Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Для государства налоги играют существенную роль, так как они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги поступают в бюджет государства или другие денежные фонды государства. В последующем они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на экономическом положении государства, и следовательно на положение общества и населения в целом.

Содержание

Введение
Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы
Система налогообложения в России в начале 20-го века
Особенности налогообложения в СССР
Современная структура налоговой системы РФ
Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в период 1914 по 1999гг
Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития
Перспективы совершенствования системы налоговых отношений в России на основе исторического опыта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ММММ.docx

— 177.09 Кб (Скачать)

Выплаты, направленные на компенсацию  издержек, не могут подлежать налогообложению  единым социальным налогом. Объектом налогообложения  могут быть только вознаграждения, а не все выплаты по таким договорам. В связи с этим вносится дополнение в статью 238 Кодекса.

Предлагается налоговую  льготу по единому социальному налогу, установленную подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса и применяемую  в настоящее время только налогоплательщиками (работодателями) - организациями в  части неначисления налога на выплаты работникам - инвалидам, распространить на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, также производящих выплаты в пользу своих наемных работников - инвалидов.

Отчетными периодами по единому  социальному налогу признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года. При этом в соответствии с положениями  статьи 243 Кодекса исчисление авансовых  ежемесячных платежей производится в течение отчетного периода. Поскольку четвертый квартал  не относится к отчетному периоду, то у налогоплательщиков возникают  вопросы о законности уплаты в  последние три месяца года ежемесячных  авансовых платежей. В связи с  этим вносятся изменения в пункт 3 статьи 243 Кодекса, согласно которым  налогоплательщики будут производить  исчисление ежемесячных авансовых  платежей в течение всего налогового периода (календарного года), а не только отчетных периодов.

Предлагается внести дополнение в пункт 8 статьи 243 Кодекса в части  установления порядка уплаты единого  социального налога, а также представления  форм налоговой отчетности обособленными  подразделениями российских организаций, расположенными за пределами Российской Федерации. Обособленные подразделения российских организаций, расположенные за пределами Российской Федерации, имеющие баланс, расчетный счет и т.д., не могут быть поставлены на учет в российских налоговых органах, поэтому предлагается уплату единого социального налога с выплат в пользу физических лиц, занятых в таких обособленных подразделениях, производить по месту нахождения головной организации.

В статье 244 Кодекса устанавливается  срок подачи (месяц) уточненного заявления  налогоплательщиками - индивидуальными  предпринимателями в случае значительного (более чем на 50%) увеличения или  уменьшения дохода в налоговом периоде  с тем, чтобы сделать данную норму  обязательной.

В целях приведения в соответствие с Федеральным законом "Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предлагается внести изменения  и дополнения в пункт 6 статьи 244 Кодекса, определяющие порядок исчисления и  уплаты налога адвокатами, учредившими  адвокатские кабинеты, поскольку  для данной категории налогоплательщиков такой порядок отсутствует. Справку, представляемую в налоговые органы адвокатами, о суммах уплаченного за них адвокатскими образованиями единого социального налога предлагается представлять по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Проектом федерального закона предусматривается внести изменения  в статью 251 главы 25 "Налог на прибыль  организаций" Кодекса в части  освобождения от уплаты налога с сумм пени и штрафов, списываемых с  налогоплательщика в процессе проведения реструктуризации задолженности перед  бюджетом. Действие данной нормы предлагается распространить на правоотношения, возникшие  с 1 января 2005 года.

Начиная с 2007 года разрешается относить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе не давшие положительного результата) в течение одного года, а не двух лет, как это предусмотрено статьей 262 Кодекса.

В соответствии с действующей  редакцией пункта 9 статьи 274 Кодекса  при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются  доходы и расходы организаций, получающих прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности. С 1 января 2004 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлены до 2015 г. пониженные ставки налога по деятельности, связанной с реализацией произведенной и (или) переработанной ими сельскохозяйственной продукции. Учитывая, что в пункт 9 статьи 274 Кодекса не были своевременно внесены изменения, возникла неопределенность в отношении учета при исчислении налога в отношении организаций, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, но получающих доходы (осуществляющих расходы) от сельскохозяйственной деятельности. В связи с этим уточняется пункт 9 статьи 274 Кодекса.

В статью 288 Кодекса вносится уточнение, устанавливающее срок для  уведомления налоговых органов  о принятом налогоплательщиком решении, касающимся выбора обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого находится несколько обособленных подразделений.

Законопроектом предусматривается  уточнить отдельные положения главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, а также установить особый порядок налогообложения имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.

В соответствии с главой 30 Кодекса объект налогообложения (к  которым отнесены основные средства) и налоговая база (среднегодовая  стоимость имущества) формируются  в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета. Статьей 14 Федерального закона "О  бухгалтерском учете" установлено, что отчетным годом считается  период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Согласно главе 30 Кодекса  налоговым периодом по налогу на имущество  организаций также признается календарный  год, т.е. период с 1 января по 31 декабря  календарного года включительно. Однако пункт 4 статьи 376 Кодекса предусматривает, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в налоговую базу включаются данные о балансовой стоимости имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом), что не соответствует вышеназванным положениям законодательства, поскольку включает данные следующего налогового периода (в т.ч. и результаты производимой переоценки основных средств). В связи с этим предлагается уточнить порядок определения среднегодовой стоимости имущества, включив в расчет данные не по состоянию на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а по состоянию на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом (т.е. на 31 декабря).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный  комплекс, состоящий из имущества, переданного  в доверительное управление управляющей  компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения  этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в  процессе такого управления, доля в  праве собственности на которое  удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Согласно статьям 11 и 15 этого  Федерального закона имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве  общей долевой собственности, а  права на недвижимое имущество, находящееся  в составе паевого инвестиционного  фонда, подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним". Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускается. При этом согласно статье 15 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, учитывается управляющей компанией на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, и, следовательно, сам по себе не может быть субъектом гражданского и налогового права.

Таким образом, с учетом положений  статьи 378 Кодекса, налогоплательщиком по налогу на имущество организаций  можно признать только учредителей  доверительного управления - владельцев инвестиционных паев.

Вместе с тем согласно положениям главы 30 Кодекса объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а налоговой  базой - их среднегодовая стоимость, определяемая как остаточная стоимость  по данным бухгалтерского баланса.

Организация-владелец инвестиционного  пая учитывает свой пай в составе  финансовых вложений в качестве ценной бумаги, удостоверяющей ее долю в праве  собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Однако главой 30 Кодекса  не определен порядок расчета  налоговой базы в отношении имущества, входящего в состав паевого инвестиционного  фонда. В связи с тем, что доля каждого конкретного владельца  меняется ежедневно, так же как и  состав самих собственников, не представляется возможным исчислить налоговую  базу в установленном главой 30 Кодекса  порядке.

В связи с этим предусматривается  возложить обязанность по уплате налога в отношении имущества  паевого инвестиционного фонда  на управляющую компанию.

В целях приведения порядка  уплаты авансовых платежей в соответствие со статьей 382 Кодекса вносятся соответствующие  изменения в статьи 384 и 385 Кодекса, касающиеся исчисления налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения, и в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.

Законопроектом предлагается внести изменения в главу 31 "Земельный  налог" Кодекса.

В соответствии со статьей 389 Кодекса объектом обложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В то же время, как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление  территорий. В результате возникают  ситуации, когда земельные участки  разделяются административными  границами муниципальных образований  на несколько частей. При этом глава 31 Кодекса не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой  базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

Предлагается включить в  статью 391 Кодекса положение о  порядке определения налоговой  базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

Согласно пункту 2 статьи 393 Кодекса отчетными периодами  для налогоплательщиков - организаций  и физических лиц, являющихся индивидуальными  предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев  календарного года.

Пунктом 6 статьи 396 Кодекса  предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют  суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и  третьего квартала текущего налогового периода. При этом пунктом 3 статьи 398 Кодекса установлено, что расчеты  сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками  в течение налогового периода  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Поэтому законопроектом предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 393 Кодекса, согласно которому отчетными  периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал  календарного года.

Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными  органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. Вносимое изменение предусматривает, что определение порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством Российской Федерации. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участках. Сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также ФНС России, которой эти сведения предоставляются органами Роснедвижимости.

Законопроектом устанавливается, что в отношении земельных  участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими  и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного  строительства и индивидуального  жилищного строительства, применение повышающих коэффициентов и исчисление налога начинается с момента государственной  регистрации прав на эти земельные  участки.

  • 2.2 Сравнительный анализ налоговой системы 1992г. и с введением Налогового кодекса РФ

  • Действующая в России налоговая  система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 году, а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным  Советом в декабре 1991 года На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе ее пересмотра в 1999-- 2001 годах, когда вступили в действие первая часть Налогового кодекса РФ (с 01.01.99) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 01.01.01).

    До вступления в силу части  первой Налогового кодекса РФ налоговым  законодательством не был урегулирован ряд вопросов по ответственности  налоговых агентов, т.е. лиц, которые  в соответствии с действующим  законодательством обязаны удерживать у других лиц налоги и перечислять  их в бюджет, что давало возможность  построения легальных и нелегальных  схем по минимизации налоговых обязательств. Наиболее ярко подобные проблемы проявились в середине 90-х гг. в сфере ответственности банков за перечисление налоговых платежей, а также при перечислении платежей иностранным юридическим лицам. До принятия части первой НК оставались практически не унифицированными меры ответственности налогоплательщиков за налоговые правонарушения и преступления. В целом ряде случаев налогоплательщик, допустивший ошибку, просчет, небрежность, невнимательность, подвергался тем же санкциям, что и лицо, сознательно совершившее подготовленное и организованное налоговое преступление.

    Информация о работе Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе