Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогов, а также принципов и концепции налогообложения на современном этапе развития рыночной экономики. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- анализ исторических предпосылок появления и развития налогообложения в Российской Федерации;
- изучение экономической сущности налогов, их классификации, принципов и функций налоговой системы;
- исследование роли налогов в экономическом развитии страны;
- анализ проблем современного налогообложения России;
- изучение направлений совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ
И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………....……........5
1.1 История появления и развития налогообложения в России…….....5
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...9
1.3 Принципы и функции налогообложения…………………………..15
2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…………………………………………....22
2.1 Концептуальные основы политики Российской Федерации
в области налогообложения....................................................................................22
2.2 Роль налоговой системы в экономическом развитии страны…….25
3. НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………..………………….............30
3.1 Проблемы современного налогообложения в России…………….30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации…………………………………………….................…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

           Принцип удобности - он предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которое наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков.

           Принцип экономии - заключается в сокращении издержек взимания налога в рационализации системы налогообложения. Сумма сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом превышать затраты на его сбор и обслуживание.

           Принципы, сформулированные А. Смитом, имеющие всеобщий, универсальный характер, уточнены и дополнены Д. Рикардо, А. Вагнером, А. Соколовым, П. Самуэльсоном, Т. Юткиной и представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Система принципов налогообложения

 

Наименование группы принципов

Характеристика принципа

1

2

1). Финансовые принципы

- достаточность налогообложения

- эластичность или подвижность налогообложения

2). Народнохозяйственные

принципы

- надлежащий выбор источника налогообложения, то есть решение вопроса, должен ли налог возлагаться только на доход или капитал отдельного лица, либо населения в целом

- правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями их предложения

3). Этические принципы

- всеобщность налогообложения

- равномерность налогообложения

 

4). Административно-технические правила или принципы налогового управления

- определенность налогообложения

- удобство уплаты налогов

- максимальное уменьшение издержек взимания

 

В современных условиях, то есть в условиях рыночной экономики России, правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

1. Налоговое законодательство должно быть стабильным. Под ним понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством. Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом.

2. Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов.

3. Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

4. Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира.

5. Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие  и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

6. Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.

7. Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

7. Принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Его суть заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить.

8. Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

9. Принцип однократности обложения, то есть один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период.

Система налогообложения, принятая законодательством - это практический  инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков,  следовательно, именно действующая система  налогообложения  даёт  представление  о  полноте использования  присущих  налогообложению  функций,  т.е.  о  роли  налоговой системы. К числу основных функций налоговой системы можно отнести:

1. Фискальная функции  состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

2. Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

2. Распределительная функция налоговой системы - проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

3. Социальная функция. Она носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. 

4. Стимулирующая функция. Она является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная  функция - выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

 


2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

2.1 Концептуальные основы политики Российской Федерации

в области налогообложения

 

Происходящие в Российской Федерации реформы в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами, процесс интегрирования российской экономики в мировую требуют проведения адекватной налоговой политики, концепция которой представляет собой сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий и имеющей своей целью построение эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Согласно определению, даваемому Большой советской энциклопедией, концепция (от лат. conceptio) представляет собой определённый способ понимания какого-либо явления, основная точка зрения на предмет.

В соответствие с этим, концептуальной основой налоговой политики России является система взаимоотношений государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями по поводу перераспределения материальных благ. В до перестроечной России создавалась иллюзия, что налоговая система играет чисто прикладную роль: с ее помощью государство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для реализации его функций. В этой связи давалась узкая трактовка налоговой политики. В действительности понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет па инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.

Первый тип  политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип  политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

Третий тип  налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются па увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ стал реализовываться первый  тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства.

Информация о работе Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения