Состав и структура налоговых доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
проанализировать и дать понятие и значение бюджета как финансовой основы государства, правовые основы формирования его доходов;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов;
анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки), ее влияние на структуру прогнозируемых доходов бюджетной системы;
определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..………….3
1. Налоги как основной источник доходов бюджета……………………………...........5
1.1 История возникновения налогов и их значение в доходах государства…………..5
1.2 Структура налоговых доходов государства……………………………....................8
1.3 Динамика налоговых доходов………………………………………………............12
2. Налоговая система в период мирового кризиса…...………………………………..17
2.1 Влияние финансового кризиса на налоговую политику………………..…............17
2.2.Регулирование налоговой политики в период кризиса…………….……………...20
2.3 Антикризисные меры стимулирования налоговой политики…………………….22
Заключение……………………………………………………………………….............26
Список использованной литературы…………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Налог как основной источник доходов бюджета.doc

— 214.50 Кб (Скачать)
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупный объем доходов консолидированного бюджета по итогам 2005 года составил 5703,48 млрд. рублей (4386,30 млрд. рублей по итогам предыдущего года), из которых 85,9% составляют налоговые поступления. Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла на 76,4% и составила 4896,65 млрд. руб. (3741,86 млрд.руб. 2004 год).

Основными источниками поступлений  налоговых доходов 2005 году стали (млрд. руб.):

  • НДС- 1025,66;
  • НДПИ-908,73;
  • Налога на прибыль-1353,78;
  • ЕСН-267,51;
  • Акцизов-236,15.

Налоговые доходы федерального бюджета  с учетом ЕСН составили 2668,38 млрд. руб., что на 136,3 % больше к 2004 году (1958,32 млрд. руб.- 2004год). Объем налоговых поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ также возрос на 124,9% в 2005 году и достиг отметки в 2228,27 млрд. руб. (1783,55 млрд. руб. 2004 год).

 

График 1.1

Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2005 года (%)

 

Где: НДС- 39,1; НДПИ – 31,7; Налог на прибыль  – 14,1; ЕСН – 9,6; Акцизы – 3,4; остальные  налоги и сборы – 2,1.

 

График 1.2

Структура поступлений  администрируемых ФНС России доходов  в Федеральный бюджет по видам  налогов в январе – ноябре 2004 года (%)

 

 

1.3 Динамика налоговых доходов

Если анализировать доходы нашей  бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала являются налоговые поступления5(см. приложение 1).

Диаграмма 1.1

Диаграмма динамики налоговой  нагрузки на экономику

 

 

Доля налоговых доходов (в %):

2000г. - 88,3; 2001г. – 81,3; 2002г. –  75,8;

2003г. – 74,5; 2004г. – 83,7; 2005г.  – 86,4.

Как видно из диаграммы доля налоговых  доходов в консолидированном  бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику.

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги: в США они формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, Японии – 75%.

В России доля налогов, примерно, соответствует  жировым показателям: в 2000г. она составляла более 88%, в 2001г. – около 82%, а если взять 2005г., то более 86%.

Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных  статей. В бюджетном процессе приоритет  сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Однако, наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер.

Но также налоги действуют и  на экономику в целом. Причем иногда, они оказывают угнетающее воздействие. К примеру, у предприятий, которые полностью платят налоги, не остается достаточных средств для инвестиций, модернизации, адаптации к условиям рынка.

Формирование рыночных отношений  в России привели к необходимости  серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался опыт зарубежных стран. Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночной экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

Однако фискальная роль отдельных  налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политика любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована, прежде всего, на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по их видам  вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений  в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, рассмотрим именно налоговые доходы федерального бюджета и нормативы их зачислений:

  • Налог на прибыль организаций (в зависимости от организации и соглашений) – от 20% до 100%;6
  • НДС – 100%;
  • Акцизы на различные виды спирта – 50%, 100%;
  • Акцизы на табачную продукцию – 100%;
  • Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д. – 40%;
  • Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы – 100%;
  • Акцизы по подакцизным товарам и продукции – 100%;
  • НДПИ (в зависимости от вида полезного ископаемого и зоны добычи) - 40%, 95%, 100%;
  • Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (в зависимости от принадлежности) – 70% и 100%;
  • ЕСН – 100%;
  • Государственная пошлина – 100%.

Исходя из выше изложенного, проведем краткий анализ значимости некоторых  перечисленных нами налоговых поступлений. Обратимся к федеральному уровню бюджетной системы РФ.

Динамика налоговых поступлений за период с января по ноябрь 2004 года и 2005 года. (млрд. рублей).

Налог на прибыль  вырос с 161,6 на 346,1 млрд.руб.

ЕСН снизился с 328,5 до 235,8 млрд. руб.

НДС изменился  с 232,3 до 403,3 млрд. руб.

Акцизы на нефть  увеличились с 35,2 до 42,3 млрд. руб.

НДПИ поднялся с 759,2 до 775,5 млрд. руб.

Диаграмма 1.2

Налоговые поступления

Как следует из диаграммы – значительная часть налоговых поступлений  в 2004-2005гг. была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость, НДПИ, налога на прибыль организаций, ЕСН и акцизов.

В таблице 2 (приложение 3) представлена структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 2001-2004 гг.

Доходы федерального бюджета на 2004 год утверждены на уровне 3273,84 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16130 млрд. руб. и уровня инфляции 10%.

Анализ показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2004 году составила  более 79,8% , это на 1,7% выше показателя предыдущего года.

Такой небольшой  рост объясняется снижением налоговой  нагрузки на экономику, а также ожиданиями менее благоприятной внешнеэкономической  коньюктуры. Показателем налогового бремени может служить доля налоговых  доходов консолидированного бюджета в ВВП: в 2004 году она сокращается до 24,2%.

В отличие от 2005 года основную долю налоговых доходов  федерального бюджета с января по ноябрь в 2004 году составляют поступления  по налогам: НДС, НДПИ, и налога на прибыль  организаций. Так, на его долю пришлось в 2002 г. – 36,3%, в 2003 – 39,1%, в 2004 – 50,7%, а в 2005 – 40% от всех налоговых доходов федерального бюджета.

Таким образом, несмотря на снижение ставки налога на добавленную  стоимость его удельный вес в  объеме налоговых доходов возрос на 1,4% (281,1 млрд. рублей) по сравнению с предыдущим годом и это повышение обусловлено улучшением собираемости налогов и частичным пресечением «теневого» оборота товаров, незаконной предпринимательской деятельности, контрабанды.

Если пронаблюдать роль акцизов, то у нас получится следующее:

  • 2003 год – в федеральный бюджет поступило 248,11 млрд. рублей;
  • 2004 год - 109,74 млрд. рублей;
  • 2005 год – 83,95 млрд. рулей.

Из этих данных видно, что уровень  поступления сумм за акцизы снижается. Хотя, если взять конкретно акцизы за нефтепродукты, то эти поступления наоборот выросли на 16,9% и составили 42,3 млрд. рублей. Анализ указывает на резкое сокращение акцизов по подакцизным товарам. Это связано с отменой акцизов на природный газ, а также передачей акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в бюджете субъектов Федерации. Конечно, необходимость частичной компенсации отмены налога с продаж не вызывает сомнения, но федеральный бюджет должен разделять тяжесть налоговых реформ с региональными бюджетами. Поэтому, было бы целесообразней оставить часть акцизов на алкогольную продукцию в федеральном бюджете. Но, несмотря на это, увеличение поступлений, в частности, акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставки акциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля за деятельностью предприятий отраслей использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговая система в период мирового кризиса

2.1 Влияние финансового  кризиса на налоговую политику

Целый ряд принятых в срочном  порядке изменений направлен  на совершенствование администрирования  налога на добавленную стоимость, а  также его исчисления и уплаты. Так, компании получили право неуплаты в бюджет НДС за строительно-монтажные работы, выполненные для собственного потребления. Соответствующее положение внесено в подпункт 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса. Уточнен и порядок обоснования нулевой ставки экспортного НДС. Для подтверждения обоснованности таковой участникам ВЭД разрешается представлять в налоговые органы не сами таможенные декларации или их копии, а специальный реестр деклараций, заверенный сотрудниками таможни. Должны заметно сократиться сроки возврата НДС. Согласно одобренному парламентариями законопроекту, инспекторы смогут выносить два самостоятельных решения по возмещению этого налога: одно, положительное, — в отношении суммы, которая не вызывает споров; другое, отказное — касательно той части НДС, которая кажется ревизорам сомнительной.

Прежде чем заморозить их, теперь налоговики будут обязаны уведомить  о принятом решении прокурора. Авторы поправок отмечают, что до сих пор  представители инспекций ФНС  нередко излишне вольно пользовались правом на приостановку операций по счетам компаний. К тому же, вопреки положениям Налогового кодекса, нередко замораживались все средства провинившегося налогоплательщика, в то время как законодательство позволяет ограничивать операции в пределах суммы налоговой задолженности. Появилась в Налоговом кодексе и новая статья, которая позволяет фирмам и ПБОЮЛ получить отсрочку или рассрочку на срок до пяти лет по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Правом предоставлять  такую возможность, согласно статье 64.1 Налогового кодекса, наделен до конца 2009 года министр финансов. Отсрочка или рассрочка, предусмотренная абзацем 1 пункта 1 названной статьи, может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи соответствующего заявления превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий8.

Чтобы отодвинуть срок перечисления в бюджет причитающихся  сумм, компания должна будет обратиться к главе Министерства финансов Алексею Кудрину с заявлением. К данному документу следует приложить справку ИФНС о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам; предполагаемый график погашения задолженности; документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности; письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации. Копию заявления необходимо будет направить в налоговую инспекцию по месту учета фирмы. На принятие положительного или отрицательного решения Минфину отведен месяц со дня получения заявления. Однако стоит иметь в виду, что на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, будут начисляться проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Значительным  корректировкам подверглись и положения, посвященные налогу на прибыль. Например, ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, подлежащие уплате за IV квартал 2008 года, компании и индивидуальные предприниматели вправе исчислять исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата аванса. При этом в новой редакции статьи 27.1 НК отмечается, что сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, следует определять с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Срок уплаты авансового платежа за IV квартал — 28 ноября.

Информация о работе Состав и структура налоговых доходов бюджета