Роль и значение налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение механизма применения, порядок исчисления и уплаты НДФЛ.
В соответствии с поставленной целью определены и решены задачи:
- исследованы исторические основы налогообложения;
- рассмотрен порядок применения, исчисления и уплаты НДФЛ;
- изучены новые правила исчисления НДФЛ в 2011 году.

Содержание

Введение.......
1. Теоретические основы налогообложения....
Возникновение и развитие налогообложения.....
Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси.....
2. Налог на доходы физических лиц....
2.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц....
2.2. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база.....
2.3. Доходы, освобождаемые от налогообложения.....
2.4. Налоговые вычеты (статьи 218-221 НК РФ)....
2.5. Налоговые ставки и порядок исчисления налога.....
3. Изменения в порядке исчисления и уплате НДФЛ в 2011 году...
3.1. Изменения, касающиеся налоговых агентов и операций с ценными бумагами...
3.2. Новые правила, касающиеся высококвалифицированных специалистов и формы справки 2-НДФЛ......
Заключение.....
Список используемой литературы.....

Работа содержит 1 файл

курсовая,налоги Логинова.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение.......

     1. Теоретические основы налогообложения....

    1. Возникновение и развитие налогообложения.....
    2. Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси.....

      2. Налог на доходы физических  лиц....

     2.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц....

     2.2. Налогоплательщики, объект налогообложения,  налоговая база.....

     2.3. Доходы, освобождаемые от налогообложения.....

     2.4. Налоговые вычеты (статьи 218-221 НК  РФ)....

     2.5. Налоговые ставки и порядок  исчисления налога.....

     3. Изменения в порядке исчисления и уплате НДФЛ в 2011 году...

     3.1. Изменения, касающиеся налоговых  агентов и операций с ценными  бумагами...

     3.2. Новые правила, касающиеся высококвалифицированных  специалистов и формы справки  2-НДФЛ......

     Заключение.....

     Список используемой литературы..... 

Введение 

     Налоги  это одно из средств существования любого государства и они характеризуют определенный этап развития общественных отношений. Налогам и сборам принадлежит важнейшее место в ряду государственных доходов.

     Для выполнения своих функций государству необходимы средства, за счет которых финансируются и реализуются различные функции государства, содержатся структуры, обеспечивающие функционирование самого государства. Все необходимые средства сосредоточены в финансово-бюджетной сфере, основным источником формирования которой являются налоговые платежи и сборы. В настоящее время за счет налогов формируется более 90% консолидированного бюджета России, остальная часть приходится примерно поровну на неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов. Кроме этого налоги не только формируют финансовые средства государства - они используются для воздействия на структуру производства и потребления, состояние и направления развития науки, определяют приоритеты социальной политики, от которой в конечном итоге зависит эффективность общественного производства.

     НДФЛ является одним из крупных источников доходной части бюджета. Является обязательным для всех граждан России и лиц, получающих доходы из источников на территории РФ, пожалуй, это единственный налог, который обязаны уплачивать все без исключения физические лица.

     Актуальность  вышеизложенных проблем и определила выбор темы.

     Целью написания работы является изучение механизма применения, порядок исчисления и уплаты НДФЛ.

     В соответствии с поставленной целью определены и решены задачи:

     - исследованы исторические основы налогообложения;

     - рассмотрен порядок применения, исчисления и уплаты НДФЛ;

     - изучены новые правила исчисления НДФЛ в 2011 году.

     Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся между налоговым органом и налогоплательщиком. Объектом является НДФЛ. 

     1. Теоретические основы налогообложения

    1. Возникновение и развитие налогообложения
 

     История развития налогообложения уходит в  глубину веков. Одной из зародышевых  форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой. Широко применялась во многих древних государствах библейская, или церковная, десятина, т.е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей.

     По  мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась  в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.

     В древнейшие времена взимался поземельный  налог, а в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный, или  подушный, налог.

     В Древней Греции в IV-VII вв. до н.э. представители знати ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Существовали также в Древней Греции акцизы в форме привратных сборов, взимаемые при въезде в город. За счет собранных налогов содержалась наемная армия, возводились укрепления вокруг городов, строились храмы, общественные здания, водопроводы, дороги, устраивались праздники, раздача беднякам денег и продуктов. В Афинах взимание налогов не имело принудительного характера, а осуществлялось как добровольные пожертвования. Однако когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал обязательные процентные отчисления от доходов.

     В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. В мирное время граждане не платили налогов, так как расходы по управлению государством осуществлялись за счет средств магистров. Крупные расходы, связанные со строительством общественных зданий, покрывались средствами, полученными от сдачи в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами. Сумму налогов определяли чиновники-цензоры на основании представленных гражданами заявлений о своем имущественном и семейном положении.

     В III—IV вв. до н.э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.

     Появилась острая необходимость реорганизации  финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал Гай Юлий Цезарь (102-44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну. Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

     Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император  Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций — то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий, для чего были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства — 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).

     За  все время существования Древнего Рима основным налогом в нем был  поземельный налог, он и служил главным  источником доходов государственной казны. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка. Распространенным налогом, взимаемым с жителей провинций Древнего Рима, была и подушевая подать.

     Помимо  прямых налогов в Римской империи  существовали косвенные, наиболее существенными среди которых являлись: налог с оборота — 1%; особый налог с оборота при торговле рабами — 4%; налог на освобождение рабов — 5%.

     Уже в Римской империи налоги выполняли  не только фискальную, но и стимулирующую  функцию, так как вносились деньгами. Следовательно, для того, чтобы платить налоги, население вынуждено было производить излишки продукции для продажи, что способствовало развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.

     Многие  хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и др.

     Особыми налогам облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинского контингента. Однако обилие видов налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезвычайного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, возникновение финансовых кризисов, ослаблявших мощь государства.[6;6]

    1. Возникновение и развитие налогообложения  в Древней Руси
 

     Финансовая  система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

     Дань  взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и  полюдьем, когда князья и княжеские  дружины сами ездили за ней.

     Применялось в древней Руси и косвенное  налогообложение в форме разнообразных  торговых и судебных пошлин: за провоз товаров через горные заставы — «мыт»; за перевоз товаров через реки — «перевоз»; за право иметь склады — «гостиная»; за право устраивать рынки — «торговая»; при продаже взвешиваемых товаров — «номерное»; с измеряемых товаров — «осмичее»; при клеймении животных — «пятно»; при причаливании судов — «побережное»; за убийство — «вира»; за преступления — «продажа» и др.

     Особое  влияние на формирование российской налоговой системы оказало татаро-монгольское  нашествие. В результате на русские  княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога — «выход», взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана — баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины.

     Избавление  от татаро-монгольского ига не освободило население от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя.

     Уплата  «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г. но был введен новый прямой налог, имевший название «соха». Его размер определялся на основании «сошного письма», которое составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы — «сохи». Соответственно на их основе писец определял величину налогов. «Соха» составляла около 0,5 десятины, ее размер был неодинаков и зависел от территории, качества почвы. «Соху» как единицу измерения отменили в 1679 г., когда единицей налогообложения стал «двор». Косвенные налоги, в частности торговые пошлины, взимались через систему откупов, что служило серьезным препятствием для развития торговли в стране.

     Необходимость содержать большую армию, вооружать  и перевооружать ее вызвала необходимость введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелецкие деньги.

     В структуре налоговых доходов  русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всех доходов. Практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, использовался на военные цели, что свидетельствовало о военном характере российского бюджета.

     В XV в. в нашей стране не была упорядочена ни финансовая, ни налоговая системы, что приводило к тяжелым последствиям. Так, во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль — с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь.

Информация о работе Роль и значение налога на доходы физических лиц