Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогов, а также принципов и концепции налогообложения на современном этапе развития рыночной экономики. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- анализ исторических предпосылок появления и развития налогообложения в Российской Федерации;
- изучение экономической сущности налогов, их классификации, принципов и функций налоговой системы;
- исследование роли налогов в экономическом развитии страны;
- анализ проблем современного налогообложения России;
- изучение направлений совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ
И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………....……........5
1.1 История появления и развития налогообложения в России…….....5
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...9
1.3 Принципы и функции налогообложения…………………………..15
2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…………………………………………....22
2.1 Концептуальные основы политики Российской Федерации
в области налогообложения....................................................................................22
2.2 Роль налоговой системы в экономическом развитии страны…….25
3. НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………..………………….............30
3.1 Проблемы современного налогообложения в России…………….30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации…………………………………………….................…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  производства.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором [9, с. 203].

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении [11, с. 87].

Существует большое количество разнообразных формулировок понятия «налоги», обобщая которые можно дать следующее определение. 

Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. Все налоги, взимаемые в государстве, образуют его налоговую систему.

  Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К элементам налога относятся:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник  налога  - т.е.  доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - это величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый  -  (от слова кадастр - таблица,  справочник). При такой системе налогообложения объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения дохода лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Эти налоги вносятся лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

В настоящее время существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на  части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и  юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

В России, как и в западных государствах, применяется глобальная налоговая система.

Для того, чтобы лучше понять сущность налогов необходимо ознакомиться с их классификацией.

1. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль;  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.

2.  По уровням налогообложения налоги подразделяются на: 

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. К федеральным налогам согласно статьи 13 НК РФ относятся:

1)       Налог на добавленную стоимость;

2)       акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3)       налог на прибыль организаций;

4)       налог на доходы физических лиц;

5)       единый социальный налог;

6)       налог на добычу полезных ископаемых;

7)       государственная пошлина;

8)       таможенная пошлина и сборы;

9)       налог на пользование недрами;

10)  сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами;

Региональные и местные налоги  это налоги республик в составе РФ, краевых, областей, автономной области,  автономных округов (для краткости их чаще называют региональными), устанавливаемые законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. К числу региональных налогов согласно статьи 14 НК РФ относятся:

1)       налог на имущество организаций;

2)       транспортный налог;

3)       налог на игорный бизнес;

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектами РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К местным налогам в соответствие со статьей 15 НК РФ с 2007 года относятся всего два налога:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.

3. По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота,  налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда.

4. Налоги подразделяются на раскладочные и количественные.

Раскладочные налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход, а количественные налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

5. Закрепленные и регулирующие налоги. В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

 

1.3 Принципы и функции налогообложения

 

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах - то есть основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так, как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения и спокойствие граждан. Разные общественные деятели и ученые в качестве основных выделяли те или иные принципы.

А.Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал следующее: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, какими они пользуются, под покровительством и защитой государства». [10, с. 171]. Основные принципы налогообложения, разработанные А. Смитом, представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Классические принципы налогообложения А. Смита

 

Принцип определенности - это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально- экономическим условиям.

Принцип справедливости - этот принцип утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно с их доходами. Принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, а привилегии предоставляются другим.

Информация о работе Сущность налогов, принципы и концепция налогообложения