Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

Налог добавляется к продажной  цене товара, но указывается отдельно. Смысл компенсации налога на добавленную  стоимость заключается в том, чтобы облагать этим налогом на каждой стадии производства сумму заработной платы, ренты, прибыли и других факторов производства.

Продавец при покупке товаров  для своего производства получает компенсацию  от государства на любую сумму  налога, которую он уплачивает своим  поставщикам. Смысл этого механизма  состоит в том, чтобы переложить уплату налога через все стадии производства и распределения товара на конечного потребителя, который уплачивает его в форме части продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. В отличие от налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечные доходы государства не зависят от количества промежуточных производителей.

На первый взгляд представляется, что НДС платят предприятия, изготовляющие и реализующие свою продукцию. Но в действительности НДС - налог на конечного потребителя, главным образом его платит население и в меньшей мере предприятия. Таким образом, НДС в основном нейтрален по отношению к предприятиям - изготовителям продукции. Это верно в том смысле, что НДС не увеличивает у предприятий - изготовителей продукции затрат на ее производство и реализацию, они перекладывают его на потребителей, заказчиков их продукции, пока не доходит очередь до конечного потребителя, который использует приобретенную продукцию, а не перерабатывает или обрабатывает ее.

Таким конечным потребителем является, прежде всего, население, оплачивающее преобладающую часть НДС, затем - непроизводственная сфера в той  мере, в какой она не производит и не реализует платных услуг (в этом случае НДС "перекладывается" на потребителей, покупателей этих услуг). Однако считать НДС "нейтральным" по отношению к предприятиям нельзя, в ряде случаев они являются конечными потребителями продукции и услуг, а поэтому и реальными плательщиками налога (а не только сборщиками его). Кроме того, НДС удорожает продукцию для потребителей и поэтому затрудняет ее реализацию, сужает рынок сбыта.

Выделение добавленной стоимости  в каждом звене производства и  реализации имеет большое значение:

-четко ограничиваются все элементы  цены товара, что побуждает производителя  снижать издержки производства;

-в процессе расчетов по налогу  государство получает сведения  о темпах оборачиваемости промышленного  и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;

- государству поступают доходы  еще до реализации товара населению,  практически единственному и  конечному плательщику полной  суммы налога.

Налог является обязательным платежом от доходов оборотов, получаемых юридическими и физическими лицами, и включает в себя сборы, госпошлины или любые другие обязательные платежи (кроме штрафов, возврата домов, оплата за товары, услуги и выполненные работы) в пользу государственного бюджета.

Право введения или отмены налогов на территории КР принадлежит исключительно Жогорку Кенешу КР.

Все предлагаемые проекты внесения поправок в Налоговый кодекс подлежат предварительной Экспертной оценки Министерства финансов и экономики  КР до их рассмотрения Правительством и Жогорку Кенешом.

  • 1.3. Характеристика основных элементов НДС

Основные направления в эволюции законодательства об НДС в странах, где этот налог существует, определяются стремлением, с одной стороны, усилить  чисто фискальную функцию налога, а с другой, - использовать его в целях стимулирования экономического развития. С этим связана наблюдающаяся почти во всех странах тенденция к расширению облагаемой базы налога, круга плательщиков и сокращению льгот.

Похожие тенденции характеризуют  развитие законодательства об НДС в Кыргызстане. Однако у нас оно происходит в специфических условиях. Прежде всего, это связано с переходом к новой системе рыночных отношений, а также с решением задач интеграции страны в систему мировых экономических связей.

Национальное  законодательство об НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Со времени принятия первого закона об НДС до середины 1996 года (принятие Налогового кодекса КР) было издано более 10 законодательных актов, вносивших изменения и дополнения в закон (иногда радикальные). Не меньше изменений было внесено и в редакцию Налогового кодекса КР.

Изменения правовой базы НДС позволяют  говорить о некоторых общих тенденциях, характеризующих эволюцию НДС в  Кыргызстане. Во - первых, это более  тщательное и детализированное регулирование положений, касающихся международных аспектов действия НДС. Во - вторых, это стремление приспособить законодательство об НДС к новым условиям рынка и рыночных отношений. В - третьих, это тенденция к расширению налогооблагаемой базы и усилению фискальных функций налога. Вместе с тем, наблюдается определенная попытка усилить роль НДС в качестве инструмента стимулирования производства и инвестиций.

Документом, определяющим порядок взимания НДС, первоначально, в КР был Закон Кыргызской Республики «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 17 декабря 1991 года №660-XII» (с последующими изменениями и дополнениями).

Первоначальная редакция этого  закона содержала следующее определение  НДС: «Он представляет собой форму  изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров,  работ  и  услуг  (далее  - товары (работы,  услуги)), и вносится в бюджет по мере их реализации».

Из анализа данной нормы следует, что законодатель установил лишь общее понятие налога, из которого неясно - как же он будет взиматься.

Более поздняя редакция в данном законе определила и общий механизм исчисления НДС: «Налог представляет собой  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

Такая формулировка отражает далеко не все случаи исчисления НДС, поэтому данное определение необходимо рассматривать как всего лишь понятие налога, которое может меняться в зависимости от того, какой существенный признак будет положен в его основу.

Первый элемент любого налога, в  том числе и НДС, - определение  субъекта обложения. Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость. Оно обозначает налогового субъекта, под контролем которого находятся все экономические объекты - товары,  услуги, подлежащие обложению этим налогом. Только этот субъект несет ответственность перед налоговыми органами, ведет соответствующий бухгалтерский учет, имеет право на зачет авансового налога, обязан выставлять счета по требованию своих клиентов, выделяя сумму налога в счете отдельной строкой, имеет право на  отдельные льготы по налогу, и только оборот этого субъекта подлежит обложению НДС. Характерно, что во всех системах западноевропейского налогового законодательства таким субъектом - налогоплательщиком - является - не  предприятие, а предприниматель.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

В качестве таковых названы организации и индивидуальные предприниматели. Иначе говоря, к облагаемым субъектам были отнесены все хозяйствующие субъекты осуществляющие поставки равные или превышающие установленный Правительством КР регистрационный порог по НДС. Первоначально установленный порог равнялся 300 тыс.сом, и на сегодня он составляет 4 млн.сом.

Налогоплательщики, как организации, так и индивидуальные предприниматели, при соблюдении условий, установленных НК КР, могут получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.

Субъект, у которого общий годовой  облагаемый оборот ниже регистрационного порога, имеет право добровольно  зарегистрироваться как плательщик НДС. В данном случае все требования, установленные нормативными правовыми актами, применяются к такому субъекту, как к субъекту, который обязан зарегистрироваться, при этом срок такой регистрации должен быть не менее двух лет или до момента прекращения деятельности, в зависимости от того, что будет иметь место ранее.

Если у субъекта общая сумма  облагаемого оборота превысила  регистрационный порог при осуществлении  им облагаемых поставок или облагаемого  импорта товаров менее чем  за 12 календарных месяцев, то ему  предъявляется требование о регистрации как плательщика НДС. Облагаемый субъект обязан зарегистрироваться в течение месяца по истечении периода, превысившего требуемый регистрационный порог. Регистрация вступает в силу с даты получения регистрационной формы по НДС. Например, субъект, превысивший регистрационный порог в августе, обязан зарегистрироваться в течение сентября, а регистрация вступает в силу с даты получения регистрационной формы. Следовательно, поставки, осуществленные субъектом до даты получения регистрационной формы, обложению НДС не подлежат, независимо от суммы. Право на зачет НДС возникает по материальным ресурсам, приобретенным с даты получения регистрационной формы. НДС по материальным ресурсам, приобретенным до даты получения регистрационной формы, относится на себестоимость.

Субъект, планирующий начать экономическую  деятельность и намеренный осуществлять облагаемые поставки, может зарегистрироваться как плательщик НДС предварительно, до осуществления какой-либо поставки. Данная регистрация будет проверяться ежегодно налоговой службой и будет аннулирована в том случае, если намерение об осуществлении поставок прекращается.

Налоговый орган имеет право  зарегистрировать субъект как плательщика  НДС в случае, если он не обращался  с заявлением о регистрации, при доказательстве, что данный субъект должен быть зарегистрирован.

Если субъект является физическим или юридическим лицом - нерезидентом, осуществляющим экономическую деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, или без образования  постоянного учреждения, и его облагаемые поставки превышают регистрационный порог, то ему необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика. На указанных субъектов также распространяются все положения Налогового кодекса по добровольной регистрации по НДС.

Принятое в западноевропейских странах понятие предпринимателя-плательщика  НДС имеет самый широкий смысл  и охватывает максимально  возможное  число потенциальных налогоплательщиков, создавая широчайшую налоговую базу НДС. Вместе с тем ясность понятия и его признаков надежно определяют права налогоплательщиков и позволяют рассчитывать на их лояльность к налогу и сотрудничество с государственными органами при взимании НДС.

В эволюции отечественного законодательства об НДС проявилась тенденция к расширению круга плательщиков. В соответствии с первым законом об НДС в число плательщиков входили юридические лица, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, а также иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность на территории Кыргызстана. Однако в число плательщиков не были включены предприятия, импортирующие товары на территорию Кыргызской Республики. Но уже почти через год после введения закона в действие был принят закон, согласно которому субъектами обложения стали предприятия, импортирующие товары на территорию Кыргызстана.

Второй элемент налога на добавленную  стоимость - объект обложения и связанное  с ним определение основы налога - облагаемой базы. Статья 226 НК КР гласит, что налогоплательщиком НДС является облагаемый субъект, а также субъект, осуществляющий облагаемый импорт, а статья 231 устанавливает объект налогообложения НДС:

1) облагаемые поставки;

2) облагаемый импорт.

В развитии отечественного законодательства об НДС отмечается свойственная всем странам тенденция к расширению сферы действия налога за счет включения в налоговую базу новых видов товаров и услуг. В Кыргызстане в число объектов обложения входит не только предоставление товаров и оказание услуг, но и выполнение работ. Первый закон об НДС ограничивал перечень объектов только оборотами по реализации товаров, работ и услуг на территории страны. Позднее к числу облагаемых оборотов были отнесены также товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республике.

Пример: в стоимость работ по ремонту помещения включается стоимость материалов, приобретенных для ремонта, следовательно, объем облагаемой поставки складывается из стоимости работ и стоимости используемых материалов.

При поставке услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказанной услуги, в том числе посреднической.

Поставка товаров, связанная с  оказанием услуг, является частью оказанных  услуг.

Налогоплательщик также оказывает  услуги, если он:

а) производит товары для другого субъекта, используя его сырье (давальческое сырье);

б) сдает товары на прокат (в аренду);

в) согласен за оплату воздержаться от какой-либо деятельности, переуступить или отказаться от какого-либо права.

В соответствии с западноевропейской концепцией НДС облагаемый оборот подразделяется на следующие  виды:

- поставки товаров  (услуг) и другие коммерческие  операции, осуществляемые в процессе  любой предпринимательской деятельности;

- собственное потребление  товаров (услуг) на непредпринимательские цели (личные, семейные т. п.) в процессе осуществления предпринимательской деятельности, которое может выступать в разных формах (как изъятие товаров в целях личного потребления, продажа товаров или оказание услуг своим работникам, натуральная оплата труда, специальные затраты на непредпринимательские цели);

- импорт  товаров.

Перечисленные виды облагаемого  оборота охватывают практически  все возможные случаи коммерческого  оборота и обеспечивают самую  широкую основу обложения. Следует  подчеркнуть, что западные понятия облагаемого оборота в отличие от отечественного - обороты по реализации - носят более широкий и всеохватывающий характер, и в то же время виды облагаемого оборота четко конкретизированы.

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета