Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогов, а также принципов и концепции налогообложения на современном этапе развития рыночной экономики. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- анализ исторических предпосылок появления и развития налогообложения в Российской Федерации;
- изучение экономической сущности налогов, их классификации, принципов и функций налоговой системы;
- исследование роли налогов в экономическом развитии страны;
- анализ проблем современного налогообложения России;
- изучение направлений совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ
И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………....……........5
1.1 История появления и развития налогообложения в России…….....5
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...9
1.3 Принципы и функции налогообложения…………………………..15
2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…………………………………………....22
2.1 Концептуальные основы политики Российской Федерации
в области налогообложения....................................................................................22
2.2 Роль налоговой системы в экономическом развитии страны…….25
3. НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………..………………….............30
3.1 Проблемы современного налогообложения в России…………….30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации…………………………………………….................…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения.doc

— 261.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ

И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………....……........5

1.1 История появления и развития налогообложения в России…….....5

1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...9

1.3 Принципы и функции налогообложения…………………………..15

2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…………………………………………....22

2.1 Концептуальные основы политики Российской Федерации

в области налогообложения....................................................................................22

2.2 Роль налоговой системы в экономическом развитии страны…….25

3. НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………..………………….............30

3.1 Проблемы современного налогообложения в России…………….30

3.2  Направления совершенствования налоговой системы

Российской  Федерации…………………………………………….................…..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………....…..40

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

В  условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Современная налоговая система РФ практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. Это был первый шаг на пути  перехода от административно-командной системы налогообложения к рыночной. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в девяностые годы, следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. В конце девяностых годов завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики  и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста на практике получился дальнейший спад в реальном секторе экономики. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Далее последовал выпуск целого ряда законопроектов в области налогообложения, которые были признаны исправить ситуацию. В 2002 году все они были объединены в Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей, который действует, и по сей день.

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогов, а также принципов и концепции налогообложения на современном этапе развития рыночной экономики. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- анализ исторических предпосылок появления и развития налогообложения в Российской Федерации;

- изучение экономической сущности налогов, их классификации, принципов и функций налоговой системы;

- исследование роли налогов  в экономическом развитии страны;

- анализ проблем современного налогообложения России;

- изучение направлений совершенствования налоговой системы РФ.

Методологической основой написания курсовой работы выступили нормативно-правовые акты по налогам и налогообложению, монографии отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также материалы специальных изданий и периодической печати.


1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

1.1 История появления и развития налогообложения в России

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они известны очень давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И,  государство берет в свои руки все функции, и,  наконец, третий, современный, этап  установления и взимания налогов, ибо правота обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной.

Финансовая система Руси стала складываться несколько позже. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: «по черной кунице с жилья». Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Известно, что в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.  Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа»  за преступления.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками  хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга»  помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел дань с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы и т.д. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.  Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, налоги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и другие.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого. В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением государства. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами.

При преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета и Петр III не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Так же была преобразована система управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные Казенные палаты, которые просуществовали до XX в., хотя отдельные их функции подвергались изменениям.

В двадцатом веке в развитых странах сложилась довольно схожая структура налогообложения, состоя­щая обычно из таких платежей, как подоходный налог с населения, налог на корпорации, акцизы, налоги на предметы потребления, взносы на социальное страхо­вание, разнообразные другие сборы.

Во времена СССР налоговая система была кардинально преобразована, так как плановая экономика не предполагала наличие частной собственности, а налоги, взимаемые с государственных предприятий, переходили государству. Следовательно, в них не было особой необходимости, так как прибыль всех предприятий в полном объеме направлялась в государственный бюджет. Полномасштабно функционировали только налоги с физических лиц.

В 1992-1994 гг. налоговая система РФ по сравнению с советской налоговой системой претерпела существенные изменения. Главным изменением налоговой системы стало то, что основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. И сегодня налоговая система не стоит на месте. Она подвергается систематическим преобразованиям, изменяясь в интересах граждан и государства.

1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация

 

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Информация о работе Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения