Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Для государства налоги играют существенную роль, так как они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги поступают в бюджет государства или другие денежные фонды государства. В последующем они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на экономическом положении государства, и следовательно на положение общества и населения в целом.

Содержание

Введение
Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы
Система налогообложения в России в начале 20-го века
Особенности налогообложения в СССР
Современная структура налоговой системы РФ
Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в период 1914 по 1999гг
Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития
Перспективы совершенствования системы налоговых отношений в России на основе исторического опыта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ММММ.docx

— 177.09 Кб (Скачать)

В целом можно констатировать, что к началу 90-х годов XX в. основной задачей советской налоговой  системы было отчуждение части дохода каждого индивида или предприятия  в пользу государства. Присущие мировой  налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги приобрели форму плановых отчислений.

Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 80-90-х  годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы. Налоговое законодательство было направлено на развитие предпринимательской деятельности граждан, ее поддержку, что выразилось в установлении более низких ставок подоходного налога для этой категории граждан.

Важнейшее принципиальное отличие  налоговой системы до перехода к  рынку и после включения хозяйственных  объектов в систему рыночных отношений  заключается, по мнению Н.В. Ушака, в следующем:

- налоговая система СССР  действовала как сугубо фискальный  механизм, обеспечивавший изъятие  запланированной части доходов  у государственных предприятий  и населения с последующим  перераспределением их через  систему централизованного планового  регулирования социалистической  экономики;

- в современных условиях  налоговая система сама должна  выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей.

Проблемы реформирования налоговой системы Советского Союза  закончились вместе с подписанием 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании СНГ. Теперь независимому Российскому  государству требовалось создать  свою более эффективную систему  взимания налогов в самые кратчайшие сроки, ориентируясь на зарубежную практику в этом вопросе и практику построения налоговой системы в бывшем СССР.

До начала перестройки в экономике страны господствовала административно-хозяйственная система. Это не позволяло в полной мере осуществлять коренные преобразования и реализовывать их на практике, даже если были достигнуты действительно эффективные результаты. В период перестройки начинается подготовка условий для перехода к рыночной экономике, разрешается индивидуальная трудовая деятельность, издаются новые законодательные акты в налоговой сфере, но в полной мере они не соответствовали новым принципам налоговой политики. [13, с.166]

Для каждого последующего периода времени, начиная с 1922 г., предыдущая система взимания налогов  казалась неэффективной, устаревшей, изжившей себя. В таких условиях руководство  СССР осуществляло реформы и преобразования в налоговой сфере, результаты которых  не всегда оказывали позитивное влияние  на налоговую систему страны. Можно  сказать, что даже в наше время  не существует идеальной налоговой  системы.

 

 

Глава 2 Современная  структура налоговой системы  РФ

    1. Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в период 1914 по 1999гг

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям. Вводились надбавки целевого назначения: на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 гг.). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов – на уплату долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, «должны были платить вдвое».

Существовали специальные  государственные сборы.

Действовали пошлины с  имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования.

Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных  паспортов. Облагались полисы по страхованию от пожара. Кроме государственных налогов имелись местные. [10, c.83-88]

В 1831 г. дополнительно регламентируются торговые сборы. Появляется документ «О определении соответственного акцизного сбора с разного звания торгующих людей в пользу Санкт-Петербургской и Московской Столиц.

Доходы государства росли, но увеличивались и расходы. В  середине 50-х годов финансовое положение  страны оказалось в очередной  раз подорванным из-за огромных военных расходов, вызванных Крымской войной.

Громадный дефицит 1854 – 1856 гг. пришлось покрывать за счет повышения налогов, займов и работы печатного станка. Финансовая ситуация усугублялась кризисными явлениями в промышленности и торговле, вызванными нехватками капиталов. Для их оживления были снижены таможенные пошлины на ряд материалов, необходимых для развития российской промышленности. – Был усилен контроль за расходованием средств. В 1862 г. Александр II утвердил новые бюджетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и отчетности. Все финансовые ресурсы сосредоточивались в казначействе. В губерниях создавались контрольные палаты. Каждое министерство и ведомство было обязано представлять подробные сметы расходов с указанием отдельных статей.

В следующем году в налоговой  системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи, другие строения, а также пустующие земли. Не подлежали обложению: имущества, содержавшиеся за счет казначейства; имущества, принадлежащие земству, духовным ведомствам, благотворительным организациям, ученым обществам, учебным заведениям; имущества, не приносящие дохода; малоценные имущества, на которые сумма налога не превысила бы 25 коп. [7, c.95-121]

Указанный период можно назвать  начальным периодом урбанизации  и развития капитализма в России. Оба этих процесса лишь набирали силу. Подъем промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, бурный рост населения еще впереди. Медленно росли в 90-е годы прошлого века и доходы городского бюджета. Происходили не только количественные, но и качественные изменения. К 1913 г. Москва стала по количеству жителей девятым городом мира и вторым – России. Она уступала лишь Лондону, Нью-Йорку, Парижу, Берлину. Чикаго, Вене, Петербургу, Филадельфии. Являясь вторым промышленным центром страны, Москва имела гораздо большее значение, чем Петербург, с точки зрения оптовой торговли, транспортного сообщения внутри страны. Был привлечен громадный иностранный капитал, чему способствовали налоговые и пошлинные льготы.

Финансовое положение  России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы – 3303 млн. руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии – 935,8 млн. руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн. руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и лесной доход. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги – 264,5 млн. руб., косвенные налоги – около 710 млн. руб. и пошлина – более 230 млн. руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог – 145,8 млн. руб. с ростом к 1913 г. на 12,2 млн. руб., или на 9,1 %, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн. руб.

Из косвенных налогов  почти половину – 351,9 млн. руб. –  составляли таможенные сборы, 150 млн. руб. – акциз на сахар, 98,4 млн руб. – акциз на табачные изделия и спички.

Истинное значение налогов  в бюджете дореволюционной России было существенно больше, чем кажется при рассмотрении доходных статей. Например, казенные железные дороги, принося высокие доходы (около 680 млн. руб.), сами же и «съедали» их на свое содержание. Казенная винная монополия учитывается в расходах, поглощая более четверти тех доходов, которые дает государству. И лишь налоги обеспечивают доходы бюджета государства при минимальных затратах.

В развитых странах в начале XX в. продолжают превалировать косвенные налоги. Так, в Англии косвенные налоги составляли 60,6 % общей суммы государственных доходов, прямые налоги – 32,7 %; во Франции соответственно – 68,7 и 25,5 %; в Австро-Венгрии – 61,6 и 25,3 %.

Исполнение бюджета России в 1914 г. не было доведено до конца. Мирное развитие страны прервалось. Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажноденежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних. [19, c.44]

В этих условиях покупательная способность рубля быстро падала, поглощаемая инфляцией. Уменьшался золотой запас России, которым вынуждена была обеспечивать внешние займы.

Определенный этап в налаживании  финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), с отменой запретов на торговлю, на местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

В дальнейшем финансовая система  нашей страны эволюционировала в  направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису. 

В годы НЭПа регулирующая и социальная функции налоговой политики выполняли роль эффективного политического инструмента: обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления; способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности; делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодным; осуществляя через систему прямых налогов изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума.

В 1930 г. началось осуществление  налоговой реформы, коренным образом изменившей систему взимания налогов на территории СССР. К началу 30-х гг. общее количество платежей, которое уплачивало среднее предприятие, достигло 86. Проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, унификацию платежей, сокращение общего числа платежей, которые должно было уплачивать предприятие. Основными мероприятиями данного периода наряду с уже упоминавшимся объединением ряда налогов в налог с оборота были меры, направленные на перестройку отношений между предприятием и бюджетом. Первоначально, в 1930 г., в основу формирования системы платежей предприятия формально был положен налоговый принцип: предприятия промышленности должны были отчислять в бюджет 81 % прибыли, предприятия торговли – 84%, а предприятия водного транспорта – 30 %. Однако уже в 1931 г. был изменен этот принцип: размер отчислений от прибыли стал устанавливаться дифференцированно в зависимости от объемов полученной предприятием прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства. В результате фактические ставки отчислений от прибыли в этот период колебались в пределах от 10% до 81% прибыли.

Налог с оборота, сформированный в результате объединения промыслового налога, акцизов и ряда других налогов, стал устанавливаться в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к обороту или валовой выручке. Реальные суммы платежа, включаемые в цену товара, дифференцировались в зависимости от значимости того или иного товара отрасли. Фактически этот переход выразился в поэтапном отказе от налоговых схем и переходе к прямому установлению двух уровней цен – оптовой цены предприятия и оптовой цены промышленности, разность между которыми и составлял, в конечном счете, налог с оборота.

Вплоть до конца 80-х гг. XIX в. в данную систему неоднократно вносились изменения, которые, однако, не меняли ее существа.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в 30-е годы в СССР возникает качественно новая экономическая ситуация. Налоговая система фактически перестает функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформируется в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Значение регулирующей функции постепенно снижается, а превалирующей в налоговой политике становится реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики. [4, c.177]

В течение четырех послевоенных десятилетий система налоговых  платежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений.

Основными налоговыми платежами  являлись: налоги с населения, Налоги с предприятий (налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций).

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой системы как таковой.

В условиях функционирования государственной системы планового  распределения финансовых ресурсов в 50-80-е годы налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Функции регулирования развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения.

Информация о работе Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе