Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогов, а также принципов и концепции налогообложения на современном этапе развития рыночной экономики. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- анализ исторических предпосылок появления и развития налогообложения в Российской Федерации;
- изучение экономической сущности налогов, их классификации, принципов и функций налоговой системы;
- исследование роли налогов в экономическом развитии страны;
- анализ проблем современного налогообложения России;
- изучение направлений совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ
И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………....……........5
1.1 История появления и развития налогообложения в России…….....5
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...9
1.3 Принципы и функции налогообложения…………………………..15
2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…………………………………………....22
2.1 Концептуальные основы политики Российской Федерации
в области налогообложения....................................................................................22
2.2 Роль налоговой системы в экономическом развитии страны…….25
3. НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………..………………….............30
3.1 Проблемы современного налогообложения в России…………….30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации…………………………………………….................…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

8. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

10. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным.

Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов.

3.2  Направления совершенствования налоговой системы

Российской  Федерации

 

Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его крайним несовершенством. Изменения требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.

Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и различных экономических режимах, а также, учитывая определенную адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, необходимо осуществить не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидация перекосов внутри налоговой системы, и в итоге  на основе формирования единой налоговой правовой базы и установления в России единого налогового правового порядка  создание рациональной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее стабильности и предсказуемости.

Актуальным и наиболее сложным на сегодняшний день является вопрос о налоговом федерализме, о распределении полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При рассмотрении этих вопросов необходимо найти такое решение, которое смогло бы обеспечить оптимальное сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов. В общей части Налогового кодекса полномочия в налоговой сфере распределяются между уровнями власти и местным самоуправлением исходят из того, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы РФ, влияющей на функционирование и развитие единого рынка России. При этом предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия всех элементов единой налоговой системы Российской Федерации.

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории.

Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов должно воспрепятствовать процессу формирования несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества и способствовать сохранению единого Российского государства.

Большинство федеральных, региональных и местных налогов, сохранив или изменив незначительно свои названия, должны быть изменены по существу. В первую очередь это относится к налогу на прибыль предприятий. Необходимо перейти от действующего порядка расчета себестоимости к той схеме исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, которая используется в большинстве стран, т.е. от калькуляции себестоимости перейти к системе определения затрат за рассматриваемый период. При этом из выручки должны вычитаться все деловые расходы, связанные с ведением бизнеса, за исключением специально оговоренных и не подлежащих вычету при налогообложении либо принимаемых к вычету в ограниченных размерах.

Также следует изменить механизм начисления амортизации. Вместо индивидуальной амортизации каждого амортизируемого объекта следует использовать распределение всех основных средств и нематериальных активов по нескольким группам. При этом будет определяться и амортизироваться суммарный баланс каждой такой группы. За счет сокращения сроков амортизации и использования нелинейной амортизации предприятия получат возможность эффективно и в течение первых месяцев или лет списать большую часть затрат, связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов.

Формирование рациональной и нейтральной налоговой системы, ее упрощение необходимо осуществить, отменив налоги, тормозящие либо искажающие побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Налоги, уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличия реальной прибыли у предприятия, а также создают кумулятивный эффект  чем больше этапов от начальной до конечной стадии производства продукции, тем больше общая сумма таких налогов.

Также следует отменить налоги, дающие незначительные поступления, а также налоги, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Это, например, налог на операции с ценными бумагами и налог на транспортные средства и другие.

Рациональность в налоговой системе можно достичь и путем объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков. В первую очередь это относится к платежам за право пользования природными ресурсами и акцизам на минеральное сырье.

Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:

   ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

   расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

   постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

   решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

   расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на
имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных
средств) и граждан;

   унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

   расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

   усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а
также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки
акцизов на них.

Перечисленные преобразования налогового кодекса будут стимулировать налогоплательщиков в соблюдении налогового законодательства и позволят вывести экономику России на новый уровень развития.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает вели­чайший экономический эксперимент - переход от планового управления на­родным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономиче­ского развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с оста­точными элементами предыдущей экономической системы и укоренивши­мися тради­циями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложня­ется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необхо­димо одновременно осуществлять реформы в области права, полити­ки и эко­номики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых орга­нов в стране - клю­чевой фактор успеха в деле перевода экономики на ры­ночные рельсы.

Проблема налогообложения - одна из наиболее сложных в практике осуществле­ния проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожа­луй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серь­езной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объек­том анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях пере­хода к рыночному хозяйству, становится налоги. Они призваны обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важней­ших экономических и социальных задач. Налоговые методы регулирования финансово-экономиче­ских отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений. Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием до­ходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспреде­ление национального дохода и создает условия для эффективного государст­венного управления.

В данной курсовой работе было всесторонне изучена сущность нало­гов, их функции и принципы налогообложения. Большое внимание в работе уделено анализу современной налоговой системы России, а также проблемам в её функционировании и направлениям реформирования.

На основании материала, представленного в работе, можно сделать следующие выводы:

1. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необхо­димыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут высту­пать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ.

2. В России действует трехуровневая система налогообложения, вклю­чающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, ме­стные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рацио­нально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определен­ные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непо­средственно поступали в соответствующую казну.

3. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучше­нии. Основные направления совершенствования налоговой системы вклю­чают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов и так далее.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что налогообложение должно быть более лояльным и справедливым в настоящее время для того, чтобы с появившейся возможностью развития и развивалось само государство.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.

Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2) – Официальный текст. – М.: «Издательство ЭЛИТ – 2000», 2007. – 392 с.

2.

Александров И.М. Налоги и налогообложение. Издательский дом «Дашков и К», 2005. – 286 с.

3.

Брызгалин А.В., Налоги и налоговое право. Учебное пособие.  М.: Аналитик-пресс, 2007. – 608 с.

4.

Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: «КНОРУС», 2005.  232 с.

5.

Дадашева А.З. Налоговая система России. – М.: «Экономика и жизнь», 2006.  318 с.

6.

Дмитриев М. Бюджетная политика в современной России.  М.: Московский Центр Книги, 2006.  258 с.

7.

Евстигнеева Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство.  М.: «Юрист», 2007. – 621 с.

8.

Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.

9.

Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: «Бек», 2005. – 278с

10.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – 457 с.

11.

Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 191 с.

12.

Русакова И.Г. Налоги и налогообложение. – М.: Изд-во «Проспект», 2003. – 456 с.

13.

Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике России. – М.: «ЮНИТИ-Дана», 2007. – 383 с.

14.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2006. – 457 с.

15.

Воскобойников А., Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговой системы России / Федерализм. - 2007, №6. - С. 39

Информация о работе Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения