Роль и значение налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение механизма применения, порядок исчисления и уплаты НДФЛ.
В соответствии с поставленной целью определены и решены задачи:
- исследованы исторические основы налогообложения;
- рассмотрен порядок применения, исчисления и уплаты НДФЛ;
- изучены новые правила исчисления НДФЛ в 2011 году.

Содержание

Введение.......
1. Теоретические основы налогообложения....
Возникновение и развитие налогообложения.....
Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси.....
2. Налог на доходы физических лиц....
2.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц....
2.2. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база.....
2.3. Доходы, освобождаемые от налогообложения.....
2.4. Налоговые вычеты (статьи 218-221 НК РФ)....
2.5. Налоговые ставки и порядок исчисления налога.....
3. Изменения в порядке исчисления и уплате НДФЛ в 2011 году...
3.1. Изменения, касающиеся налоговых агентов и операций с ценными бумагами...
3.2. Новые правила, касающиеся высококвалифицированных специалистов и формы справки 2-НДФЛ......
Заключение.....
Список используемой литературы.....

Работа содержит 1 файл

курсовая,налоги Логинова.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     В России соляной налог отменили после  народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с прямых наследников.

     В эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи — пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

     Введение  подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

     Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

     В царствование приемников Петра I кардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

     При Екатерине II (1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

     Многие  преобразования в области налогов  относились к периоду правления  Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее население. Однако, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

     Важным  шагом на пути налоговых реформ в  царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов.

     Был отменен налог на соль (1880), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

     Наиболее  крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894). Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

     Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

     В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления — податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов  стали наблюдение за правильностью  распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам.

     При И. А. Вышнеградском крупные изменения  в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались  размеры уже действовавших налогов.

     Существенные  изменения в налоговой системе  XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

     В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы — до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население.

     Можно сказать, что отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

     Начало  XX в. для России — период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались — только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

     К сожалению, плодотворное развитие экономики  в общем и налоговой системы  в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями  и Гражданской войной.

     Определенный  этап в налаживании финансовой системы  страны наступил после провозглашения новой экономической политики (нэп). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел; разработана система налогов, кредитов, займов; приняты меры к укреплению денежной единицы. Нэп (1922-1926) показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой самостоятельности предприятий. Как финансовая, так и налоговая система при нэпе имела свою специфику, но в целом базировалась на налоговой системе дореволюционной России. Важную роль в налоговой системе во время нэпа играл налог с оборота. В европейских странах он «превратился» в НДС, в России «тяготел» к акцизам. В этот период действовали такие прямые налоги, как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, который являлся прогрессивным, гербовый сбор. В доходах государственного бюджета косвенные налоги с 1922 по 1926 г. выросли с 43 до 82%.

     В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном  процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

     В конце ХХ в. начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.[6;8] 

     2. Налог на доходы  физических лиц 

     2.1 Экономическое содержание  и структура налогов  с физических лиц 

     В РФ установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Налог  на доходы физических лиц относятся  к федеральным налогам и сборам.

     Как и любой другой налог, налог на доходы физических лиц - НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. С помощью этого налога обеспечиваются регулярные денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма «автоматических стабилизаторов».

     Одной из целей налогообложения является снижение неравенства в доходах, воспринимаемого как несправедливое. Для осуществления этой цели применяются прогрессивный налог, налоги на имущество, акцизы на товары роскоши, различные ставки налога на добавленную стоимость для товаров массового и ограниченного спроса, льготы для малодоходных категорий налогоплательщиков. Однако перечисленные меры не направлены для того, чтобы сформировать у всех одинаковый уровень дохода. Поэтому при налогообложении доходов вопрос об их справедливом неравенстве может ставиться как определение такого их различия, которое может быть названным «нормальным».

     Налогообложение доходов обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального налога на доходы во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

     - налог на доходы физических лиц - это личный налог, т. е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

     - налог в большей степени реализует основные принципы налогообложения - всеобщность, равномерность и эффективность;

     - налоговые платежи регулярно поступают в доходы бюджета;

     - основной способ взимания налога на доходы физических лиц - у источника выплаты дохода - является достаточно простым и эффективным механизмом формирования бюджета государства.

     Кроме того, сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере налогообложения физических лиц, можно выделить то, что налог на доходы физических лиц - один из важнейших источников государственных доходов. А так же во многих странах этот налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк. И во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.

     Самые выгодные в отношении налога на доходы физических лиц страны - ОАЭ, Россия и китайская автономная территория Гонконг. Об этом свидетельствуют результаты обнародованного исследования, проведенного консалтинговым агентством Mercer. [15]. В списке из 32 государств лидируют ОАЭ - здесь вообще не взимается такой налог, а с граждан удерживается только 5% на социальные взносы. Следовательно, чистый доход жителей ОАЭ составляет 95% от их заработной платы. Служащие в России и в Гонконге платят 13% и 14,2% налогов соответственно. Азиатские страны, включая Тайвань, Сингапур, Южную Корею и Китай, занимают верхние строчки списка. Здесь низкие ставки налоговых поборов. Великобритания - на 14-м месте, также как Австралия и Соединенные Штаты. Ставка подоходного налога здесь 29,4%. Причем для граждан, имеющих детей, фискальные органы делают скидку (26,2%).

Информация о работе Роль и значение налога на доходы физических лиц