Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогов, а также принципов и концепции налогообложения на современном этапе развития рыночной экономики. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- анализ исторических предпосылок появления и развития налогообложения в Российской Федерации;
- изучение экономической сущности налогов, их классификации, принципов и функций налоговой системы;
- исследование роли налогов в экономическом развитии страны;
- анализ проблем современного налогообложения России;
- изучение направлений совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ
И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………....……........5
1.1 История появления и развития налогообложения в России…….....5
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...9
1.3 Принципы и функции налогообложения…………………………..15
2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…………………………………………....22
2.1 Концептуальные основы политики Российской Федерации
в области налогообложения....................................................................................22
2.2 Роль налоговой системы в экономическом развитии страны…….25
3. НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………..………………….............30
3.1 Проблемы современного налогообложения в России…………….30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации…………………………………………….................…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал НК РФ. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на поэтапную реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы,  снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.

Принятие и введение в действие НК РФ позволили существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Если для законодательства начала 1990-х гг. было характерно практически полное отсутствие регламентации налоговых органов, их взаимоотношений с налогоплательщиками, то НК РФ, вступивший в силу с 1999 г., четко регламентирует действия налоговых органов во многих стандартных ситуациях, возникающих при сборе налогов. Фактически он включает не только собственно налоговый, но и по аналогии с Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами Налогово-процессуальный кодекс. Именно эти «процессуальные» элементы и оказывают определяющее влияние на технологию сбора налогов в условиях действия НК РФ.

НК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифференцирует ее в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава налоговых правонарушений.

Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговую политику можно подразделить на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему.

Стратегические направления налоговой политики определяются: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и другими органами.

 

2.2 Роль налоговой системы в экономическом развитии страны

 

Налоговая система возникала и развивалась с момента образования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником пополнения государственной казны.

Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также историей становления системы налогов.

Налоги направляются на финансирование расходов, связанных с обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования, культуры, науки, содержанием органов управления и так далее.

Соотношение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, в различных странах неодинаково. В России на современном этапе основная часть поступлений в бюджет обеспечивается налоговыми платежами юридических лиц. Удельный вес налогов с граждан еще недостаточно высок ввиду низких доходов большей части населения и отсутствия накопленного имущества. Но постепенно в налоговой системе России, как и большинства развитых стран, происходит перенос налогового бремени с организаций на физических лиц.

Граждане любого государства вносят в казну различные налоги, сборы и пошлины. Большинство граждан уплачивают одновременно несколько налогов: подоходный налог и ряд налогов на имущество, которые в большинстве стран рассматриваются как налоги на накопленное богатство.

Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уров­нем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

С момента своего возникновения государственные доходы претерпе­ли значительную эволюцию, Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-де­нежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его про­дажи.

Современные бюджетные системы включают бюджеты центрально­го правительства, региональных органов и органов местного самоуп­равления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов домини­ровали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Пря­мые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с на­следств и дарений и др.

До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой вой­ны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг.  уже 4050%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран  косвенные нало­ги. По мере развития промышленности и торговли происходит расши­рение сферы косвенного налогообложения товаров местного производ­ства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах  экспор­терах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных по­ступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошли­ны являются одним из основных источников государственных доходов. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы [3, с. 195].

Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальный предприятий (в Российской Федерации  унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

Доля национального дохода, перераспределяемого через систему на­логов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (Скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. На общий размер нало­говых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют та­кие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследую связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках. Это положение можно проиллюстрировать графически:

 

 

Рисунок 2.1  Кривая зависимости уровня собираемости налогов

от их ставок

 

 

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

   ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

   ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)

При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать: r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a),  T(b)<T(a), поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится  справа от точки А (например в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку  возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

 

 

 


3. НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

3.1 Проблемы современного налогообложения в России

 

Существующая налоговая система России требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (24%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть  налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.

4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет  1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием  инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

7. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд «нерыночных» налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли, а также ряд налогов с целевым назначением. Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание  которых превышают сумму собранных налогов.

Информация о работе Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения