Лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:09, курс лекций

Описание работы

Тема №1 Экономическая сущность и природа налогов.
Тема №2 Налоговая система РК: этапы становления, характеристика современного состояния.
Тема №3 Налоговая политика и ее роль в реализации экономической политики.
Тема № 4 Налог на транспортные средства.

Работа содержит 1 файл

Приложение И.doc

— 964.50 Кб (Скачать)


 

 

ISO 9001:2001

 

 

Лекционный  комплекс

 

 

Тема №1 Экономическая  сущность и природа налогов.

 Вопросы:

  1. Экономическое содержание налогов и его функции налогов.
  2. Роль государства в возникновении, развитии и использовании налогов. Реформы в развитии налоговой системы.
  3. Фискальное значение налогов.
  4. Классические принципы налогов и принципы налоговой системы РК. 

 

Цель лекции – изучить основные теоретические взгляды.  

Ключевые слова – налог, государство, звено, этапы становление.

 

  1. Экономическое содержание налогов и его функции налогов. Налоги возникли одновременно с появлением государств. В современной экономической литературе выделяются четыре основных этапа развития налогообложения со времени возникновения государств. Первый этап развития налогообложения характеризуется неорганизованностью и случайным характером этого процесса. К данному этапу можно отнести налогообложение, существующее в древнем мире и в средние века. Наиболее наглядно развитие налогообложения в древнем мире характеризуется процессом налогообложения в Римской империи. Налоги на данном этапе развития имели бессистемный характер и существовали в основном в натуральной форме. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений налоги начали принимать денежную форму.

Второй этап охватывает период с конца 17 века до последней трети 18 века. В этот период развития общества налоги превращаются уже в основной источник доходов государственных бюджетов многих стран. Налогообложение приобретает определенную системность: появляются системы прямых и косвенных налогов. Налоги в этот период становятся важным элементом существования многих европейских государств и начинают требовать научного осмысления.

На третьем  этапе развиваются различные  научные теории, касающиеся проблем налогообложения. Основоположником теории налогообложения заслуженно считается известный шотландский экономист А. Смит (1723-1790 п.), который в 1776 году выпускает свою книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Именно он является автором известных ныне в финансовой науке четырех классических принципов: определенности, справедливости, удобства и дешевизны (экономки) налогообложения. На этом этапе развития налогообложения проводятся научно-обоснованные налоговые реформы в большинстве государств.

 Современный  этап развития налогообложения  характеризуется более конкретным теоретическим обоснованием его различных аспектов. Получают признание во многих государствах кейнсианская, неоклассическая, неокейнсинаская теории налогообложения. Налоги становятся не только основным источником пополнения доходов бюджетов, но и превращаются в один из мощных регуляторов социально-экономических процессов.

 

  1. Роль государства в возникновении, развитии и использовании налогов. Реформы в развитии  налоговой системы. После распада СССР в Республике Казахстан начинается процесс формирования своей специфической налоговой системы, учитывающей рыночный механизм развития экономики. Налогообложение в Казахстане претерпевает глубокие реформы. Закон «О налоговой системе Республики Казахстан» был принят 24 декабря 1991 года. Период введения данного закона характеризуется разрывом прежних связей, обусловленным развалом СССР, образованием нового суверенного государства, глубоким кризисом экономики, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не имея собственного опыта в создании законодательных актов и ввиду недостаточности исследований в области зарубежного опыта налогообложения Казахстан в основном использовал в своей налоговой политике опыт соседних государств и, прежде всего Российской Федерации. Между тем само государственное устройство в наших странах предполагало определенную разницу в основах построения налоговых систем. В результате слепого копирования чужого опыта в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству. Она включала в себя три группы налогов: общегосударственные, общеобязательные местные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной базой для которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот (только к одному налогу на прибыль применялось 9 ставок и насчитывалось около 30 льгот) сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над усовершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 г.

         В комитете Верховного Совета Республики Казахстан по финансам и бюджету была разработана и предложена концепция налоговой реформы, в которой выделялись следующие два этапа ее проведения в республике:

        1 этап (1994-1995 гг.)- разработка и введение в действие базиса новой налоговой системы Налогового кодекса;

   2 этап (1996-1998 гг.) - завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Принятие  налогового законодательства - Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.

Вышеуказанный законодательный акт (в обиходе  Налоговый кодекс) был введен в действие с 1 июля 1995 г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Стэндфордского университета, Гарвардского университета США и др.

Согласно  закону, на территории республики функционировали 11 видов налогов и сборов, которые были сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы.

 

          3.Фискальное значение налогов. Внутреннее содержание налогов, как известно, выявляется через их функции. В широком смысле, функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного перераспределения доходов государства. Отсюда возникает одна из них - перераспределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений. В современном этапе выделяются следующие основные функции налогов (см. рис.1):

  1. фискальная (бюджетная, мобилизационная, аккумулирующая, собирающая);
  2. контрольная;
  3. перераспределительная (социальная);
  4. регулирующая, которая в свою очередь, подразделяется на подфункции:

а) стимулирующую;

б) сдерживающую (дестимулирующую, ограничительную);

в) воспроизводственного назначения.

Фискальная  функция налогов  характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. По мере совершенствования производственных отношений значение фискальной функции возрастает.

 

                                                       Система функций налогов


 


 



 



 



 

Рис. 1

Контрольная функция налогов заключается в создании определенных объективных возможностей для осуществления государством контроля за формированием его финансовой базы, воздействием на воспроизводственный процесс. Существованием и действием контрольной функции закладываются объективные условия для организации и проведения налогового контроля за всеми экономическими процессами в пределах государства. Контрольная функция сама по себе не имеет самостоятельного характера и не может проявить себя вне взаимосвязи и взаимодействия с фискальной функцией.

Перераспределительная функция носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных расходов на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов части населения, нуждающегося в социальной защите.

Регулирующая  функция налогов проявляется в их воздействии на масштабы и динамику воспроизводственных процессов. Изменение налогов способно вызвать сжатие или расширение платежеспособного спроса и предложения, работ и услуг, уменьшение или увеличение сбережений и инвестиций.

 

         4.Классические принципы налогов и принципы налоговой системы РК.  Основным принципом формирования системы налогообложения в научной экономической литературе уделяется достаточное внимание. В исследованиях авторов используются различные подходы к принципам налогообложения.

Классическую  формулировку принципов системы  налогообложения дал в свое время  А. Смит:

  1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый,   должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог  должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства».

Принципы, сформулированные А.Смитом, имеющие всеобщий, универсальный  характер, уточнены и доработаны Д.Рикардо, Л.Вагнером, П.Тургеневым, Л.Соколовым, М.Алексеенко, П.Самуэльсоном, В.Твердохлебовым, Т.Юткиной. А. Вагнером сформулированы девять принципов, объединенных в четыре группы. В основу разработанных принципов заложены классические установки и финансово-хозяйственные ориентиры. К первой группе принципов относятся принципы организации налогообложения, ко второй - народнохозяйственные принципы, к третьей - этические принципы, к четвертой - административно-технические.

Сгруппировав, формирования налоговой системы, можно предложить следующую совокупность правил налогообложения казахстанской налоговой системы: классические принципы (справедливость, равномерность, удобство, дешевизна); экономико-функциональные принципы, включающие стабильность, устойчивость, запрет обратной силы налоговых законов; стремление к универсальному налогообложению (четыре классических правила); включение исключительно налоговых форм перераспределения доходов; однократность взимания налогов; нейтральность, прозрачность дискретность налогообложения.

В Налоговом  кодексе закреплены следующие принципы налогообложения в Республике Казахстан: принцип обязательности, определенности, справедливости, единства и гласности.

 

Тема №2 Налоговая система РК: этапы становления, характеристика современного состояния

 Вопросы:

  1. Экономическое содержание налоговой системы
  2. Функционирующая налоговая система в РК
  3. Структура и состав  органов налоговой службы.

 

Цель лекции –теоретическое познание налоговой системы Казахстана .  

Ключевые слова – объект, налогоплательщик, налоговая система, налоговая служба.

 

  1. Экономическое содержание налоговой системы. Налоговая система представляет собой совокупность налогов и других обязательных платежей, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм, методов их взимания и органов налоговой службы. Закономерности формирования системы налогообложения определяют основные принципы или правила функционирования экономических отношений, следование которым дает возможность задействовать имеющийся экономический потенциал общества и нейтрализовать возможное негативное воздействие налогообложения. Неправильно сформулированные принципы налогообложения искажают причинно-следственные связи, ведут к концентрации элементов субъективности в системе налогообложения и неустойчивости всей социально-экономической системы. Создание системы налогообложения опирается также на внутренние условия, особенности развития и экономические интересы каждой страны, то есть учитывает специфические особенности.

      Республика Казахстан, в силу исторических обстоятельств не прошедшая капиталистические отношения, обрела черты командно-административной системы. В связи с обретением независимости и переходом экономики на рыночные отношения, республика формирует свою специфическую финансово-кредитную, бюджетно-налоговую политику, которая складывается под воздействием произошедших исторических и экономических событий.

  1. Функционирующая налоговая система  в РК. Налоговая система Республики Казахстан, согласно новому налоговому кодексу, включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.

    Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане включает:

Налоги:

  1. корпоративный подоходный доход;
  2. индивидуальный подоходный налог;
  3. налог на добавленную стоимость;
  4. акцизы;
  5. специальные платежи   и налоги недропользователей (подписной бонус, бонус коммерческого обнаружения, роялти, налог на сверхприбыль);
  6. социальный налог;
  7. земельный налог;
  8. налог на транспортные средства;
  9. налог на имущество.

Информация о работе Лекции по "Налогам"