Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

Налог на добавленную стоимость (НДС) - является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. В основу исчисления этого налога положено понятие "добавленной стоимости", которое неоднозначно трактуется в различных странах мира. 

В западной концепции НДС объектом налога является добавленная стоимость. Она представляет собой стоимость, которую, например, производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия и услуги.

Можно построить простейшую схему, в которой фигурируют так  называемые исходные товары, которыми могут служить сырье, транспорт, рента, реклама и т. д. и выпускаемые товары.

Добавленную стоимость (УА) можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы (V) и получаемой прибыли (т):

УА = У+т УАТ=О-1

С другой стороны, добавленную стоимость  можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат. При расчете налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения. При этом, если условно принять ставку налога за "К", то расчет налога согласно перечисленным методам будет иметь следующий вид:

1. прямой аддитивный, или бухгалтерский  - К * (V + т) = УАТ;

2. косвенный аддитивный - К*У + К*т=  УАТ;

3. метод прямого вычитания - К * (О -I) = УАТ;

4. косвенный метод вычитания  (зачетный метод по счетам) –

К*О - К*1 = УАТ.

Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции). Этот метод удобен тем, что:

1. позволяет применить ставку  налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического  и юридического характера;

2. наличие счет-фактуры, в котором  отражаются налоги, становится самым  важным и принципиальным моментом  совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счет-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность для прослеживания движения товара с целью проверки;

3. чтобы использовать первый  и второй методы расчета налога, т. е. методы, основанные на балансах, необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка налога на добавленную стоимость. Четвертый метод дает возможность использования дифференцированной ставки налога. Третий метод неудобен тем, что применение ставки налога к показателю, получаемому в результате вычитания затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же удобен, как и 1 и 2 методы, для единой ставки налога. На практике неудобно рассчитывать добавленную стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут колебаться во времени. Таким образом, 4-й метод или "инвойсный" наиболее практичный. Налоговые обязательства могут рассчитываться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот метод позволяет наиболее полно охватить товары и использовать более чем одну ставку.

Введение НДС явилось одним  из основных направлений глобальной налоговой реформы 80 - 90-х годов. Столь  широкое распространение НДС  во многих странах мира и его признание  объясняются целым рядом причин.

Суть НДС - уплата налога продавцом (производителем, поставщиком) товаров и услуг с той части стоимости, которую он добавляет к стоимости своих товаров и услуг до стадии их реализации. Добавленная стоимость создается в процессе всего цикла производства и обращения товаров, начиная со стадии их изготовления и кончая реализацией конечному потребителю. Соответственно и уплачивается налог на каждой стадии производства и обращения. Продавец включает НДС в стоимость предоставляемых им товаров и оказываемых услуг. Но и сам он платит НДС за приобретаемые им в ходе производства товары и услуги. Таким образом, сумма уплачиваемого им налога составляет разницу между суммами налога, полученными им от покупателей за реализованные товары и услуги, и суммами налога, уплаченными поставщикам при приобретении тех товаров и услуг, которые необходимы в процессе производства облагаемых налогом товаров и услуг. Плательщик НДС имеет право на вычет налога, уплаченного им поставщикам. На этом, собственно, и основан механизм действия налога на добавленную стоимость. На практике имеются различные отклонения от единой схемы, поскольку отдельные страны применяют разные методы исчисления налога, определение налоговой базы, ставок, льгот и пр. Однако в целом описанный выше вариант НДС стал универсальным, поскольку именно он был принят подавляющим большинством стран.

 

 

 

 

 

 

1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС

Налоговая система - совокупность всех видов налогов приемов, методов  исчисления налогов, а также всех мероприятий, проводимых с целью изъятия и перечисления налогов в бюджеты и все субъекты и учреждения, в компетенцию которых входит осуществлении и проведении налоговой политики государства.

Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. Развитие и  изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налоги на операции с ценными бумагами).

Осуществление рыночных преобразований в экономике Кыргызстана активизировало работу по совершенствованию налоговой  системы. Вместо налога с оборота  были введены два других косвенных  налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и налог на добавленную стоимость. Введение налога на добавленную стоимость соответствует требованиям рыночных отношений, ибо охватывают и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.

Налогом облагаются все стадии прохождения  сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется только с суммы добавленной в стоимость товара, в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.

Налоговая база - стоимость, добавленная  на каждой стадии производства и реализации товара. Добавленная стоимость (прирост стоимости) включает заработную плату с начислениями, амортизацию, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт, др. В цену входит общая сумма НДС, внесенная предпринимателем на всех стадиях продвижения товара к потребителю, таким образом, потребители являются единственным и конечным плательщиком этого налога.

Принятый налог взимается с  покупателя подавляющего большинства  товаров и услуг на каждой стадии их производства и продвижения к  конечному потребителю. При этом сумма налога, прибавляемая к стоимости товара, определяется исходя из его рыночной цены и установленной ставки налога. Общая стоимость изделий, включая налог, оплачивается потребителями на следующей стадии производства продукции и входит в ее себестоимость (формально счета-фактуры, предъявляемые продавцами к оплате, показывают покупателю отдельно цену товара и величину налога). В то же время налог, уплачиваемый предприятиями в бюджет, представляет собой разницу между налогом, включенным в стоимость товара (полученным с потребителя), и налогом, возмещенным изготовителям за поставку материалов и комплектующих изделий, Таким образом, налог рассчитывается пропорционально стоимости, добавленной на соответствующей стадии обработки.

Отечественная экономическая теория рассматривает показатель добавленной стоимости с точки зрения системы показателей национальных счетов. При этом добавленная стоимость подразделяется на чистый внутренний продукт (чистая добавленная стоимость) и валовой внутренний продукт (валовая добавленная стоимость). В общем виде чистый внутренний продукт определяется как сумма средств на оплату труда, включая отчисления на социальное страхование, прибыль и приравненные к ней доходы и косвенные налоги за вычетом субсидий. Валовой внутренний продукт исчисляется как сумма чистого внутреннего продукта и суммы потребленных основных фондов (износ основных фондов и недоамортизированная стоимость основных фондов).

В отечественной экономической  практике наиболее близким к показателю добавленной стоимости обработки является условная чистая продукция, определяемая как разность между валовой продукцией и стоимостью потребленных сырья, материалов, полуфабрикатов и др.

Вместе с тем эти показатели не тождественны по двум причинам. Во-первых, в силу различного содержания, вкладываемого в понятие общественного продукта у нас и рассчитываемого по методологии “Системы национальных счетов” (СНС). Во-вторых, различной методологией определения промежуточных производственных затрат. Поэтому вопрос о применении показателя добавленной стоимости обработки в плановой практике потребует проведения ряда предварительных исследований. Вопрос этот актуальный, так как многолетний опыт исследования показателя чистой продукции показал, что наиболее слабым звеном в его расчете является неотработанность методологии определения и учета материальных затрат.

Поэтому переход к показателю добавленной  стоимости в соответствии с методологией «Системы национальных счетов ООН», основанной на распределительном методе учета  затрат, может в значительной мере облегчить счет этого показателя, учитывая, что определение средств на оплату труда отличается у нас достаточной достоверностью.

При внедрении показателя добавленной  стоимости будут встречаться  трудности, связанные с различиями в системе бухгалтерского учета, отсутствием соответствующих счетов, на которых аккумулировались бы затраты предприятий, связанные с оплатой материальных и нематериальных услуг, а также различного подхода в вопросах оплаты нематериальных услуг (счетов научных организаций, расходов на спортивные, культурно-просветительные и другие мероприятия). Эти вопросы в принципе решаемы, однако потребуется реорганизация не только экономической работы, но и первичного, и бухгалтерского учета в направлении приближения их к международным стандартам.

Показатель добавленной стоимости  обработки в условиях рыночной экономики  носит универсальный характер. Кроме  использования в системе национальных счетов он является исходной базой  при формировании и реализации налоговой  политики государства.

Теоретически, показатель добавленной стоимости лежит в основе исчисления налога на добавленную стоимость. Этот налог представляет собой одну из основных форм изъятия в государственный бюджет части чистого дохода, созданного в процессе производства и реализации товаров  (работ, услуг). При этом в каждом звене производства и реализации товара изымается часть прироста стоимости, образующаяся в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену товара и вносится в бюджет по мере его реализации.

При этом, когда речь идет о приросте стоимости - подразумевается так  называемая добавленная стоимость  или иначе - стоимость, добавленная  обработкой. Она представляет собой  разность между стоимостью товара и материальными затратами на его производство.

Если, например, стоимость реализованной  продукции машиностроительного  завода составляет 56400 сом, а текущие  материальные затраты (без амортизации) в общей сумме затрат на производство и реализацию этой продукции составили 35400 сом, то добавленная стоимость, т. е. добавленная трудом работников данного предприятия, составляет 21000 тыс. сом, (56400 - 35400). Эту величину нельзя считать полностью вновь созданной стоимостью, так как в нее входит и сумма амортизации основных производственных фондов. Добавленная стоимость создается во всех звеньях, в которых осуществляется процесс производства и реализации продукции, и во всех этих звеньях ее часть изымается в госбюджет, если эти звенья имеют обособленную систему учета и самостоятельно реализуют товары, работы и услуги, даже если они не являются юридическими лицами.

Для исчисления НДС в соответствии с экономическим содержанием  этого показателя следовало из выручки  от реализации продукции предприятия  вычесть все его материальные затраты (на сырье, материалы, топливо, энергию, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты и производственные услуги сторонних организаций, оказанные данному предприятию и оплаченные им), нашедшие отражение в себестоимости реализованной продукции. Но сделать это в наших условиях технически крайне сложно. Так как система бухгалтерского учета затрат и себестоимости продукции построена у нас таким образом, что материальные затраты можно определить достаточно достоверно лишь в расчете на валовую продукцию (материальные затраты в общей сумме затрат на производство по элементам), а в расчете на товарную продукцию учет затрат ведется по калькуляционным статьям. Многие из этих статей являются комплексными (цеховые расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, потери от брака, общезаводские расходы, прочие производственные расходы, непроизводственные расходы), и выделить из них материальные затраты очень трудно.

Поэтому принят иной, упрощенный порядок  расчета НДС, который позволяет определить сумму налога без установления величины самой добавленной стоимости. Сущность этого порядка состоит в том, что сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разность между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги) и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, топливо, услуги. Стоимость которых, фактически отнесена (списана) в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения,  т. е. по аналогии с прежним налогом с продаж.

Плательщики от этого ничего не теряют, происходит лишь некоторое несовпадение во времени между периодом, в течение  которого были произведены материальные затраты, и периодом, в течение  которого были оплачены счета поставщиков  материалов, сырья, топлива, комплектующих и других изделий. Если, например, в январе поступили расчетные документы по оплате предприятием стоимости поступивших от поставщиков материалов, топлива на сумму 300 тыс. сом., то это не значит, что они будут использованы также в январе. Вполне возможно, что в январе материальные затраты на производство и реализацию продукции составили 270 тыс. сом. или, допустим, 320 тыс. сом. Во всяком случае, сумма оплаченных в январе счетов поставщиков материальных ресурсов и топлива несопоставима с выручкой от реализации продукции за январь.

Здесь допускается определенная условность, но она не ущемляет интересов предприятий  и не дает им никаких преимуществ: сумма налога, "переплаченная" в одном месяце, будет "сэкономлена" в другом и наоборот. Если взять длительный период, например год, то фактическая сумма платежа практически совпадает с теоретически рассчитанной. Поэтому можно считать, что принятый у нас упрощенный порядок расчета и более сложный метод, основанный на предварительном определении величины добавленной стоимости, дают один и тот же результат.

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета