Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Кыргызской Республики

Академия Управления при Президенте Кыргызской Республики

Институт Экономики  и финансов

Кафедра Налоги и налогообложение

 

 

«Допущена к защите»

Зав. кафедрой «Налоги и  налогообложение»

к.э.н., доцент Алкадырова Ч. М.

«____» _______________2012 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета»

                                                                                        

 

   Выполнила: студентка группы НН-1-07

                     Хамидова А.К.

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2012г.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной стратегической целью кыргызского  общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Для этого  одним из важнейших направлений  развития экономики республики является активная налоговая политика государства  и эффективная действующая налоговая  система.

Становление современной налоговой системы  нашего государства происходило в период перехода к рыночным отношениям. Начальный период экономических преобразований относится к началу 1990-х годов, когда была заложена юридическая база функционирования рыночной экономики, в неимоверно сложных условиях была введена национальная валюта, разработана экономическая, аграрная, социальная и внешнеэкономическая политика государства.

Налоги  служат источником формирования средств  для финансирования расходов государственных  бюджетных организаций, инструментом перераспределения национального дохода в интересах всех слоев общества, а также являются единственным механизмом государственного регулирования экономики.

В настоящее  время в Кыргызстане происходят глубокие экономические преобразования, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма  управления экономики и соответственно его замена рыночными методами хозяйствования.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов; отчислений на социальное страхование и пенсий; цена акций и облигаций; формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они  волнуют каждого из нас.

В условиях функционирования рыночной экономики налоги становятся главными источниками государственных доходов. В налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ и услуг).

В своей работе я бы хотела уделить наибольшее внимание одному из самых важных косвенных  налогов, такому как налог на добавленную стоимость (далее НДС).

За 20 лет своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Кыргызской Республики. И на сегодняшний день налог на добавленную стоимость - один из самых важнейших налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

За период существования налога на добавленную стоимость действующий  механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. А вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

 Целью моей дипломной работы является раскрытие сущности, значения и роли налога на добавленную стоимость и налоговых поступлений в Кыргызской Республике. Необходимо показать динамику и структуру поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет Кыргызской Республики, а также пути его дальнейшего совершенствования для эффективного использования.

В первой главе рассматривается  теоретические основы налога на добавленную  стоимость, его понятие, роль и сущность.

Во второй главе рассмотрен анализ и динамика поступления НДС в  доход государственного бюджета Кыргызской Республики.

В третьей главе приводятся конкретные мероприятия по совершенствованию  непосредственно самого налога на добавленную  стоимость. Прежде чем перейти к основной теме данной работы необходимо раскрыть исторические аспекты возникновения налога на добавленную стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Глава 1. Теоретико-методологические  основы налога на добавленную стоимость

  • 1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС

 Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость – НДС1. Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения. Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны. Единственная из развитых государств, где такого налога нет, — США. Но и здесь на протяжении последнего десятилетия ведутся интенсивные дискуссии о замене налога с оборота на федеральный налог на добавленную стоимость. В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан)

И хотя налог на добавленную стоимость  находит все более широкое  распространение в мировой практике, его часто называют "европейским  налогом", отдавая должное как  самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении  и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4% поступлений от налога в "европейский" бюджет.

 Впервые интерес к НДС  проявился в 1920-х годах, когда  он рассматривался как разновидность  налога с продаж. Поскольку налог  применялся только к добавленной  ценности, а не к суммарной  выручке, он позволял избежать  тех отрицательных свойств, которые были присущи многим формам налога с продаж. Главное — ликвидировалось многократное налогообложение одних и тех же производственных затрат во время продаж промежуточных продуктов и окончательной продажи потребителю. НДС отстаивался также на том основании, что он осуществляет большее приближение к налогообложению по принципу получаемой выгоды2,  чем его главная альтернатива — корпоративный налог на прибыль. Фирмы пользуются услугами правительства независимо от того, получают они прибыль или нет. Таким образом, не только достигается большая справедливость в налогообложении, но и увеличивается экономическая эффективность, поскольку в той мере, в какой государственные услуги не являются чистыми общественными благами, эффективное использование ресурсов требует, чтобы предприятия вносили плату за пользование ими. В последнее время в пользу НДС приводятся дополнительные аргументы, связанные с тем, что он в большей степени, чем налог на прибыль корпораций, способствует экономическому росту и стабильности платежного баланса.

Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии, с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать "локальном варианте", а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 70-е годы распространение НДС  стало общеевропейским. Этому в  значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС.

Налог на добавленную стоимость  относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Существуют две большие группы налогов с оборота: кумулятивные налоги и налоги разового удержания. Слияние этих двух типов налогов дало начало налогу единичного и частичного удержания, который получил название НДС.

Кумулятивные налоги, так называемые "многоступенчатые", удерживаются с общей стоимости каждой операции. Они позволяют делать значительные сборы, несмотря на относительно низкие ставки. Более того, их удержание не составляет большого труда, так как взимаются они, без каких либо исключений, со всех операций, которые были совершены с товаром в ходе его производства и обращения. Но в то же время они оказывают значительное давление на цену товара, особенно в индустриальных странах, где развито разделение труда, побуждая предприятия сокращать циклы производства и обращения товаров. Этот значительный недостаток кумулятивных налогов послужил причиной того, что данные налоги практически полностью исчезли из налоговых систем промышленных держав.

Налоги разового удержания, как  указывает их наименование, взимаются  один раз, со всей стоимости продукта на одной строго определенной стадии. Налог может удерживаться на стадии как производства, так и реализации (старый налог с оборота во Франции), а также в момент перехода от оптовой к розничной торговле (Австралия, Финляндия) или при розничной торговле (США). Налог с оборота разового удержания приносит в казну не настолько много сборов, как кумулятивные, хотя его ставки относительно велики, что побуждает к налоговому мошенничеству. В то же время, величина сборов по этим налогам плохо прогнозируема, так как какие-либо проблемы у непосредственного налогоплательщика лишают казну всей суммы налога, которая подлежала бы удержанию с этого продукта. В конце концов, его сложно исчислять: расчеты между предприятиями еще до стадии удержания налога должны принимать во внимание его конечное удержание. Тем не менее, данный тип налога дает несколько неоспоримых преимуществ: они не накапливаются в цене товара как кумулятивные, и доход от них не зависит от продолжительности экономического цикла, структуры производства и распределения. Более того, возможно освобождение от налогообложения экспорта, что положительно влияет на международную торговлю.

Налог на добавленную стоимость  как раз и явился объединением кумулятивного налога и налога разового удержания. Как и кумулятивные налоги, он взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается "нейтральным", так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли.

Положительные качества налога проистекают  из двойственности его природы: с  одной стороны, он удерживается при совершении каждой сделки, что позволяет делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара.

Общей тенденцией для всех стран, установивших НДС, явилось быстрое превращение  этого налога в один из главных  в налоговой системе. Во Франции на долю НДС приходится 45 % всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии - 50 %. На его долю приходиться в среднем 13,8 % налоговых поступлений бюджетов 42 стран.

Та же тенденция наблюдалась  и в Кыргызской Республике. С момента своего введения НДС стал первым по значимости среди четырех главных налогов, обеспечивающих большую часть налоговых доходов бюджета.

Для Кыргызской Республики это был  новый вид налога, заменивший два  действовавших до этого (с оборота и продаж). Для нашей страны особенно важно, что НДС свободен от недостатков, присущих упраздненному теперь налогу с оборота. Налог с оборота представлял собой часть централизованного чистого дохода государства, созданного в сфере материального производства и используемого государством для дальнейшего развития экономики и других общегосударственных нужд. Являясь твердо фиксированной долей в цене товара, налог с оборота не зависел от колебаний себестоимости и выполнения предприятием плана прибыли, обеспечивал устойчивое и регулярное поступление предусмотренных сумм в госбюджет. Экономическая природа налога с оборота та же, что и прибыли; они находились в органической взаимосвязи и представляли единую стройную систему распределения чистого дохода. Попытки "исправить" недостатки налога с оборота за 1961 год его существования (он был введен в ходе финансовой реформы в 1930 г.) предпринимались неоднократно. Но избавиться от них можно было лишь вместе с самим налогом, что и сделано в конце 1991 года.

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета