Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной квалификационной работы является проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН на примере ОАО «Мираж». В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. раскрыть основные характеристики единого социального налога;

2. проанализировать проблемы взимания ЕСН в ОАО «Мираж»;

3. определить перспективы развития ЕСН в ОАО «Мираж».

Содержание

Введение 3

Глава 1 Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов 5

1.1 Понятие Единого социального налога, его ставки 5

1.2 Порядок исчисления и уплаты ЕСН 20

1.3 Налоговая отчётность по ЕСН 24

Глава 2 Особенности исчисления и уплаты ЕСН на примере взаимоотношения ОАО «Мираж» с государственными внебюджетными фондами 26

2.1 Краткая учётно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Мираж» 26

2.2 Исчисление и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 27

2.3 Порядок заполнения деклараций в ОАО «Мираж» 42

Глава 3 Пути решения проблем по оптимизации налоговых платежей ЕСН 45

3.1 Проблемы оптимизации налоговых платежей ЕСН в России 45

3.2 Проблемы исчисления и уплаты ЕСН в ОАО «Мираж» 51

Заключение 55

Список литературы

Работа содержит 1 файл

есн.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     В связи с этим,  выплаты и  иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение  работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций (индивидуальных предпринимателей), такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (налогу на доходы физических лиц) в текущем отчетном (налоговом) периоде.

     Доходы, полученные работниками в натуральной  форме в виде товаров, работ или  услуг должны быть учтены в составе  налогооблагаемых доходов в стоимостном выражении. Их стоимость определяется на день получения данных доходов исходя из их рыночных цен или тарифов, а при государственном регулировании цен или тарифов на эти товары, работы и услуги - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

     Включается  в налоговую базу и дополнительная выгода от приобретения работником или  членами его семьи у работодателя товаров, работ и услуг на условиях, более выгодных по сравнению с  предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями.

     Подлежит  налогообложению и, следовательно, должна включаться в налоговую базу материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов  по договорам добровольного страхования  за исключением тех случаев, когда эти взносы осуществляются за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

     К объектам налогообложения относятся, в том числе, выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении наемных работников, труд которых используется в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др. 

     Объектом  налогообложения для главы крестьянского (фермерского)  хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства – работодателей являются выплаты и вознаграждения, производимые в пользу наемных работников.

     Объектом  налогообложения для крестьянского (фермерского) хозяйства является доход  главы крестьянского  (фермерского) хозяйства, включая доход членов данного хозяйства.

     Итак, с 1 января 2006 года взносы во внебюджетные фонды  прекращают свое самостоятельное  существование, но в рамках единого  социального налога сохраняется  их достаточная обособленность. Бюджеты по каждому из фондов, в которые зачисляется ЕСН утверждаются, как и прежде, соответствующими федеральными законами.

     Как уже было сказано, в настоящее  время сохранился только один вид  внебюджетных страховых взносов, а  именно страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Ниже  рассмотрим размеры ставок и порядок  уплаты единого социального налога.

     Следует отметить, что для исчисления и  уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения   платежей   между   различными   фондами   в   зависимости от величины выплаченных доходов.

     Для всех категорий налогоплательщиков сохраняется   главный   принцип  регрессивного исчисления   и   уплаты – чем выше сумма  налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога5. Сумма налога в различных разрядах шкалы варьируется также в зависимости от вида налогоплательщиков.

       Существует порядок ведения различных  расчет платежей для налогоплательщиков, занятых в производстве (кроме производства сельскохозяйственной продукции), для налогоплательщиков-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, для налогоплательщиков: индивидуальных предпринимателей, родовых или семейных общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, для налогоплательщиков-адвокатов.

     Сумма единого социального налога исчисляется  и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как процентная доля налоговой базы.

     В данной работе мы рассмотрим взаимоотношения  предприятия с внебюджетными  фондами социального характера, поэтому рассмотрим ставки единого  социального налога для  налогоплательщиков, занятых в производстве.

     Для налогоплательщиков – организаций, за исключением выступающих в  качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин  малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и  крестьянских (фермерских) хозяйств применяются следующие ставки:

Таблица 1.1 Расчет платежей  по уплате ЕСН  для налогоплательщиков, занятых  в производстве, кроме производства сельскохозяйственной продукции (НКРФ)

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет (в т.ч. ПФР) Фонд  социального страхования РФ  Фонды  обязательного медицинского страхования ИТОГО
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территори-альные фонды обязательного медицинского страхования      
До 280 000 рублей      20,0%      2,9%      1,1%      2,0% 26,0%
От 280 001 рублей до 600 000 рублей 56 000 рублей  + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 рубл. 8120 рублей + 1,0%  с суммы,

превыша-ющей

280 000 рубл.

3080 рублей + 0,6% с суммы, превышающей

280 000 рубл.

5600 рублей + 0,5% с  суммы, превышающей

280 000 рубл.

72,800рубл.+ 10% с  суммы, превыша-ющей

280 000 рубл.

Свыше

600 000 рублей

81280 рубл. + 2,0%  с суммы, превышающей

600 000 рубл.

11 320 рублей      5000 рублей      7200 рублей 104 800 рубл. + 2,0% с  суммы, превышающей 600 000

          Единый социальный налог уплачивается  налогоплательщиками отдельными  платежными поручениями, которые  оформляются в отношении ПФР,  ФСС РФ, Федерального ФОМС и  территориального ФОМС.

     Порядок уплаты единого социального налога, предусматривающий авансовые платежи, потребовал введения отчетного периода, равного одному месяцу. Авансовые платежи исчисляются работодателями, производящими выплаты наемным работникам исходя из налоговой базы, накопленной с начала календарного года, и соответствующей ставки налога. Сумма к уплате определяется с учетом ранее уплаченных платежей, а суммы налога относятся на затраты в порядке, определенном действующими нормативными правовыми актами.

     День  уплаты авансовых платежей6 по ЕСН – день получения средств на оплату труда за истекший месяц. Последний день уплаты налога – 15 число месяца, следующего за отчетным. Статьей 243 НК на налогоплательщиков возложена обязанность ежемесячного представления расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу). В этой связи организации и физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам, обязаны представлять расчеты по авансовым платежам, а так же декларации по единому социальному налогу (взносу) независимо от того, подлежат или не подлежат налогообложению производимые ими выплаты.

     При определении налоговой базы не учитываются  доходы, полученные работниками от других работодателей. Налог начисляется  каждым работодателем отдельно. При расчете  налоговой базы работодатели должны учитывать все категории работников (внешних совместителей, работников, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты по авторским и лицензионным договорам).

     Ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщик представляет в налоговый орган  по месту учета расчет по налогу (в целом по работникам) по утвержденной форме. Имеющаяся  разница  между  суммой  уплаченных  авансовых  платежей   за налоговый период и суммой налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, должна быть уплачена не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем предоставления декларации.

     Налогоплательщик  может воспользоваться правом на зачет (возврат) излишне  уплаченных сумм в порядке статьи 7 НК РФ.

     Сумма единого социального налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного  подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся  к тому обособленному подразделению. В этом случае сумма налога по месту нахождения организации определяется как разница между общей суммой налога и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

     Для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, адвокатов авансовые платежи рассчитываются  налоговым органом исходя из налоговой базы за предыдущий налоговый период, либо исходя из сумм, предполагаемого дохода и ставок статьи 241 НК РФ. Уплата производится на основании налоговых уведомлений в три этапа. Вышеуказанными налогоплательщиками  налоговая декларация  предоставляется  не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Налоговые льготы по ЕСН носят ярко выраженный социальный характер. Например, освобождаются  от уплаты единого социального налога организации любых организационно-правовых форм с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течении налогового периода, начисленных на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III групп.

     Использование льгот должно быть подтверждено документально (на основании сведений о работающих инвалидах с указанием групп инвалидности, номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида, а также сведений о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов).

     При определении налоговой базы не подлежат налогообложению суммы, указанные в ст. 238 НК РФ:

       Государственные пособия, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  РФ, законодательными актами субъектов  РФ, решениями представительных  органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

       Все виды установленных законодательством   РФ, законодательными актами субъектов  РФ, решениями представительных  органов местного самоуправления компенсационных выплат7, связанных с:

     - возмещением вреда, причиненного  увечьем или иным повреждением  здоровья;

     - бесплатным предоставлением жилых  помещений и коммунальных услуг,  питания и продуктов, топлива  или соответствующего денежного возмещения;

     - оплатой стоимости питания, спортивного  снаряжения, оборудования, спортивной  и парадной формы, получаемых  спортсменами и работниками физкультурно-спортивных  организаций для учебно-тренировочного  процесса и участия в спортивных  соревнованиях;

     - увольнением работников, включая  компенсации за неиспользованный  отпуск;

     - возмещением иных расходов, включая  расходы на повышение профессионального  уровня работников и т.п.

       Суммы единовременной материальной  помощи8, оказываемой налогоплательщиком:

Информация о работе Единый социальный налог: проблемы оптимизации налоговых платежей (на примере ОАО «Мираж»)