Расходы федерального бюджета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.
Исходя из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5
1.1.Понятие и классификация расходов федерального бюджета……5
1.2 Формы расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10
1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15
Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19
2.1.Анализ расходов федерального бюджета по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19
2.2.Анализ исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26
2.3.Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………40

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

     Средства  федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

     Предметный  признак – все государственные  расходы делятся на несколько  групп. Выделяют следующие группы расходов:

  • расходы на национальную безопасность;
  • расходы на научные исследования;
  • расходы на осуществление внешней политики;
  • финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др.);
  • создание резервных фондов;
  • расходы на гос. управление;
  • расходы по обслуживанию государственного долга.

     Ведомственный признакв каждой группе расходов позволяет выделить соответствующее юридическое лицо, получающее ассигнование из бюджета.

     По  территориальному признаку расходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.  

     1.2 Формы и этапы  санкционированиярасходов Федерального бюджета РФ 

     Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной  задачей бюджетного финансирования является получение максимального  эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и  эффективности использования средств. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного  финансирования бюджетополучатель  должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

     Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств [13, c.38].

     Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств  в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для  организаций производственной сферы  на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

     Ассигнования  из бюджета выдаются на безвозвратной  основе, что означает предоставление средств без условия их обязательного  возврата в государственный бюджет. [13, c.39]

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.[13, c 41]

     Задача  по организации управления расходами  федерального бюджета возложена  на органы Федерального казначейства. В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, процедуры санкционирования расходов федерального бюджета, действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета.

     Процедура санкционирование расходов федерального бюджета включает следующие этапы:

  • Составление и утверждение бюджетной росписи.
  • Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям.
  • Утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств.
  • Принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета.
  • Подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.[1, ст. 219].

     Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством  финансов Российской Федерации и  утверждается министром финансов Российской Федерации в течение 15 дней (согласно ст.217 Бюджетного кодекса РФ) со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и для сведения направляется в Федеральное Собрание и Счетную палату Российской Федерации [1, ст.217].

     Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей  средств федерального бюджета и  уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям.

     На  основании сводной бюджетной  росписи федерального бюджета и  ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной  бюджетной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств  через органы Федерального казначейства.

     В десятидневный срок после доведения  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  получатель бюджетных средств обязан составить смету доходов и расходов, которую он представляет на утверждение главному распорядителю. Главный распорядитель, в свою очередь, должен утвердить эту смету в пятидневный срок после получения.

     Право на принятие обязательств по осуществлению  расходов даёт получателям доведённый лимит бюджетных обязательств.

     Лимиты  бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период, не превышающий три месяца, на основании  сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов  и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета.

     Распределение бюджетных обязательств между распорядителями  и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями  средств федерального бюджета. [1,cт.219.1]

     Утвержденные  лимиты бюджетных обязательств доводятся  до нижестоящих распорядителей и  получателей средств федерального бюджета через Федеральное казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств должны быть доведены до получателей  не позднее, чем за 5 дней до начала срока действия указанных лимитов.

     Свод  лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета на определенный срок в едином реестре направляется Федеральным  казначейством для сведения в  Счетную палату Российской Федерации.

     Принятие  денежных обязательств осуществляется путем заключения договоров (контрактов) между получателем бюджетных  средств и поставщиком продукции (работ, услуг).

     Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после  проверки соответствия составленных платежных  и иных документов, необходимых для  совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждённым сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведённым лимитам бюджетных обязательств.

     Федеральное казначейство осуществляет процедуры  выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее  трех дней с момента представления  документов совершает разрешительную надпись.[31]

     Подтвержденное  денежное обязательство федерального бюджета является основанием для  совершения расходования средств федерального бюджета. [31] 

     1.3. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов 

     Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов: Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи. Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке. [15,c 128]

     Вложения  в развитие человека - важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием  системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют  значимый удельный вес в бюджетах развитых стран. Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели - численность населения и отдельных его категорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами - контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.[5,c 129]

     Развитие  техники и технологии ведет к  появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и  новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых  видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями  остро встала проблема защиты их авторских  прав, которую должно обеспечивать государство. За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджетаГосударственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи. Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

Информация о работе Расходы федерального бюджета России