28% до 20%; в фонды обязательного  медицинского страхования – с 3,6 до 2,8%, в Фонд социального страхования – с 4,0 до 3,2%.

     Предполагается, что в первые годы после введения такого механизма формирования платежей на обязательное социальное страхование  основную финансовую нагрузку по-прежнему будут нести работодатели.

     По  мере роста заработной платы планируется  выплата части страховых взносов  работниками, например в добровольной форме для повышения размеров пенсий и повышения возможностей по медицинскому страхованию, а в  дальнейшем – в обязательной форме  по всем видам социального страхования, с тем, чтобы в долгосрочной перспективе выйти на выравнивание взносов15, уплачиваемых работниками и работодателями, а также более активное привлечение частных страховых компаний.

     Проведение  крупномасштабных изменений по снижению ЕСН и совершенствованию системы льгот и компенсаций потребует упорядочения всего массива законов и нормативных правовых актов в сфере социальной защиты. Предварительной стадией для столь масштабной работы выступает система процедур по достижению согласованных позиций основных социальных субъектов (представителей работников и работодателей), органов исполнительной и законодательной власти, широких слоев общественности (союзов и ассоциаций ветеранских организаций, союзов городов и т.д.).

     Это связано с тем, что перевод системы социальной защиты на принципиально другие правовые, экономические и организационные методы требует проведения обсуждения в режиме диалога, поиска компромиссных решений и их закрепления в форме решений органов представительной (законодательной) власти субъектов Федерации и Федерального Собрания РФ.

     Данные  меры могли бы послужить необходимым  условием для участия широких  масс населения в обсуждении имеющихся  проблем и выработки общенациональной позиции по проведению реформ в данной сфере, что в конечном итоге служило бы залогом поддержки новой модели социальной защиты, в том числе готовности со стороны трудящихся платить соответствующие взносы.

     Важным  моментом при проведении реформ в  сфере социальной защиты служит учет интересов отдельных групп населения, включая гендерные аспекты. Повышение уровня доходов женщин, обеспечение их стабильности и надежности предполагает большее равенство между мужчинами и женщинами на рынке труда, обеспечение с помощью законодательной базы и применения эффективных форм социальной защиты.

     Например, представляется актуальным и оправданным  распространить обязательное социальное страхование на те виды занятости, где  особенно заметно представлены женщины, прежде всего на работу в режиме неполного времени, надомного труда, на малых предприятиях.

     Перешла в разряд “хронически-застарелой”  проблема законодательного определения  “стоимости страхового года”, что  порождает целый комплекс проблем  в сфере социальной защиты и финансовом обеспечении страховых поступлений  от различных категорий страхователей.

     Вышеуказанные и ряд других проблем социального  страхования для своего решения  требуют проведения системной оценки порядка, условий и размеров страхового обеспечения с позиции социальных стандартов Международной организации  труда, определения механизмов упорядочения социального страхования и социальной помощи16: установление четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определение источников финансирования для каждого их вида.

     В частности, многие выступающие аргументировано отмечали, что реформирование ЕСН не обосновано актуарными расчетами, а снижение нагрузки на фонд оплаты труда имеет определенный предел, обусловленный существующей зависимостью основных выплат от уровня заработной платы и величины необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы.

     ЕСН в России обеспечиает около 5% поступланеий в федеральный бюджет.

       В целях дальнейшей стабилизации  налогового бремени с 1 января 2005 года снижены ставки ЕСН  и страховых взносов в Пенсионный  фонд РФ.

       Такой подход обеспечит реальное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях, где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться регрессивной шкалой налогообложения.

       Не секрет, что непомерная нагрузка  на фонд заработной платы вынуждает  многих работодателей выплачивать «чёрную» зарплату.

       В России важно принимать во  внимание не только текущее  состояние общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия  в системе «государство-предпринимательство»  наиболее привлекательным выглядит  метод последовательных итераций, сфокусированных на сокращении дистанции до выбранных целей. Главное – избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса.

     Несмотря  на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, и плановые задания исполнялись с перевыполнением плана, все они накопили недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах.

     Однако  проблему с задолженностью по ранее  начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.  

     3.2. Проблемы исчисления и уплаты  ЕСН в ОАО «Мираж» 

     Само  название ЕСН и направленность использования  средств говорит о том, с его  помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно  каждого человека. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики17, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.

     За  последние годы наблюдаются отдельные  подвижки в решении этих задач, однако, коренных улучшений все же не достигнуто. Мало того, многие из них обостряются. Главная причина ОАО «Мираж»  – недостаток бюджетных средств, в том числе, формируемых данным налогом. Этот недостаток средств фактически прогнозируется самой системой взимания налога, которая заложена в установленной регрессивной шкале ставок платежей в зависимости от размера получаемого дохода.

     Существенные  недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников ОАО «Мираж», а в целом по организации.

     Также данная шкала на предприятии исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, в конечном счете, при этом:

     - нарушается принцип справедливости  и равной напряженности взимания  налогов, при котором физические лица, имеющие более высокие доходы, участвуют в формировании социальных фондов с меньшей нагрузкой, чем физические лица, получающие более низкие доходы;

     - разрыв в получаемых доходах  отдельными группами населения  еще больше увеличивается. 

     К сожалению, ожидаемого снижения на предприятии ОАО «Мираж» налоговой нагрузки на фонд оплаты труда налогоплательщиков не получилось. Совокупная ставка налога для налогоплательщиков - работодателей в размере 35,6%.

     Решение социальных проблем на предприятии  ОАО «Мираж» связано с дальнейшим ростом специальных бюджетных социальных фондов, что может быть достигнуто за счет установления единых ставок платежей в ЕСН независимо от размера получаемого дохода (налогооблагаемой базы).

     Если  попытаться ввести единую ставку платежей на предприятии по ЕСН независимо от размера дохода создается предпосылки для снижения верхнего предела ставки без ущерба формирования самих специальных бюджетных социальных фондов. Можно снизить ставку до 5 пунктов для отчислений в Федеральный бюджет, при сохранении остальных на действующем уровне.

     Снижение  ставки с 35,6 до 30,6% может отразиться благоприятным образом на всей экономической  ситуации, т.к. прежде всего, снизится налоговая  нагрузка на мелкого и среднего производителя (работодателя – налогоплательщика) и, следовательно, будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению среднего класса.

     Снижение  налоговой нагрузки на предприятии  приведет к снижению себестоимости  продукции (работ, услуг) в этом секторе  экономики, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя ОАО «Мираж» расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.

Информация о работе Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)