Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:23, дипломная работа

Описание работы

Главной стратегической целью кыргызского общества в новом XXI веке является повышение уровня и качества жизни населения, преодоление бедности на основе обеспечения устойчивого экономического развития, усиление социальной ориентации проводимых рыночных преобразований. Достижение этой цели предполагает направление всей политики страны на интересы и потребности граждан Кыргызстана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы налога на добавленную стоимость (НДС)
1.1. Историко-экономические аспекты возникновения и развития НДС
1.2. Социально-экономическая сущность и значение НДС
1.3. Характеристика основных элементов НДС

Глава 2. Анализ поступления НДС в доход государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Становление НДС в системе налогообложения республики
2.2. Динамика поступлений НДС в бюджет государства
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС в Кыргызской Республике
3.1. Проблемы зачета, возврата и возмещения суммы НДС из государственного бюджета
3.2. Перспективы дальнейшего администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема НДС.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

Для упрощения администрирования НДС необходимо решить вопрос по обмену информацией по внешнеторговым операциям между государствами СНГ. Одним из важных вопросов является введение единых ставок по НДС в рамках государств Таможенного Союза и стран СНГ. В настоящее время таможенные органы, как и налоговые органы, осуществляют налоговое администрирование в соответствии с Налоговым Кодексом Кыргызской Республики. После прохождения налогоплательщиками таможенного оформления, уплаты ими налогов и платежей при пересечении таможенной границы, дальнейший контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, осуществляемый налоговыми органами, затруднен, так как администрирование одних и тех же налогов осуществляют два разных ведомства, при этом в налоговых и таможенных органах отдельно ведется учет НДС и акцизов по одним и тем же субъектам, в соответствии с которым налогоплательщику приходится выполнять свои обязанности по исчислению и уплате указанных налогов в разных ведомствах. Кроме того, указанными ведомствами самостоятельно проводятся проверки хозяйствующих субъектов, зачастую одних и тех же, возникают многочисленные споры с налогоплательщиками из-за неодинаковой правоприменительной практики при осуществлении администрирования этими ведомствами. Указанная выше ситуация создает многочисленные проблемы и в первую очередь налогоплательщикам, требует больших затрат.

 

 

 

 

 

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию роли НДС в налоговых поступлениях Кыргызской Республики как одного из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить.

      В результате рассмотрения  и анализа действующей практики  исчисления, взимания и сущности  НДС в КР можно сделать следующие  выводы.

1. НДС является сравнительно  молодым налогом. Он был разработан  экономистом  М. Лоре в середине  ХХ века и впервые веден во Франции в1958 году. Исторически НДС предшествовал сходный с ним по характеру налог с оборота, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Впоследствии налог с оборота уступил место налогу на добавленную стоимость, как более приспособленному к рыночным условиям хозяйствования.

Широкое распространение НДС получил  благодаря подписанию в 1957 году в  Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.

2. Широкое распространение НДС  в зарубежных странах с рыночной  экономикой создало почву для  появления его в Кыргызстане. 

Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и  обращения. Следует отметить, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

НДС относится к общереспубликанским  налогам и действует на всей территории КР. Согласно Закону «О НДС» налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

С появлением НДС и акцизов в  налоговой системе КР косвенные  налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов  в бюджет. В консолидированном  бюджете КР поступления от НДС  уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов.

В тоже время в бюджете КР налог  на добавленную стоимость стоит  на первом месте, превосходя по размеру  все налоговые доходы. Несмотря на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

4. Плательщиками данного налога  являются юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Объектами обложения по НДС выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории КР, а также ввозимые товары в соответствии с режимом импорта. Налогооблагаемая база (облагаемый оборот) по НДС - это количественное выражение объекта налога, она выступает основой при исчислении суммы налога, подлежащего внесению в бюджет. Облагаемый оборот, в отличие от объекта, формируется по специальным правилам. Это связано со спецификой нашего рынка в переходный период. Необходимо отметить, что согласно действующему налоговому законодательству, некоторые хозяйственные операции, а следовательно, и возникающие при этом обороты, не подлежат обложению НДС. Об этом, в частности сказано в п.10 Инструкции №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

5. При обложении налогом на  добавленную стоимость предусматривается  широкий спектр налоговых льгот,  действующих на всей территории  КР.

Льготы по НДС действуют по двум направлениям. С одной стороны, являясь косвенным налогом, НДС затрагивает прежде всего конечного потребителя товаров, работ, услуг, поэтому ослабление налогового бремени с помощью льгот содействует повышению платежеспособного спроса населения. С другой стороны, этот налог в условиях рынка обеспечивает предприятиям повышение конкурентоспособности в связи со снижением цен на сумму льгот.

6. Важнейшим элементом налога, без которого невозможно исчисление  суммы налогового платежа, является  ставка. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке, они едины и действуют на всей территории КР.

7. Применяемый в настоящее время  порядок исчисления налога на  добавленную стоимость очень  сложен. Он тесно связан с учетной  политикой предприятия, содержанием бухгалтерского и налогового учета. Он также зависит от вида деятельности налогоплательщика и назначения проводимых им хозяйственных операций. НДС, подлежащий уплате в бюджет определяется как разница между НДС, полученным от покупателей и НДС, уплаченным поставщикам.

Необходимо отметить, что для  правильного исчисления налога на добавленную  стоимость большое значение имеет  корректное, с соблюдением требований налогового законодательства составление  расчетных (учетных) документов. Согласно существующему ныне правилу, сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм НДС, и на них делается надпись или ставится штамп «Без НДС». Однако с 1 января 1997г. все налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС, так и необлагаемых, должны выписывать счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок.

Что касается сроков уплаты налога на добавленную стоимость  и представления расчетов, то они  зависят от фактических объемов  реализации за отчетный период.

  • Выводы и предложения

 

Изучив данный налог можно заключить, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками. К преимуществам относятся:

1. НДС выступает фактором, регулирующим  размер цены.

2. Налог является постоянно поступающим  и стабильным доходом государства.

3. НДС отличается простотой взимания.

4. НДС выступает фактором, который  заставляет ликвидировать лишние звенья хозяйствования.

5. Налог обладает механизмом  взаимной проверки плательщиками  налоговых обязательств.

Недостатки:

1. Налог является фактором, сдерживающим развитие производства, что уменьшает гибкость и адаптивность  производства. Это является особенно опасным для переходных экономик, которые требуют значительных структурных изменений. НДС в большей мере, чем оборотные налоги, уменьшает количество собственных оборотных средств предприятия, крайне необходимых при нынешних условиях украинским предприятиям

2. НДС является фактором, стимулирующим  инфляцию. Это существенно увеличивает  цену товара, что особенно ощутимо  влияет на товары первой необходимости.  Следовательно, НДС ухудшает положение  социально незащищенных слоев  населения.

3. НДС - социально несправедливый  налог, т. к. он не зависит  от платежеспособности плательщика.  НДС перекладывает налоговое  бремя на потребителя. 

4. НДС, который применяется  в соединении с налогом на  прибыль предприятий, вынуждает  производственников скрывать свою прибыльность, искусственно завышая себестоимость. Это, в частности, является причиной неконкурентноспособности отечественной продукции на внешних рынках.

Таким образом, НДС прежде всего  выполняет регулирующую функцию. Об этом свидетельствует и доля НДС в общих налоговых поступлениях стран Европы, что составляет от 5 до 8 %. Вместо этого в Кыргызстане эта доля составляет более 30 % от всех налоговых поступлений, что также объективно доказывает преждевременность введения этого налога. Необоснованное введение НДС стало одной из главнейших причин спада производства.

В результате изучения системы налогообложения  можно сделать следующие выводы:

- в нашей стране необходимо  принять четкую, ясную и хорошо  отлаженную налоговую систему.  Некоторые наработки уже есть, но остается не решенными вопросы автоматизации и ускорения документооборота в целом и конкретно по бухгалтерскому учету и отчетности, проблемы двойного налогообложения;

- необходимо создать условия  для исполнения законов о налогах,  ведь актуальной стала задолженность многих организаций и предприятий бюджету, а иногда и просто уклонение от уплаты налогов. Причин много: это и взаимные неплатежи, и кризисы свободных активов и т.п., но не последней проблемой здесь выступает просто элементарная сложность и запутанность налоговой системы, когда налогоплательщик, будь-то физическое или даже юридическое лицо - не могут “понять” за что же и как им платить налоги.

Поэтому я считаю, что необходимо как можно скорее  принять налоговый  кодекс, которые должен уменьшить налоговое давление на субъектов экономической деятельности и главным образом и дать возможность:

    • расширить базу налогообложения;
    • резко сузить возможность уклонения от налогообложения;
    • уменьшить отток капитала в теневой сектор экономики;
    • значительно упростить систему ведения учета и отчетности предприятий;
    • упростить налоговым органам процедуру проверки правильности уплаты налогов;
    • увеличить экономическую заинтересованность в уменьшении производственных затрат;
    • экономически заинтересовать предприятия в увеличении прибыли.

А также часто приходится сталкиваться с противоречиями некоторых статей данного Закона с другими законодательными актами, для уточнения этих моментов Государственной налоговой инспекции  приходится постоянно опубликовывать разъяснительные письма, которые не всегда в пользу предпринимателей.

Снижение налоговой ставки позволит значительно снизить цену на продукцию, что приведет к повышению покупательской способности, начнется развиваться  сфера услуг, появятся новые рабочие  места и главным образом это приведет к развитию производства в стране. А с развитием производства увеличатся поступления в бюджет. Увеличение объема собственных оборотных средств предприятий будут стимулировать реинвестиции, модернизацию и рост производства.

       Оживление инвестиционной деятельности будет содействовать оздоровлению финансового рынка, снижению стоимости банковского кредита и позволит снизить ставку рефинансирования. В свою очередь, это будет стимулировать дальнейшие инвестиции и приведет к росту ВВП.   

В результате высвобождения оборотных средств предприятия и действия реальных механизмов, заложенных в Налоговом кодексе (в частности, существенного повышения минимальной заработной платы и необлагаемого минимума доходов граждан) ожидается рост реальной заработной платы в 2 – 2,5 раза. Это приведет к росту реальной покупательной способности населения и следовательно - внутреннего спроса

 Таким образом, государство  само должно быть заинтересованно  в снижении налогового бремени  и в стимулировании предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Администрирование налогов, под ред. Фирмы «Комп ЛТД» руководитель Усенков Н.В. Бишкек 1997г.
  2. Закон КР "Об основах налоговой системы в КР"
  3. Инструкция «О порядке отчисления и уплаты акцизного налога по товарам и налога на добавленную стоимость по облагаемым поставкам» от 05-01/459 от 16.12.1997г. Бишкек 1997г.
  4. .
  5. Постановление "О создании и использовании единой информационной базы данных налогоплательщиков и плательщиков социальных и страховых взносов" №105 от 26.02.99г.

Информация о работе Становление и развитие НДС в КР и его место в обеспечении доходной части республиканского бюджета