Расходы федерального бюджета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.
Исходя из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5
1.1.Понятие и классификация расходов федерального бюджета……5
1.2 Формы расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10
1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15
Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19
2.1.Анализ расходов федерального бюджета по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19
2.2.Анализ исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26
2.3.Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………40

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

     Второе  место в распределении бюджетных  средств занимает статья «Национальная  экономика». В течение трех лет  отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2010 г. - 1 650,9 млрд. руб. (19%). Однако уже в 2011 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составит только 14%.

     Основное  место в структуре статьи «Национальная  экономика» занимают бюджетные ассигнования на топливно-энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство и  рыболовство и другие вопросы в области национальной экономики.

     Еще один лидер в распределении бюджетных  средств – это статья «Национальная  оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2010 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 831 млрд. руб. в 2008 г. до 1 188,1 млрд. руб. в 2010 г. В 2011 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 13%.

     Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ являются расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

     В 2011 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной. 

     2.3. Пути повышения эффективности  расходов федерального бюджета РФ 

     Основные  пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ отражены в  программе «повышения эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года» от 19.02.2010года.

     Цель  Программы – повышение эффективности деятельности публично-

правовых  образований по обеспечению потребностей граждан и общества в

государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и

качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

     Базовым условием достижения цели Программы является обеспечение

долгосрочной  сбалансированности и устойчивости бюджетной системы

Российской  Федерации.

     Для достижения цели Программы необходимо решение следующих

основных  задач:

  • четко определить сферы и механизмы обеспечения ответственностипублично-правовых образований и органов государственной власти и местногосамоуправления внутри публично-правового образования;
  • обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетногопланирования, определить плановые результаты бюджетных расходов иобеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целей бюджетных расходов;
  • оптимизировать объемы и порядок предоставления государственныхуслуг, а также выполнения государственных функций;
  • повысить качество управления в общественном секторе, в том числепутем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;
  • создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса дляповышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурныхреформ;
  • усилить прозрачность и подотчетность деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

     Для решения указанных задач в 2010-2012 годах предлагается принять

решения по следующим основным направлениям:

  1. внедрение программно-целевых принципов организации деятельностиорганов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  2. восстановление трехлетнего бюджета;
  3. переход к программному бюджету;
  4. развитие новых форм оказания государственных (муниципальных)услуг;
  5. реформирование государственного (муниципального) финансовогоконтроля;
  6. совершенствование механизмов государственных (муниципальных)закупок;
  7. повышение эффективности бюджетных расходов по направлениямгосударственной политики (отраслям экономики и социальной сферы);
  8. создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля.

     Основным  инструментом повышения эффективности  бюджетныхрасходов как составной части эффективности деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления предлагается принятьпрограммно-целевой принцип организации деятельности путем созданияусловий для интеграции стратегических (политических) целей и всейсовокупности мер для их достижения в рамках долгосрочных целевых программ.

     В рамках настоящей Программы под  долгосрочной целевой программой (ДЦП) предлагается понимать комплекс мероприятий, реализуемых органамиисполнительной власти в рамках полномочий и материальных ресурсовсоответствующих публично-правовых образований для достижениядолгосрочных целей социально-экономического развития (государственнойполитики).

     Так же для повышения эффективности  расходов федерального бюджета следует  решить следующие задачи в области  бюджетных расходов:

  • сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;
  • снижение расходов на содержание государственного аппарата;
  • продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  • снижение уровня дотаций отдельным отраслям;
  • усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

 

     

Заключение 

      Проделанная работа позволяет сделать следующие  выводы. Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    Многообразие  видов расходов бюджетов предусматривает  необходимость их группировки по функциональному и экономическому назначению, а также ведомственной  принадлежности.

    В первую очередь применяется экономическая  классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные  расходы. Экономическая группировка  расходов бюджета предполагает распределение  бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование дает возможность для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. Она является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.

    Специфика федерального бюджета состоит в  том, что его расходные обязательства  осуществляются в общих интересах  населения, проживающего на всей территории страны.

     На  величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень  благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие другие факторы.  Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, ведомственная  классификации, которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению.

    В работе рассмотрена процедура санкционирования расходов федерального бюджета. В неё было выделено пять этапов: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств; принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета; подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

     Состав  и структура расходов федерального бюджета – один из ключевых экономических  индикаторов, характеризующий приоритетные направления социально-экономической  политики государства. На основании  анализа параметров федерального бюджета на 2008-2010 годы были установлены основные изменения. Среди них можно отметить следующие: наибольшими темпами выросли расходы на межбюджетные трансферты, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность и национальную экономику; также увеличиваются расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации, государственные капитальные вложения. Также нужно отметить, что снизились расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Уменьшение расходов произошло за счет исключения в 2009 и 2010 г. расходов на прикладные научные исследования в ЖКХ. За счет этого были увеличены расходы на жилищное и коммунальное хозяйство.

      В целом же, с каждым годом наблюдается  увеличение расходов едва ли ни по каждой статье. Межбюджетные трансферты по-прежнему занимают центральное место в  системе расходов федерального бюджета  РФ. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет.

      Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

      Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных  финансов. Он должен превратиться в  надежную опору и гаранта для  всех определенных законом получателей  средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат  Федерального Собрания. Правительство  РФ должно стать организующим центром  этой работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823; с последующими изменениями и дополнениями.
  2. Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» от 28.12.2009 г. № 382-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 04.01.2010, N 1, ст. 3
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 01.12.2008, N 48, ст. 5499
  4. Афанасьев Мст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник/ Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 778с.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.
  6. Барулин С.В. Финансы: учебник.-2-е изд., стер.-М.: КНОРУС, 2011. – 740с.
  7. Бюджетная система России: учебник для вузов/ под ред. проф. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 704 с.
  8. Бюджетная система Российская Федерации: учебник/ под ред. О.В. Врублевской, М. В. Романовского. – 4-е изд. –СПб: Питер, 2008. - 576 с.
  9. Галанов В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416с.
  10. Государственные и муниципальные финансы: учеб.пособие для студентов/ под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 376с.
  11. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 495 с.
  12. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ Л. М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 560с.
  13. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. - М.: Высшая школа, 1998.
  14. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  15. Финансы: учебник/ А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М. Л. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010
  16. Финансы: учебник/ под ред. В. В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, 2003. – 512с.
  17. Финансы: учебник/ под ред. Л. А. Дробозиной. – М.:ЮНИТИДАНА, 2002. – 527 с.
  18. Чернецов С. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.пособие. – М.: Магистр, 2008. – 528с.
  19. Васильева Ю.В. Бюджет - 2006 - бюджет развития. Интервью председателя Комитета по бюджету и налогам ГД ФС РФ//Финансы- 2005.-№10. с.28
  20. Демин С., КановалА.Финансовый план-прогноз//Бюджет-2005.-№4. с. 32
  21. Каледина А. Сроки пенсионной реформы переносятся на 2007-2008 годы//Финансовые известия от 17.09.04
  22. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами//Финансы. 2005.-№ 9. с.19
  23. http://www.minfin.ru - Официальный сайт министерства Финансов РФ
  24. http://www.gks.ru - Официальный сайт Госкомстата РФ
  25. http://www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального Банка РФ
  26. http://www.budgetrf.ru -Сайт "Бюджетная система Российской Федерации"
  27. http://www.roskazna.ru- Официальный сайт Федерального Козначейства РФ

Информация о работе Расходы федерального бюджета России