Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Для государства налоги играют существенную роль, так как они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги поступают в бюджет государства или другие денежные фонды государства. В последующем они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на экономическом положении государства, и следовательно на положение общества и населения в целом.

Содержание

Введение
Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы
Система налогообложения в России в начале 20-го века
Особенности налогообложения в СССР
Современная структура налоговой системы РФ
Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в период 1914 по 1999гг
Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития
Перспективы совершенствования системы налоговых отношений в России на основе исторического опыта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ММММ.docx

— 177.09 Кб (Скачать)

Разрешив предприятиям реализовывать  часть продукции, а крестьянству - всю свою продукцию и позволив гражданам заниматься торговлей, государству нужно было создать механизм обложения появившихся источников дохода. Обеспечивалось последовательное сокращение капиталистического накопления, расширялись и модернизировались производства в частных хозяйствах, делая их экономически невыгодными, осуществлялось через систему прямых налогов изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума.

Наряду с прямыми налогами значительное развитие получили акцизы. Их установление и развитие объяснялось  простотой сбора при несовершенстве налогового аппарата.

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели:

  1. финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики;
  2. социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих.

Политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, нежели чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В итоге, всякое слияние капиталов, которые способствовали созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному увеличению обложения. Возрастание сельхозналога в зависимости от количества пашни и скота приводила к сдерживанию процесса производственного накопления в сельском хозяйстве, дроблению крестьянских хозяйств, а часто и просто к свертыванию объемов сельскохозяйственного производства. Тяжесть налогообложения падала на доходы, которые являлись источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств) и не затрагивали потребления.

Характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Переход к НЭПу, проявившийся в разрешении вести торговлю, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил восстановление налоговой системы государства.

В 30-е годы в СССР возникла качественно новая экономическая  ситуация: налоговая система фактически перестала функционировать как  самостоятельный экономический  институт и трансформировалась в  один из элементов механизма централизованного  планового регулирования экономики. Из народного хозяйства были почти  полностью вытеснены частнокапиталистические  элементы, развернулась сплошная коллективизация, начался процесс раскулачивания. Если в период нэпа к середине 20-х  годов налоговая система обеспечила формирование бездефицитного бюджета, то уже в начале 30-х гг. возник огромный его дефицит. Значение регулирующий функции постепенно снижалось, а превалирующей в налоговой политике стала реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики. Действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов. [16, с.56]

Большинство налогов трансформировалось в обязательные плановые платежи  государственных предприятий в  бюджет страны. Изъятие доходов предприятий  и населения происходило путем  перераспределения большей части  финансовых средств через бюджетную  систему. Предприятия были фактически лишены самостоятельности и инициативы. Реформой 30-х гг. для них были установлены  два крупных плановых платежа  в бюджет: налог с оборота и  отчисления от прибыли. Такая система  просуществовала достаточно долгое время.

Основным источником пополнения бюджета становятся доходы от социалистических предприятий города, сельского хозяйства  и налоги с работающих. Начинают широко привлекаться средства населения путем ежегодных займов, привлечения вкладов в сберкассы, «культсбора» и др. Петухова Н. Е. история налогообложения в России IX-XX вв: учеб. пособие / Н. Е. Петухова - М.: Вузовский учебник, 2008. С. 293..

Фундаментальные изменения  происходили внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты. Сверхцентрализация управления в лице "хозрасчетных" объединений (всего во всей промышленности их насчитывалось в 1930 г. 32) делала излишней сложную налоговую систему взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом.

В основе серии налоговых  реформаций 1930-х годов лежал поиск  действенных экономических механизмов, способных обеспечить централизованное регулирование экономики, форсировать процесс ускорения государственных накоплений на реализацию планов индустриализации промышленности, усилить контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.

Быстрое создание по экономическим  районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного центра, позволило  включить деревню в единую систему  директивного планирования.

Продолжается создание наиболее благоприятных условий при взимании подоходного налога для граждан, занятых в общественном производстве, на государственных и кооперативных  предприятиях, с одной стороны, и  ограничение доходов от частной  предпринимательской деятельности, с другой.

В этот период появляются элементы социальной направленности подоходного  налогообложения посредством развития системы налоговых льгот, предоставляемых  рабочим и служащим в зависимости  от наличия детей и иждивенцев в семье.

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые  платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой  системы как таковой. [4, с.125]

В период Великой Отечественной  войны существенно возрастает потребность  в дополнительных бюджетных средствах, что обеспечивалось повышением прежних  налогов, введением ряда новых налогов. Резко сократились экономические  возможности СССР в связи с  оккупацией западных районов страны. Началась перестройка народного  хозяйства на военный лад. Основными  источниками финансирования были доходы от госпредприятий, повышение цен  на товары первой необходимости, повышение  налогов и др.

В действующей системе  обложения в 40-е гг. имелся ряд  недостатков. Сложилось неравномерность  в обложении налогом колхозов между колхозами с разносторонне  развитыми хозяйствами и с  односторонне развитым хозяйством. Выражалось это в том, что часть продукции, которая производилась в колхозе  и использовалась в натуральной  форме, оставалась в колхозе и  направлялась на оплату по трудодням  и в фонды; часть продукции  сдавалась государству и часть  реализовывалась на колхозных рынках. При этом в денежном выражении продукция оценивалась по-разному.

В послевоенные годы в условиях тяжелого экономического положения  налогообложение колхозов значительно  усложнилось, в частности коснулось  это порядка исчисления и взимания налога, множественности ставок, дифференциации ставок, что не способствовало эффективному использованию налоговых инструментов при налогообложении колхозов. Вновь  сложилась ситуация неравномерного обложения колхозов, имевших различную  производственную направленность.

Сложилась тенденция к  постепенному увеличению отчислений от прибыли как абсолютно, так и  по своему удельному весу благодаря  росту рентабельности предприятий. Продолжались поиски более совершенного механизма взимания налога с оборота. Процесс реализации фискальной функции  налогообложения проводится через  систему централизованного регулирования  национальной экономики.

Налоговая система СССР развивалась  в качестве одного из инструментов механизма централизованного регулирования  плановой экономики. Ее основной задачей  стало привлечение в бюджет в  запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения. Формы  осуществления налоговых сборов в бюджет соответствовали общей  схеме перераспределения ресурсов в условиях централизованного регулирования  экономики, базирующейся преимущественно  на государственной собственности  на средства производства. [7, с.137]

В период с 1922г. по 1965г. налоговые платежи отменялись и вводились, возрастали и уменьшались. В основе налоговой политики нэпа лежал классовый принцип, то есть в зависимость от того, к какому классу относился гражданин, он и уплачивал налоги. В 1930-е годы налоговые платежи с населения были умеренными, а в годы Великой Отечественной войны они возросли, и были введены новые налоги. В 50-60-х гг. проводился курс на сокращение и постепенную отмену налогов с населения. Очевиден факт того, что налоговые реформы проводились с учетом конкретного исторического периода и его потребностей.

 Начиная с  1960-х гг., система подоходного налогообложения граждан в значительной степени утратила свою роль в качестве инструмента изъятия доходов. Ее роль в обеспечении принципа уравнительности в объемах доходов у различных категорий населения также постоянно сокращалась и практически не была востребована. Развитие системы общественных фондов потребления выдвигало на первое место функцию обеспечения социальной стабильности в обществе, а подоходный налог ее практически полностью утратил. Фискальная значимость подоходного обложения постоянно сокращалась и была сведена к минимуму. Ее заменили централизованная система нормирования оплаты труда и через механизм отчислений от прибыли и фонда оплаты труда осуществление практически доналогового изъятия части заработной платы.

Свой вклад в налоговую  политику рассматриваемого периода  внесла хозяйственная реформа 1965 г., сделав шаг к экономическим методам управления промышленностью. Предполагалось, что предприятия получат самостоятельность в решении вопросов хозяйственного и экономического значения, но на практике этого не получилось. Была сделана попытка внедрить в отношения между предприятием и государством элементы рыночных отношений. Достижением реформы стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансов страны, что сопровождалось снижением налога с оборота, который служил лишь средством перераспределения чистого дохода предприятий через бюджет. Главной целью реформы 1965 г. являлось создание механизма, который смог бы обеспечить стабильные темпы роста производства. Данная цель достигнута не была, так для этого требовалось расширение прав предприятий. Верхние эшелоны управления не хотели этого допускать и постепенно некоторые результаты реформы остались незаметными. В 1979 г. была предпринята попытка усовершенствовать планирование и экономическое стимулирование в промышленности и строительстве.

в сельском хозяйстве, путем проведения реформ пытались добиться его подъема. В частности, 1 апреля 1965 г. было принято постановление «Об оказании финансовой помощи колхозам», по которому предполагалось списание и отсрочка задолженности колхозов. Данные постановления, конечно, способствовали укреплению материальной базы колхозов, подъему производства в них и повышению доходов.

Попытки внести в экономику  элементы рыночной системы не заканчивались  успехом. В 1975- 1980 гг. налог с оборота  продолжал играть важную роль в укреплении хозяйственного расчета, позволяя регулировать уровень рентабельности отдельных  видов изделий с помощью системы  ставок налога с оборота и скидок с них.

В 80-е годы продолжают предприниматься  попытки развития хозрасчета и рационального  использования ресурсов. Для реализации этой необходимой меры повышаются действующие  тарифы и вводятся новые ресурсные  платежи. В условиях преимущественного  владения государства средствами производства существующая система платежей, которая  все же совершенствовалась, не смогла изменить планово-административных характер налоговых поступлений. Необходимость  серьезных реформ в хозяйственной  жизни стала очевидной.

К началу 80-х годов отечественная  система налогообложения представляла собой комплекс налоговых платежей, существенно отличавшийся от общих  направлений развития мировой налоговой  практики. Многофункциональная направленность налоговых систем требовала усложнения их структуры и методов налоговых  расчетов. Для сравнения, по данным ОЭСР количество законодательных актов  в США и Нидерландах увеличился в 2 раза, в Канаде - в 3 раза за последние 30 лет. В СССР такого не происходило, а доходы бюджета формировались за счет трех основных групп налоговых поступлений: налога с оборота, отчислений от прибыли и налогов с населения. Отечественная система 80-х годов была заменена чисто административными методами снабжения и распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Система налоговых отношений фактически стимулировала экстенсивные методы ведения хозяйства. Вследствие этого качество продукции отечественной промышленности существенно отставало от зарубежных аналогов, что делало ее неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Советская налоговая система 1980-х гг. не обеспечивала запланированных  объемов финансовых поступлений  на государственные расходы.

В условиях функционирования государственной системы планового  распределения финансовых ресурсов в 1950-80-е годы налоговая система  выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Функции регулирования развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. [5, с.93]

В период 1980-х - начала 90-х  годов налоговая система выступила  в роли дестабилизирующего фактора  отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и  налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое  развитие, стимулировала разбалансирование  товарного рынка. Не будучи приспособленной  к новым условиям развивающихся  рыночных отношений, она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений и, таким образом, перестала выполнять в полной мере свою основную функцию - фискальную. Как и ранее, руководство страны неохотно шло к осознанию того, что пора переходить к рыночной экономике.

Информация о работе Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе