Сущность налоговых реформ в период финансового кризиса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание

Введение
3
1.
Сущность налоговых реформ
5
1.1.
Классификация налоговых реформ
5
1.2.
Роль налогов в формировании финансов государства в период финансового кризиса
10
1.3.
Основные цели налоговых реформ в РФ
17
1.4.
Основные цели налоговых реформ в странах с переходной экономикой
20
2.
Госпошлина
26
2.1.
Налогоплательщики и налоговая база, порядок и сроки уплаты
26
2.2.
Размеры госпошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции
29
2.3.
Размеры госпошлины за совершение действий
33
2.4.
Размеры госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния
36
2.5.
Задача
37
3.
НДПИ
40
3.1.
Анализ поступления НДПИ в госбюджет РФ
40
3.2.
Налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база
42
3.3.
Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых
47
3.4.
Ставки налога
51
3.5.
Льготы по налогу. Особенности налогообложения НДПИ на нефть
53
3.6.
Задача
54
4.
Налог на прибыль
56
4.1.
Роль налога в формировании регионального бюджета
56
4.2.
Налогоплательщики, объекты налогообложения, ставки
58
4.3.
Доходы и расходы, учитываемые при налогообложении
61
4.4.
Внереализационные доходы и расходы
68
4.5.
Льготы по налогу
71
4.6.
Задача
77
5.
Расчетная часть
84

Заключение
92

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра: «Экономика предприятий»

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

на тему: Сущность налоговых реформ в период финансового

(тема  курсового проекта)

й                                      кризиса в РФ                                              й

по курсу:i                  Налоги юридических лиц                           й

 

 

Выполнил студент   

Группы   

Факультета экономики и управления                «Допустить к защите»:

Руководитель курсового проекта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2010

РЕЦЕНЗИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

3

1.

Сущность налоговых  реформ

5

  1.1.

Классификация налоговых  реформ

5

  1.2.

Роль налогов в формировании финансов государства в период финансового кризиса

10

  1.3.

Основные цели налоговых  реформ в РФ

17

  1.4.

Основные цели налоговых  реформ в странах с переходной экономикой

20

2.

Госпошлина

26

  2.1.

Налогоплательщики и  налоговая база, порядок и сроки уплаты

26

  2.2.

Размеры госпошлины по делам, рассматриваемых в судах общей  юрисдикции

29

  2.3.

Размеры госпошлины за совершение действий

33

  2.4.

Размеры госпошлины за государственную  регистрацию актов гражданского состояния

36

  2.5.

Задача

37

3.

НДПИ

40

  3.1.

Анализ поступления  НДПИ в госбюджет РФ

40

  3.2.

Налогоплательщики, объекты  налогообложения, налоговая база

42

  3.3.

Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых

47

  3.4.

Ставки налога

51

  3.5.

Льготы по налогу. Особенности налогообложения НДПИ на нефть

53

  3.6.

Задача

54

4.

Налог на прибыль

56

  4.1.

Роль налога в формировании регионального бюджета

56

  4.2.

Налогоплательщики, объекты  налогообложения, ставки

58

  4.3.

Доходы и расходы, учитываемые при налогообложении

61

  4.4.

Внереализационные доходы и расходы

68

  4.5.

Льготы по налогу

71

  4.6.

Задача

77

5.

Расчетная часть

84

 

Заключение

92

 

Список использованной литературы

94


ВВЕДЕНИЕ

 

       Налоги известны с глубокой древности. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

        Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

       Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Б. Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

       Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

       Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер налогов.

       В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

       В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

       Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации, касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

       Целью данного курсового проекта является подробное изучение сущности налоговых реформ, госпошлины, налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль. В соответствии с целью построены главы данного курсового проекта, где раскрывается суть данных понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ

 

1.1.Классификация налоговых реформ

 

       Понятие «налоговые реформы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. В него входят такие вопросы как сущность, виды, особенности и цель налоговой реформы. В общем, все то, из чего и состоит налоговая реформа.

        Первые реформы появились в Древнем мире.  Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. – ХIV в. н. э.).

        Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

       Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

       Основная цель налоговой реформы – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

        Налоговая реформа осуществляется тогда, когда изначально противоположно направленные интересы сторон — государства и налогоплательщиков развиваются от состояния различия до состояния конфликта, в котором возникает реальная угроза распада системы. Тогда государство осуществляет налоговую реформу, то есть трансформирует налоговую систему таким образом, что 
бы несоответствие их интересов снова приняло характер различия, а их взаимоотношения вернулись в зону безопасности.

        Конечный результат реформы зависит от силы и направления постоянных и чрезвычайных возмущающих воздействий. Чрезвычайные воздействия формируются под действием форс-мажорных обстоятельств, непредсказуемы и не могут учитываться при разработке системы налоговых преобразований. Постоянные возмущающие воздействия (низкая экономическая и правовая культура плательщиков; многовековая «традиция» неуплаты налогов; отсутствие прямой связи между ростом налогов и качеством общественных благ; коррумпированность чиновников) перманентно присущи российскому менталитету и вплетены в общественное сознание. В отличие от чрезвычайных, они предсказуемы, а потому могут и должны учитываться на этапе разработки налоговой реформы.

       Эффективная система налоговых преобразований должна отвечать следующим критериям:

  • полноты - то есть все результаты проведенных реформ 
    видны, отсутствуют скрытые процессы и явления, имеющие отдаленные последствия;
  • непротиворечивости - при разрешении существующих противоречий не были заложены новые проблемы и глубинные противоречия, которые 
    потребуют решения в будущем;
  • завершенности преобразований, что значит 
    возвращение системы отношений между государством и налогоплательщиками из зоны распада в зону безопасности и сохранение устойчивого состояния динамического равновесия.

       Налоговые реформы, имевшие место в Российской истории, по объекту реформирования можно разделить на реформы:

  1. основных прямых налогов, отраслевые и комплексные;
  2. по доминирующей функции налогов - на фискальные и стимулирующие.

       Реформы основных прямых налогов не отвечают критерию полноты и непротиворечивости, но удовлетворяют требованию завершенности преобразований. Отраслевые налоговые реформы соответствуют требованию полноты и завершенности, однако не отвечают критерию непротиворечивости. Комплексные налоговые реформы, к которым относится и современная налоговая реформа, не соответствуют ни одному критерию эффективности. Из исторического опыта следует, что стимулирующие налоговые реформы, хотя и требуют в краткосрочном периоде использования компенсирующих факторов, в долгосрочном плане проходят успешнее и приводят к росту налогооблагаемой базы, в отличие от фискальных. [6, c. 40]

       Современный этап налоговой реформы характеризуется двумя принципиально различными направлениями налоговой политики. В период становления современной налоговой системы (1991-2000 гг., и особенно 1992-1998 гг.) происходило четкое развитие событий «по Лафферу» в той части его кривой, в которой рост налогового гнета приводит к сокращению налогооблагаемой базы и соответственно доходов бюджета. Взаимоотношения экономических субъектов и государства трансформировались от различия до конфликта, при котором возникает угроза существования системы. Конфликт был осознан правительством страны, и курс реформ изменен.

       На втором этапе развития (с 2001 г. по настоящее время) налоговая реформа реализовалась по принципу радикального устранения видимых, ярко выраженных проблем. В результате некорректной целевой установки (сокращение налогового бремени вместо стремления к его адекватному и равномерному распределению) достигнута стабилизация финансовой системы страны только на уровне федерального бюджета. Эффективного перераспределения финансовых ресурсов страны, социальной защиты граждан, регулирования инвестиционных процессов современная налоговая система должным образом не обеспечивает. На протяжении обоих периодов проводилась комплексная налоговая реформа фискальной направленности, не удовлетворяющая ни одному из критериев эффективности.

       Результатом реформирования налоговой системы России должен стать механизм, способный обеспечить переход от снижения налогового бремени к его оптимальному распределению. Для его создания необходимы три направления действий:

       - стимулирование инвестиционной активности посредством налогов (с помощью возвращения льготы по налогу на прибыль, реинвестируемую в производство);

       - изъятие сверхприбылей в добывающих отраслях, не оказывающее дестимулирующего воздействия на инвестиционные процессы в них (за счет аккумулирования абсолютной ренты через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а дифференциальной - посредством включения соответствующих платежей в неналоговое соглашение);

       - социализация налоговой системы (введение дифференцированной шкалы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при одновременном освобождении от налогообложения доходов ниже прожиточного минимума, индексации до этого уровня минимальной заработной платы, отмене стандартных налоговых вычетов для плательщиков среднего и высшего класса).

       Каждая новая налоговая реформы предполагает, в отличие от текущих налоговых модификаций, радикальный пересмотр системообразующих элементов налоговых обязательств. По глубине этих преобразований, их экономической обоснованности и социальной содержательности можно делать вывод о том, в какую сторону «смотрят» законодатели: или в сторону повышения народного благосостояния, или в сторону укрепления собственных властных позиций. Именно по этой причине следует знать уже известный перечень основных элементов налоговых обязательств. С них всегда начинается каждый новый налоговый закон, с них начата часть первая Налогового кодекса РФ.

       Правительства должны строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов.

Информация о работе Сущность налоговых реформ в период финансового кризиса в РФ