Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Для государства налоги играют существенную роль, так как они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги поступают в бюджет государства или другие денежные фонды государства. В последующем они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на экономическом положении государства, и следовательно на положение общества и населения в целом.

Содержание

Введение
Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы
Система налогообложения в России в начале 20-го века
Особенности налогообложения в СССР
Современная структура налоговой системы РФ
Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в период 1914 по 1999гг
Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития
Перспективы совершенствования системы налоговых отношений в России на основе исторического опыта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ММММ.docx

— 177.09 Кб (Скачать)

В период 80-х – начала 90-х годов налоговая система  выступила в роли дестабилизирующего фактора отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала разбалансирование товарного рынка. Не будучи приспособленной к новым условиям развивающихся рыночных отношений, она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений и, таким образом, перестала выполнять в полной мере свою основную функцию – фискальную.

Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 80-90-х  годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы. [9, c. 386-38]

 

 

    1. Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития

Основы ныне действующей налоговой  системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой  пакет законов РФ об отдельных  видах налогов. Было много частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к  налоговой системе, отказавшись  от практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой  системы, налоги, сборы, пошлины и  другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как  правило, они едины для налогообложения  любой страны и заключаются в  следующем:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена налога с оборота, где  обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС, где  вновь созданный чистый продукт  облагается налогом всего один раз  вплоть до его реализации (принцип  однократности уплаты налога).

Обязательность уплаты налогов. Налоговая  система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП  и быть эффективным инструментом государственной экономической  политики.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и  имущество: подоходный налог и налог  на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том  числе налоги на собственность, включая  землю и другую недвижимость; налог  на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и  услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в  цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот  же объект может облагаться налогом  одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном  порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством  возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации  участвует в координации налоговой  политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых  Государств, заключает международные налоговые соглашения об избежание (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Федеральные налоги действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических  лиц. В основном это соответствует  мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом  на имущество юридических лиц  и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется  и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой  налог на нужды учреждений народного  образования. Именно он дает необходимые  средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: налог  на имущество физических лиц, земельный  налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и  социально-культурной сферы и далее -- большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная  пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью  зачисляются в местные бюджеты.

Финансовое обеспечение социально-экономического развития территорий предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет - это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая система Российской Федерации  сегодня дополняется системой государственных  целевых внебюджетных фондов. Самый  крупный и значимый из них - Государственный  пенсионный фонд. Обязательные платежи  в эти фонды по своей социально-экономической  сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая  система налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной  деятельности (арендная плата, продажа  недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с  полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной  его частей.

Информация о работе Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе