Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Для государства налоги играют существенную роль, так как они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги поступают в бюджет государства или другие денежные фонды государства. В последующем они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на экономическом положении государства, и следовательно на положение общества и населения в целом.

Содержание

Введение
Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы
Система налогообложения в России в начале 20-го века
Особенности налогообложения в СССР
Современная структура налоговой системы РФ
Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в период 1914 по 1999гг
Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития
Перспективы совершенствования системы налоговых отношений в России на основе исторического опыта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ММММ.docx

— 177.09 Кб (Скачать)

При формировании налоговой  системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются  основные юридические принципы налогообложения:

1. Принцип юридического  равенства налогоплательщиков.

Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов  и равенство всех плательщиков перед  налоговым законом.

2. Принцип законности  налогов.

Этот принцип означает, что физические и юридические  лица обязаны платить лишь законно  установленные налоги и сборы.

3. Принцип ограничения  форм налогового законодательства.

Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

Организационные принципы налоговой  системы определяют ее развитие и  управление.

Налоговая система России призвана соответствовать следующим  организационным принципам:

1. Принцип единства налоговой  системы.

Этот принцип развивает  одну из основ конституционного строя  России - принцип единства экономического пространства и не допускает установление на территории России таможенных границ, сборов, неустановленных законом  налогов, нарушающих единство этого  пространства. Принцип единства налоговой  системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.

2. Принцип достаточности  и эластичности налоговой системы.

Этот принцип дает возможность  государству изымать у плательщиков объем ресурсов, необходимый для  выполнения общественно значимых функций. Кроме того, по мере изменения общественно-политической и экономической ситуации, государство  должно иметь возможность оперативно реагировать и изменять налоговое  бремя.

3. Принцип стабильности.

В соответствии с этим принципом, налоговая система должна обеспечить достаточно долговременные ориентиры  для деятельности физических и юридических  лиц, способствовать нормальной хозяйственной  деятельности, во многом определяющей инвестиционную активность субъектов  рынка.

Этот принцип отвечает интересам не только налогоплательщика, но также и государства.

4. Принцип множественности  налогов.

Лишь наличие совокупности различных налогов и объектов налогообложения позволяет налоговой  системе выполнять разнообразные  функции: фискальную, распределительную, регулирующую и другие.

Множественность налогов  порождает эффект их взаимодополняемости, существенно увеличивающий стабильность функционирования налоговой системы.

Множественность налогов  создает предпосылки проведения гибкой политики государством, более  обновленного и дифференцированного  подхода к налогоплательщикам.

Принцип множественности  налогов противостоит идее “единого налога”. Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. Признавая  положительные моменты этого  налога, например, простоту исчисления и сбора, нужно отметить, что в  чистом виде эта идея утопична и  практически неприменима. Она не нашла признания и поддержки  ни в одном государстве мира.

5. Принцип разделения  налоговых полномочий между различными  уровнями власти.

В федеративном государстве, каким является Российская Федерация, полномочия в сфере налогообложения  не могут быть сосредоточены исключительно  у федерального центра. Невозможно вести речь о реальной самостоятельности  субъектов федерации и органов  местного самоуправления без предоставления им собственной доходной базы. При  этом их определенная налоговая самостоятельность должна быть ограничена единством налоговой системы.

6. Законодательное определение перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, так и налоговых органов, включая права налоговых органов по проверке всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также, в необходимых случаях, их изъятию, обследованию любых используемых для извлечения доходов помещений, приостановление операций по счетам в банках в случае непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Для современной России особо  важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства.

Глава 2. Перспективы развития налоговой политики России

2.3 Анализ налоговой системы

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  бюджетную систему Российской Федерации  в 2008г. поступило налогов, сборов и  иных обязательных платежей на сумму 10032,8 млрд. рублей, что на 16,1% больше, чем  в 2007 году. (прил. 2)

Основная часть доходов  в бюджетную систему Российской Федерации по видам налогов в 2008 году показывает, что основную часть  обеспечили поступление налога на прибыль  организаций - 31%, налог на добавленную  стоимость – 13%, налога за пользование  природными ресурсами - 23%, налога на доходы физических лиц - 22% и единый социальный налог – 7%. (прил. 2)

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2008 году составило 2513 млрд. рублей и увеличилось  по сравнению с 2007 годом на 15,7%.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2008 году составило 1665,6 млрд. рублей и это  на 31,6% больше чем в 2007 году.

В 2008 году в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 314,7 млрд.рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2007 годом.

В 2008 году поступление налога на пользование природными ресурсами  составило 1742,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007годом на 41,1%.

Поступление налога на добавленную  стоимость в 2008 году составило 998,4 млрд. рублей, уменьшилось по сравнению  с 2007 годом на 28,2%.

Поступление единого социального  налога в федеральный бюджет в 2008 году составило 506,8 млрд. рублей, по сравнению  с 2007 годом. (прил. 2)

Объем поступлений в государственные  внебюджетные фонды за счет налогов  и взносов составили в 2008 году – 1577,1 млрд. рублей, это на 22,2% больше, чем 2007 году.

Структура поступлений в  государственные внебюджетные фонды  показывает, что основную часть поступлений  составляют страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный фонд – 79%. Остальную  часть поступлений составляют Территориальные  фонды обязательного медицинского страхования – 10%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  – 6% и Фонд социального страхования  – 5%. (прил. 6)

Задолженность по налогам  и сборам в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2008 году составила 574,9 млрд. рублей, это на 24,1% меньше, чем в 2007 году. (прил. 3)

Задолженность по налогу на прибыль организаций в 2008 году составило 102,5 млрд. рублей, это на 39,78% меньше чем  в 2007 году.

Задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составило 249,6 млрд. рублей, что на 29,55% меньше, чем в 2007 году.

Задолженность по акцизам  в 2008 году составило 26,4 млрд. рублей, это  на 4,76% больше, чем в 2007 году. (прил. 3)

Структура задолженности  в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов показывает, что основную часть задолженности  составляет налог на прибыль организаций - 25%, налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации  – 60%. (прил. 4)

Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в  бюджетную систему Российской Федерации  по субъектам Российской Федерации  в 2008 году составило 6955,2 млрд. рублей. Основную долю поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей составляет Центральный федеральный округ – 2662,3 млрд. рублей (38% от общей задолженности), Уральский федеральный округ - 1498,5 млрд. рублей (22% от общей задолженности), Приволжский федеральный округ - 1024,7 млрд. рублей (15% от общей задолженности), Северо-Западный федеральный округ – 640,6 млрд. рублей (9% от общей задолженности), Сибирский федеральный округ – 560,8 млрд. рублей (8% от общей задолженности). И незначительную долю поступления налогов в бюджетную систему России составляют: Южный федеральный округ – 362,6 млрд. рублей (5% от общей задолженности) и Дальневосточный федеральный округ – 205,4 млрд. рублей (3% от общей задолженности). (прил. 5)

Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в  бюджетную систему Российской Федерации  по отраслям в 2008 году составило: промышленность – 546,3 млрд. рублей, это на 12,36% больше, чем в 2007 году; торговля и общественное питание – 91,6 млрд. рублей, это на 8,66% больше, чем в 2007 году; транспорт  – 81,3 млрд. рублей, это на 16,48% больше, чем в 2007 году; строительство – 62,3 млрд. рублей, это на 21,41% больше, чем в 2007 году. Произошло уменьшение поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году по сельскому хозяйству на 11,11%, и по прочим отраслям на 12.92%. (прил. 7)

Основную долю налоговых  поступлений в бюджетную систему  Российской Федерации в 2008 году обеспечила промышленность – 66%, торговля общественного питания – 11%, транспорт – 10%, строительство – 8%, сельское хозяйство – 1% и прочие отрасли – 4%. (прил. 7)

Можно сделать вывод, что  основная часть доходов бюджетной  системы РФ в 2008 году за счет поступлений  видов налогов: налог на прибыль  организаций, налог на доходы физических лиц, налог ни пользование природными ресурсами. В совокупности эти налоги обеспечили 76% в общем объеме поступлений. Незначительное поступление НДС  обусловлено тяжелым финансовым положением организаций и уменьшение объемов продукции.

По субъектам РФ основную долю поступлений налоговых платежей приходится на Центральный и Уральский  федеральные округа.

Наибольшее поступление  налогов в бюджетную систему  РФ по отраслям приходится на промышленность, транспорт и строительство.

 

Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе

3.1 Результаты налоговой  реформы России

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с  принятием первых глав второй части  Налогового кодекса в 2000 году.

Принятые в 1991г. законы были подготовлены в тяжелых экономических  и политических условиях, потому не отличались глубиной проработки. Совместно  с международными финансовыми организациями  разрабатывались проекты законодательных  и нормативно-правовых актов. Однако отсутствие единства мнений по поводу необходимости налоговой реформы  решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая при этом основ налоговой  системы.

В результате, в рамках осуществления  налоговой реформы были частично или полностью решены следующие  проблемы:

1. Повышение уровня справедливости  и нейтральности налоговой системы  за счет:

- выравнивания условий  налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены  имеющихся необоснованных льгот  и освобождений);

- отмены неэффективных  и оказывающих наиболее негативное  влияние на экономическую деятельность  хозяйствующих субъектов налогов  и сборов (прежде всего так  называемых «оборотных» налогов);

- исправления деформаций  в правилах определения налоговой  базы по отдельным налогам,  искажающих экономическое содержание  этих налогов;

- улучшение налогового  администрирования и повышение  уровня собираемости налогов.

2. Снижение общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

- более равномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

- снижение налоговой нагрузки  на фонд оплаты труда;

- снижение ставок налогообложения  прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой  системы за счет:

- установления закрытого  перечня налогов и сборов;

- сокращения числа налогов  и сборов;

- максимальной унификации  налоговых баз и правил их  исчисления по отдельным налогам,  а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности  и предсказуемости налоговой  системы.

Принципиальное значение при проведении налоговой реформы  имел вопрос равномерного и справедливого  распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков при сокращении уровня номинальных налоговых ставок. Это было реализовано, прежде всего, за счет сокращения многочисленных и  бессистемных налоговых льгот и  освобождений, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми преференциями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

При осуществлении налоговой  реформы была создана такая конструкция  налога на прибыль, при которой налогоплательщик получает возможность в разумные сроки компенсировать все свои расходы  на расширение производства, внедрение  результатов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, на природоохранные мероприятия  и некоторые другие цели.

Были приняты изменения  в налоговом законодательстве, направленные на изменение порядка акцизного  налогообложения. Так, акциз на табачные изделия взимается не только по комбинированной  ставке, но адвалорная компонента акцизной ставки исчисляется от максимальной розничной цены, определяемой производителем.

Прочие налоги и сборы. Проведенная налоговая реформа  затрагивала и прочие составные  части налоговой системы. В частности, были осуществлены нововведения по следующим  основным направлениям:

а) Налог на имущество  организаций. В рамках реформирования данного налога были выведены из-под  налогообложения денежные средства, товарные запасы и некоторые другие счета актива баланса организации, значительно сокращено количество налоговых льгот, устанавливаемых на федеральном уровне.

Информация о работе Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе