Разработка Направлений совершенствования администрирования налога на имущество организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических аспектов налогообложения имущества организаций, разработка направлений по совершенствованию администрирования имущественного налогообложения.
Задачи дипломной работы:
 систематизация и обобщение литературных источников, законодательной и нормативной базы по налогу на имущество, истории его возникновения;
 рассмотрение методологических аспектов налогообложения имущество организаций в соответствии с положениями главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации;

Содержание

Введение
1 Налог на имущество организаций, методологические аспекты его исчисления и уплаты
1.1 История возникновения поимущественных налогов и их объективная необходимость
1.2 Налог на имущество организаций, элементы налогообложения, методика расчета и уплаты
1.3 Особенности налогообложения имущества в зарубежной практике
2 анализ поступлений налога на имущество организаций
2.1 Администрирование налога на имущество организаций в системе «ЭОД инспекций местного уровня»
3 разработка Направлений совершенствования администрирования налога на имущество организаций
Заключение
Перечень сокращений, символов, специальных терминов
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ДР_налоги.doc

— 1.78 Мб (Скачать)


 

Содержание

Введение

1              Налог на имущество организаций, методологические аспекты его исчисления и уплаты

1.1              История возникновения поимущественных налогов и их объективная необходимость

1.2              Налог на имущество организаций, элементы налогообложения, методика расчета и уплаты

1.3              Особенности налогообложения имущества в зарубежной практике

2              анализ поступлений налога на имущество организаций

2.1                            Администрирование налога на имущество организаций в системе «ЭОД инспекций местного уровня»

3              разработка Направлений совершенствования администрирования налога на имущество организаций

Заключение

Перечень сокращений, символов, специальных терминов

Список использованной литературы



2

Введение

Налоги прочно вошли в нашу жизнь с переходом экономики на рыночные отношения. С тех пор процесс совершенствования механизма исчисления      налогов не прекращался ни на один день.

Особенностью современной российской налоговой системы, отмечаемой всеми без исключения экономистами, является то, что при ее формировании ставилась в первую очередь фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы РФ и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования.

В настоящее время развитие налоговых отношений характеризуется наличием целого ряда проектов, направленных на создание оптимальной системы региональных налогов. В связи с этим, анализ развития и современного состояния теории и практики налогообложения имущества и прежде всего недвижимости, как его составляющей, представляет собой одно из приоритетных       направлений работы.

Проводимая в настоящее время налоговая реформа затронула систему имущественных налогов и внесла в механизмы их исчисления значительные перемены, направленные на приведение методов налогообложения имущества в соответствии с уровнем развития и интенсификации социально-экономических отношений.

Результатом налоговых преобразований стало внесение в 2003 году в систему имущественного налогообложения первых изменений, касающихся, в    основном, ее регионального уровня.

Так, налог на имущество организаций, имея статус регионального налога, с момента его функционирования и по сегодняшний день представляет основу имущественного и регионального налогообложения. Его применение является объективно необходимым и подтверждается рядом причин, среди которых можно выделить наличие различных форм собственности. Их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия.

Доходы от налогообложения имущества занимают преобладающую долю в объеме собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов. В самой структуре имущественных налогов основной – налог на имущество организаций (95 процентов). Доминирующая роль налога на имущество организаций объясняется тем, что его объекты обложения в своей совокупности являются наиболее дорогостоящими по сравнению с объектами других налогов,    официально входящих в систему имущественного налогообложения.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что попытки повысить значимость данного налога в системе налогообложения Российской Федерации, на протяжении всего срока его применения не давали сколь-нибудь существенных результатов. Так, в течение определенного периода времени налог на имущество предприятий, являясь важнейшим в системе имущественного налогообложения, в системе доходов консолидированного бюджета России       занимал не более 3,5 процентов.

Подобное обстоятельство выступает в качестве основания для активной широкомасштабной деятельности государства по поиску новой, более           эффективной и прогрессивной формы обложения недвижимости.

Современное имущественное налогообложение является составной частью и неотъемлемым элементом налоговой системы нашего государства. Несмотря на очевидную необходимость и объективность регулирования имущественных отношений собственности с помощью налогов это направление в       налогообложении на сегодняшний день является одним из наименее              разработанных. Поэтому одной из задач, поставленных государством в реформе, является проведение активной работы по поиску новой, более эффективной и прогрессивной формы налогообложения недвижимости. Следует отметить, что данный процесс предполагает одновременное осуществление комплекса мероприятий с учетом основных достоинств имущественного налогообложения, поскольку оно является наиболее надежным и стабильным источником доходов бюджета на региональном и местном уровне. Более того, на практике развитый механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средство повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических аспектов налогообложения имущества организаций, разработка направлений по совершенствованию администрирования имущественного налогообложения.

Задачи дипломной работы:

      систематизация и обобщение литературных источников, законодательной и нормативной базы по налогу на имущество, истории его возникновения;

      рассмотрение методологических аспектов налогообложения имущество организаций в соответствии с положениями главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации;

      анализ собираемости налога на имущество организаций по материалам МРИ ФНС России № 21 по Ростовской области за 2008-2009 годы;

      разработка направлений совершенствования администрирования имущественного налогообложения в РФ.

При выполнении дипломной работы были использованы Microsoft Word, Microsoft Excel, автоматизированная информационная система электронной обработки данных (АИС ЭОД) и другие программные технологии.


1          Налог на имущество организаций, методологические аспекты его исчисления и уплаты

1.1         История возникновения поимущественных налогов и их объективная необходимость

Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики [15]. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и другое), а с    другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.

Налоги направляются на финансирование расходов, связанных с обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования, культуры, науки, содержанием органов управления и так далее.

Соотношение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, в различных странах неодинаково [4]. В России на современном этапе основная часть поступлений в бюджет обеспечивается налоговыми платежами юридических лиц. Удельный вес налогов с граждан еще недостаточно высок ввиду низких доходов большей части населения и отсутствия накопленного имущества. Но постепенно в налоговой системе России, как и большинства развитых стран, происходит перенос налогового бремени с организаций на   физических лиц.

Граждане любого государства вносят в казну различные налоги, сборы и пошлины. Большинство граждан уплачивают одновременно несколько налогов: подоходный налог и ряд налогов на имущество, которые в большинстве стран рассматриваются как налоги на накопленное богатство.

Имущественные налоги: на имущество, земельный, транспортный, – являясь неотъемлемой частью налоговой системы любого государства, как      правило, служат основой доходной части местных бюджетов
(рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Имущественные налоги

Имущество – это объекты окружающего мира, обладающие полезностью и находящиеся в чьей – либо собственности. Как юридическое понятие        имущество представляет собой совокупность подлежащих денежной оценке          юридических отношений, в которых находится данное лицо.

Под имуществом в целях налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ [38].

Проанализировав различные понятия «имущество», как с правовой точки зрения, так и в соответствии с НК РФ имущество организации – это то, чем владеет организация: основной и оборотный капитал, выраженный в денежной форме и отраженный в самостоятельном балансе предприятия [5,14].

Недвижимое имущество – это физические объекты с фиксированным месторождением в пространстве и все, что неотделимо с ними связано как под поверхностью,  так и над поверхностью земли или все, что является                обслуживающим предметом, а также права, интересы и выгоды, обусловленные владением объектами. Под физическими объектами понимаются нерасторжимо связанные между собой земельные участки и расположенные на них строения.

Различия в понятии недвижимости как объекта оценки и в определении Гражданского кодекса показаны на рисунке 1.2:

 

Рисунок 1.2 – Определение «недвижимость» в ГК РФ

Следовательно, под объектом недвижимости понимается, во-первых, предприятие в целом как имущественный комплекс, а во-вторых, земельный участок.

              Налоги играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Но поскольку взимаемые с физических лиц налоги не являются добровольными платежами, отношение к ним со стороны населения неоднозначное, вплоть до         серьезного противодействия их сбору.

В России земельно-имущественные отношения сложились еще в глубокой древности, тогда как налоговая система стала формироваться только в     период становления российской государственности, поэтому налоги прочно     вошли в нашу жизнь только с переходом экономики на рыночные отношения. Процесс становления и эволюции налогообложения имущества представлены в виде рисунка 1.3.

Рисунок 1.3 – Эволюция налогообложения имущества

В древнерусском государстве субъектами права собственности были свободные люди. Объектами права собственности выступали земля, скот, орудия труда и т. п. Основным источником доходов казны была дань. Длительное время на Руси главным объектом прямого налогообложения являлась земля. Впоследствии большое распространение получил введенный налог на имущество. Он взимался в размере 3 копейки с четверти, переходившей по наследству   земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии [1].

        В 1863 году с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости – жилых домов, заводов, фабрик, бань и т.п. С 1894 года содержатель квартиры независимо от того, являлся ли он собственником или арендатором. От налога освобождались: духовенство христианского вероисповедания, дипломатические представители, члены императорского дома, жильцы домов при промышленных предприятиях. Поступления от него росли           достаточно высокими темпами.

Наиболее крупным из местных налогов, взимаемых в городах, был налог с недвижимых имуществ. Ставка налога определялась городской Думой в   процентах с чистого дохода, получаемого от данных имуществ.

В России налогообложение недвижимого имущества осуществляется в основном в соответствии с общепринятыми в зарубежной практике            принципами. Но, естественно, имеет ряд специфических особенностей.

Действующая в настоящее время в России система налогообложения недвижимости представлена рядом налогов, взыскиваемых с юридических и физических лиц. Они были введены в результате проведенной в 1992 году налоговой реформы, связанной с переходом к рыночным отношениям. В это время на территории России одновременно были введены Законы РФ «О налоге на имущество предприятий», «О плате за землю», «О налогах на имущество физических лиц», предусматривающие порядок исчисления и взыскания налогов с отдельных видов имущества юридических и физических лиц со специфичными для каждого налога ставками, методикой определения налогооблагаемой базы. В 2004 году ряд этих налогов были отменены и взамен введены новые главы НК РФ: глава 30 «Налог на имущество организаций» и глава 31 «Земельный налог». Однако, несмотря на устойчивые тенденции развития рынка         недвижимого имущества, удельный вес налогов на имущество все еще невысок и        колеблется в пределах 8 процентов [10, 11].

  Причинами такого низкого удельного веса являются: неполный учет объектов недвижимости; отсутствие данных об оценке отдельных объектов налогообложения; уклонение значительного числа владельцев имущества от уплаты налога (они избегают государственной регистрации вновь возведенных и уже эксплуатируемых строений, таких, как дорогостоящие коттеджи и отдельно стоящие особняки); отсутствие реальной оценки стоимости строений для целей налогообложения; отсутствие реальной оценки стоимости строений для целей налогообложения; ненадлежащий контроль за своевременным представлением соответствующими организациями сведений, необходимых для исчисления и взыскания налога (рисунок 1.4).

Информация о работе Разработка Направлений совершенствования администрирования налога на имущество организаций