Роль и значение налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение механизма применения, порядок исчисления и уплаты НДФЛ.
В соответствии с поставленной целью определены и решены задачи:
- исследованы исторические основы налогообложения;
- рассмотрен порядок применения, исчисления и уплаты НДФЛ;
- изучены новые правила исчисления НДФЛ в 2011 году.

Содержание

Введение.......
1. Теоретические основы налогообложения....
Возникновение и развитие налогообложения.....
Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси.....
2. Налог на доходы физических лиц....
2.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц....
2.2. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база.....
2.3. Доходы, освобождаемые от налогообложения.....
2.4. Налоговые вычеты (статьи 218-221 НК РФ)....
2.5. Налоговые ставки и порядок исчисления налога.....
3. Изменения в порядке исчисления и уплате НДФЛ в 2011 году...
3.1. Изменения, касающиеся налоговых агентов и операций с ценными бумагами...
3.2. Новые правила, касающиеся высококвалифицированных специалистов и формы справки 2-НДФЛ......
Заключение.....
Список используемой литературы.....

Работа содержит 1 файл

курсовая,налоги Логинова.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     В случае значительного (более чем  на 50%) увеличения или уменьшения в  налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан скорректировать сумму предполагаемого дохода и представить новую налоговую декларацию. В этом случае налоговый орган пересчитывает суммы авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

     Перерасчет  сумм авансовых платежей производится не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

     Исчисление  и уплата налога физическими лицами с отдельных видов дохода производится со следующих видов доходов:

     - с сумм вознаграждений по договорам  гражданско-правового характера  (включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности), в случае получения указанных сумм от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами;

     - с доходов из источников, находящихся за пределами РФ (физические лица - налоговые резиденты РФ);

     - с сумм дохода, при получении  которых не был удержан налог  налоговыми агентами, когда налоговый  агент ввиду невозможности удержания  налога сообщил об этом в  налоговый орган.

     Указанные выше лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

     Налоговые декларации обязаны подавать:

     - физические лица, зарегистрированные  в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица;

     - частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой;

     - физические лица, получающие доходы  по гражданско-правовым договорам  от физических лиц, не являющихся  налоговыми агентами;

     - физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, по суммам таких доходов;

     - физические лица, получающие другие  доходы, при получении которых  не был удержан налог налоговыми  агентами.

     Другие  налогоплательщики могут по собственному желанию подать налоговую декларацию. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.

     Общий срок сдачи налоговой декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме  этого срока действуют и специальные  сроки подачи налоговой декларации для лиц в случае прекращения  существования источников доходов до конца налогового периода. Они обязаны в пятидневный срок со дня прекращения их существования представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, по которой в обязательном порядке подается налоговая декларация, и выезде его за пределы территории РФ налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории РФ, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории РФ.

     Общая сумма налога, подлежащая уплате в  соответствующий бюджет, исчисленная  исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае сдачи налоговой декларации в пятидневный срок в связи с прекращением существования источника дохода налог, доначисленный по такой декларации, уплачивается не позднее чем через 15 дней с подачи такой декларации.

     Особый  порядок налогообложения установлен в отношении отдельных категорий  иностранных граждан. Освобождаются  от налогообложения доходы:

     - глав, персонала представительств  иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, а также административно - технического персонала представительств иностранного государства, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами РФ, полученные в связи с профессиональной деятельностью;

     - обслуживающего персонала представительств, которые не являются гражданами  или не проживают в РФ постоянно,  полученные ими по своей службе  в представительстве иностранного  государства;

     - сотрудников международных организаций  - в соответствии с уставами этих организаций. При этом перечень иностранных государств (международных организаций), к гражданам которых применяется льготный режим налогообложения, на федеральном уровне определяется органами, регулирующими отношения РФ с иностранными государствами.

     Иностранные физические лица должны не позднее  месяца со дня приезда в РФ зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения и сообщить о своих предполагаемых доходах за налоговый период (календарный  год). В случае выбытия с территории РФ, за месяц до выезда, они обязаны сообщить о полученных на территории РФ доходах и уплаченных налогах. 
 

     3. Изменения в порядке  исчисления и уплате  НДФЛ в 2011 году 

     3.1. Изменения, касающиеся  налоговых агентов и операций с ценными бумагами 

     С начала текущего года вступил в силу ряд изменений, касающихся уплаты налога на доходы физических лиц. В основном, поправки внесены четырьмя Федеральными законами (Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ, Федеральный закон от 23.12.2010 N 385-ФЗ, Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ) и касаются следующих аспектов: новых обязанностей налоговых агентов, обновленной справки 2-НДФЛ и уточненного определения высококвалифицированных специалистов. Кроме того, внесены поправки в порядок уплаты налога по операциям с ценными бумагами и в правила определения статуса налогоплательщика.

     Изменения, касающиеся налоговых агентов

     До 1 января 2011 г. налоговые агенты были обязаны вести учет доходов, которые  они выплатили физическим лицам, по форме, установленной Минфином России (п. 1 ст. 230 НК РФ). Причем последняя такая форма была утверждена Приказом МНС России на 2003 г., что вызывало массу споров между налоговыми агентами и инспекциями: Минфин России настаивал на том, что необходимо применять форму карточки учета доходов и расходов, установленную МНС, однако она во многом не соответствовала менявшемуся налоговому законодательству. Поэтому некоторые компании сами разрабатывали формы карточки или использовали соответствующие разделы формы 1-НДФЛ.

     Суды  вставали на сторону налоговых агентов, однако зачастую отстаивать свою позицию  компании были вынуждены вплоть до кассации. С начала текущего года это  противоречие было разрешено внесением поправок в ст. 230 НК РФ: в соответствии с ее новой редакцией налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных физическому лицу доходах. В указанной норме перечислено, какие именно данные должны быть включены в регистры налогового учета (сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ, реквизиты соответствующего платежного документа).

     Еще одна важная поправка касается возврата излишне уплаченного налога. Поскольку до 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 231 НК РФ не были прописаны ни процедура, ни сроки возврата НДФЛ из бюджета, на практике у налоговых агентов возникали сложности. Теперь же в данной статье подробно расписан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм. В соответствии с ним физическое лицо обращается к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанного налога. При этом агент обязан сообщать налогоплательщику об излишнем удержании налога и его сумме в течение десяти дней со дня обнаружения этого факта. Вернуть налог следует в течение трех месяцев со дня получения заявления физического лица. Возврат возможен за счет предстоящих платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Возвращаемая сумма налога перечисляется на указанный в заявлении счет налогоплательщика. Если срок возврата налога нарушен, агент должен за каждый день просрочки начислить проценты на сумму невозвращенного подоходного налога (исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ) в пользу физического лица. Новый порядок применяется и в том случает, если налог был неправомерно удержан после того, как налоговый агент получил заявление физического лица о предоставлении имущественного вычета.

     Инспекция же возвращает налоговому агенту излишне  уплаченный НДФЛ в общем порядке (он установлен ст. 78 НК РФ). При этом вместе с заявлением на возврат налоговый агент должен представить в инспекцию выписку из регистра налогового учета, который ведется по новому порядку. Кроме того, теперь закреплена возможность возврата физическому лицу излишне удержанного налога до того, как данная сумма будет возвращена агенту из бюджета. Налоговый агент может возвратить налог за счет собственных средств.

     Особый  порядок возврата НДФЛ предусмотрен в случае перерасчета, если физическое лицо приобрело статус налогового резидента  РФ. В такой ситуации налог должен вернуть не налоговый агент-работодатель, а налоговая инспекция. Для этого налогоплательщик подает в инспекцию по окончании налогового периода декларацию и документы, подтверждающие его статус.

     Изменения, касающиеся ценных бумаг

     В порядок исчисления и уплаты подоходного налога по операциям с ценными бумагами было внесено сразу несколько поправок. Так, теперь налоговый агент при определении базы по операциям с ценными бумагами и ФИСС, операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами должен учитывать документально подтвержденные расходы физического лица, произведенные без участия этого налогового агента.

     Кроме того, вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, которая устанавливает особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги. А при расчете налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг рыночную стоимость последних с начала этого года нужно определять на дату заключения сделки.

     Доходы  от реализации акций или долей участия в уставном капитале российских организаций при соблюдении определенных условий теперь не облагаются НДФЛ. 

     3.2. Новые правила,  касающиеся высококвалифицированных  специалистов и формы справки 2-НДФЛ 

     С 1 июля 2010 г. (в п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ) появилось новое понятие «высококвалифицированные иностранные специалисты». Доходы от осуществления трудовой деятельности иностранных работников этой категории облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов.

     Однако 15 февраля 2011 г. вступили в силу новые поправки: установлена дифференциация размера заработной платы такого работника. Иностранный преподаватель или научный работник, приглашенный вузом, академией наук, национальным исследовательским центром либо государственным научным центром для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью, должен получать в год не менее 1 млн рублей. Отметим, что для привлечения таких лиц работодателю не требуется разрешение на использование труда иностранцев. Отдельный случай – специалисты, которые участвуют в реализации проекта «Сколково». Размер их заработной платы не ограничен. Другие иностранцы признаются высококвалифицированными специалистами при условии соблюдения прежних требований к годовой зарплате — не менее 2 млн рублей. Изначально для всех иностранных специалистов было установлено именно такое ограничение по заработку. Ограничения же для привлечения высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в сфере розничной торговли устанавливает Правительство РФ.

Информация о работе Роль и значение налога на доходы физических лиц