Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

3) при проведении процедуры возмещения НДС налоговым органом  проводится большой объем работы обследования, что приводит к затягиванию сроков при подготовке материалов для возмещения  суммы НДС-  это в частности при проведении встречных проверок по поставщикам, где сумма НДС, подлежащая зачету составляет 5 и более процентов от общей зачетной суммы (на практике, где-то от 4-х и более встречных проверок по одному заявлению). Если поставщик находится в южном регионе или на дальнем  расстоянии от Бишкека, можно  ограничиться  подтверждениями по направленным запросам  о достоверности  счет-фактур от данных  территориальных УГНС или отдела контроля за счет-фактурами и акцизными марками ЦА ГНС.  И только при наличии сомнений в отношении достоверности счет-фактуры выписанных поставщиками проводить встречные проверки.

4) отсутствует четкий механизм  уменьшения суммы превышения  НДС и излишне уплаченных сумм  налогов недействующих предприятий,  по которым истек срок исковой  давности согласно статьи 58 Налогового кодекса КР,  которые  негативно влияют на рост переплаты и дают предпосылки использования ее налоговыми органами не по назначению и даже в корыстных целях, а также  после аннулирования регистрации по НДС.   

На основании вышеизложенного, нами предлагается: 

  1. внести изменения в  статью 278 НК, в целях снижении объема суммы превышения НДС и налоговой задолженности   дополнить словами « и на другие налоги»…после слов «по НДС на импорт товаров».  
  2. внести дополнения  в пункт 4 статьи 60 для приостановления процесса начисления пени за период проведения процедуры возмещения НДС: « а также возмещения суммы превышения НДС» после слов «взысканных сумм налогов.

3)  внести изменения в Положение  «О порядке обследования, возмещения  и возврата из бюджета суммы превышения налога на добавленную стоимость» утвержденного постановлением  ПКР №735 от 30.12.2008г по  упрощению процедуры проведения контрольных обследований по возмещению НДС (исключение при проведения обследований   по достоверности образования НДС  встречных проверок  по поставщикам, находящихся в отдаленных районах республики, и ограничиться  только получением подтверждающих ответов от  территориальных налоговых органов или отдела контроля за счет - фактурами  и акцизными марками центрального аппарата ГНС;

-только при наличии сомнений в отношении достоверности счет-фактуры выписанных поставщиками проводить встречные проверки. ;  

4) внести дополнения в Методическое  указание «О порядке ведения  в налоговых органах учета  налогов и платежей» - О порядке снятия суммы превышения НДС и излишне уплаченных сумм налогов с лицевой карточки налогоплательщика,  срок исковой давности  которых истек согласно статьи 58 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

5) систематизировать порядок просмотра бланков счет - фактур на веб сайте, объединить их в одну программу- аннулированных утерянных и похищенных бланков счетов –фактур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС

 

Основные направления в эволюции законодательства об НДС в странах, где этот налог существует, определяются стремлением, с одной стороны, усилить чисто фискальную функцию налога, а с другой, использовать его в целях стимулирования экономического развития. С этим связана наблюдающаяся почти во всех странах тенденция к расширению облагаемой базы налога, круга плательщиков и сокращению льгот.

Изменения правовой базы НДС позволяют  говорить о некоторых общих тенденциях, характеризующих эволюцию НДС.

 Во-первых, это более тщательное  и детализированное регулирование положений, касающихся международных аспектов действия НДС.

Во-вторых, это стремление приспособить законодательство об НДС к новым  условиям рынка и рыночных отношений.

В-третьих, это тенденция к расширению налогооблагаемой базы и усилению фискальных функций налога. Вместе с тем, наблюдается определенная попытка усилить роль НДС в качестве инструмента стимулирования производства и инвестиций

Однако практика применения налога на добавленную стоимость ставит практически все страны, применяющие  НДС, перед необходимостью дифференциации ставок налога для достижения социальных, перераспределительных целей и обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Почти все страны применяют более низкие ставки НДС на товары (услуги), потребление которых важно для низкодоходных групп, и более высокие, чем стандартные ставки, на отдельные блага и предметы роскоши, потребляемые в основном высокодоходными категориями населения. Следовательно, вносится элемент прогрессивности налога в зависимости от потребления и уменьшается его регрессивность в зависимости от дохода.

Проделанный в работе анализ позволяет  сделать следующие выводы. С переходом  Кыргызстана на рыночный метод хозяйствования налоги стали основным инструментом финансового регулирования экономики. С введением в 1996 году, а также принятием новой редакции Налогового Кодекса была сформирована действующая на сегодняшний день налоговая система Кыргызской Республики.   

Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой  практике. Уже более 6 лет действует в Кыргызской экономике налоговая система, что позволяет, опираясь на практику сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы - соответствует ли она условиям переходного периода. Учитывает ли она реальные экономические условия, в которой проводятся рыночные преобразования. Выполняет ли она заданные ей функции. Положительно ответить на эти вопросы можно с известной долей оптимизма.

Налог на добавленную стоимость  является одной из самых важных и самых сложных для исчисления налогов. В основу исчисления данного налога положено понятие "добавленной стоимости". Западная концепция НДС определяет добавленную стоимость как вознаграждение. Таким образом, налог рассчитывается пропорционально стоимости добавленной на соответствующей стадии обработки.

Ответственная практика рассматривает  показатель добавленной стоимости  как разность между стоимостью товара и материальными затратами на его производство. Однако в наших  условиях технически крайне сложно выделить все материальные затраты на его производство.

Основываясь на проведенном анализе  можно сделать следующие предложения  по совершенствованию действующей  практики взимания НДС в Кыргызской Республике:

1. Упорядочить огромное количество  законодательных актов инструкций и других нормативных документов;

2. Значительным изменениям необходимо  подвергнуть систему определения  объекта налогообложения и налоговой  базы;

3. Одним из необходимых условий  становиться четкая регламентация  зачета авансового налога на основании счетов-фактур;

4. Необходимо ввести дифференцированные  ставки НДС в зависимости от  вида деятельности, как это применяется  фактически во многих странах  использующих НДС;

5. Сильно по деятельности предприятий  бьет не столько ставка НДС  а сколько его жесткое администрирование, можно пересмотреть и эту важную деталь в обложении НДС;

6. И последнее чтобы все предприниматели  находились в единой налоговой  среде необходимо свести к  минимуму налоговые льготы предоставляемые  некоторым предпринимателям.

Анализ чисто фискальной стороны  действия НДС подтверждает лишь положение  о переносе тяжести налогового бремени  и источников формирования бюджета  в условиях действия свободных цен  на косвенные налоги, которыми облагаются средства, расходуемые на приобретение. Но опять же надо быть большим оптимистом, чтобы даже с точки зрения чистого фиска говорить об идеальности действующей налоговой системы: ведь она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства и конверсией военной промышленности. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. В то же время весьма спорно утверждение, что действующая налоговая система не препятствует развитию предпринимательства. Что налоговое бремя не очень велико и не приводит к изучению опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качеств налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы.

Мировой опыт говорит, что изъятие  у налогоплательщика до 30-40% его  дохода - вот тот порог, за пределами  которого начинается процесс сокращения сбережений и тем самым и инвестиций в экономику.

Если ставки налогов и их число достигают такого уровня, что забираются более 40-50% доходов налогоплательщика, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативы и расширению производства. Нынешний уровень изъятия средств у налогоплательщика исправлено платящего установленные налоги, находится, к сожаленью, за пределами той границы, за которой начинает падать интерес к производству. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности кыргызской налоговой системы, которая обязывает сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков, а также специфику формирования налоговой базы.

К сожалению, сегодня на лицо ясно неравномерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. Что здесь имеется в виду? В принципе налоговая система построена так, что перед ней все равны. Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, скажем по формам собственности или территориальному расположению. Однако весь упор работы налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которые легко проверить. Поэтому некоторые налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, а другие или минимальную, или вообще не платят налогов.

Говоря о налоговом бремени  в Кыргызстане, зачастую сравнивают величину ставок основных видов налогов  с установленными ставками аналогичных  налогов в западных странах. Действительно  ставки НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц в Кыргызстане находятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня отдельных стран. Но к сожаленью такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в Кыргызстане более широкая и вследствие чего существенно больше величина уплачиваемых налогов.

Налоговая система Кыргызстана, скопирована  в основном из западных моделей, несмотря на попытки привязать их к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы - простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований - приемлемость для большинства членов общества.

Одна из основных бед налоговой  системы Кыргызстана заключается  в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Существуют нарекания по поводу слишком частых изменений налогового законодательства. Но без эти поправок невозможно обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства - все эти причины требуют, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Другое дело все "новшества" не всегда оправданы.

Узким местом существующих налоговых отношений являются недостаточно четкие и ясные положения нормативных документов. На повестке дня - принятие четких правил ведения изменений налогового законодательства, установления или отмены налогов. Необходимо законодательно закрепить, что введение новых или отмена действующих налоговую, а также изменения правил их взимания осуществляются одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и иные нормативные акты по налогам.

В готовящиеся проектах поправок в налоговые законы предусмотрено: решение о введение новых налогов и сборов вступает в силу не ранее следующего календарного года, а изменения ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы. Предусматриваются также, что официальное толкование налоговых норм осуществляется исключительно органом, их принявшим. Немаловажное значение имеет устранение порочной практики издания многочисленных разъяснений писем и телеграмм.

Нереально сегодня и усиление и  ослабление налогового пресса. Рост налогового давления может привести только к дальнейшему свертыванию производства, или уходу его в теневой бизнес, следовательно, к падению поступлений налогов. Ослабление же налоговой нагрузки невозможно до тех пор, пока не будет решена проблема улучшения собираемости налогов. Сейчас важнее, в пределах сегодняшних сумм налогов, собираемых в государственную казну, усилить их косвенную роль, ослабить те элементы, которые "душат" товаропроизводителя, снижают его заинтересованность в росте инвестиций и расширении материального производства. Как показал анализ доходной части государственного бюджета Кыргызской Республики основную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги, такие как НДС.

Формирование доходной части государственного бюджета является достаточно сложным, так как основной нагрузкой ложится НДС. Наши законодатели пытаются рассмотреть снижение ставок. Например, в России НДС изымается по пониженной ставке, которая применяется к производственным предприятиям, которые производят продукты питания. А в налоговой системе Франции, которая может гордиться своей системой применения косвенных налогов. Как было изложено выше НДС во Франции облагаются по 3-м ставкам повышенная, пониженная и основная. Устанавливая пониженную ставку НДС государство поддерживает определенный сектор экономики, например производство продовольственных товаров. Помимо дифференциации по секторам, установили дифференцированную ставку по объему товарооборота. Если товарооборот предпринимателя не превышает 70 тысяч франков то к ним применяются самые низкие ставки НДС, тем самым государство защищает малый бизнес в стране. Все эти доводы приводят мысли о том что, пока мы не будем делать попытку изменения ставок, налоговая система не будет меняться. Мы должны стремиться к снижению ставок косвенных налогов, или хотя бы постараться ввести дифференцированные ставки. А по мере развития экономики и вообще свести к минимуму косвенные налоги, потому что, в конечном счете, мы покупатели товаров и услуг.

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета